- Частые регулярные проверки ЦБ дестабилизируют отношение клиентов? У них не появляется страх, что вас закроют?
- Что происходит в Кургане утром – вечером известно всем его жителям. Приезжает проверка – депозитчики бегут забирать вклады. Каждый раз им говорят: «Не делайте этого». Не помогает. Хотя в прошлую проверку к нам пришли человек 120, а в эту всего 10-15. Забирают, а на следующий день, убедившись, что все в порядке, деньги выдают, приносят их обратно, потеряв свои проценты. Некоторые испытывают банк по два раза. Но эти случаи единичны и нам никак не мешают.
- Почему одни банки ЦБ решает санировать, а у других отзывает лицензию?
- Зависит от того, сколько они украли. Украли много - будут санировать и вливать огромное количество бюджетных денег. Мало - отзовут лицензию. Это если в общих чертах. А если серьезно, то чем крупнее банк, тем его закрытие нанесет больший вред банковской системе страны, допустить этого нельзя, поэтому вводится процедура санации. С банками, не являющимися системообразующими, все проще: нарушил инструкции – получил предписание. Пришли повторно - ничего не исправил, тебя закрыли.
- Как за 25 лет менялся банк, кроме того, что у него рос капитал?
- Мы купили контрольный пакет в 2000 году и, к сожалению, не получили помощи от предыдущего руководства и совета директоров. Более того, банк был обезглавлен – по команде ушла вся верхушка. Потом сменилось много директоров. Опыта было ноль, а людей со стороны я всегда беру с опаской. Собрали общее совещание, каждый высказался, что его не устраивает и что нужно сделать. Я, вспомнив Владимира Ильича, сказал, что важен не только подбор, но и расстановка кадров. Многие пошли на повышение, главные специалисты стали
начальниками отделов, в том числе и самого главного – кредитного. Мы сохранили всех до единого опытных людей. В конце концов, к нам пришло понимание, что банком не только в стратегическом, но и в оперативном плане должен управлять собственник. Поэтому сейчас им руководит мой зять, муж моей средней дочери Алексей.
- Наш общий знакомый, Дмитрий Ефимович Дорфман, говорит о вашем потрясающем умении подбирать кадры.
- По-моему, я говорил тебе, что в прошлом или позапрошлом году у меня исполнилось 40 лет педагогического стажа. Я преподавал, заведовал кафедрой, был деканом. Последние три года в КМИ был проректором по учебной работе. Потом ушел в бизнес, были периоды, когда численность работающих составляла 900 человек. Их принимал и собеседовал я. Параллельно продолжал преподавать в сельхозинституте. Когда всю жизнь работаешь с людьми, начинаешь немножко разбираться в них. Я не вижу человека насквозь, но у меня своя система тестов, которой я безоглядно верю. Мне достаточно одного разговора, чтобы принять решение. Допускаю, что среди них было немало ошибочных. И все же есть один банковский принцип: если есть сомнение, то трактуется оно не в пользу второй стороны.
- Вы легко увольняете?
- Нет. Для меня это тяжело. Очень. Но с возрастом приходит понимание: вам портят нервы не те люди, которых уволили, а те, которых не уволили.
- На моей памяти вы промахнулись два раза.
- Больше. К сожалению.
- Про кадровые изменения поговорили. А как вообще менялся банк?
- В 2000 году здесь отсутствовало приличное программное обеспечение. Даже сеть была неполноценной, связывала отдельных специалистов, а не всю компанию. Мы съездили в Екатеринбург в «Ореолкомбанк», посмотрели, как там работает ПО, специально созданное для малых и средних банков. Приобрели его для
кредитного и валютного отделов. Затем сложные позиции заказывали у московского «Програмбанка» - той же фирме, что разработала наше ПО. А вещи попроще – у одного из лучших системщиков в городе – Дмитрия Мухина. Недаром мы его потом сделали председателем правления.
- Какое странное решение.
- Так только кажется. Создавая полностью сеть банку, обучая каждого из сотрудников, как работать в программе, объясняя его функционал, он следил за работой каждого отдела, несколько лет помогал всем. В результате сам стал лучшим банкиром, знающим в банке абсолютно все. Не только ПО, но и кадры, и что нужно делать, чтобы больше зарабатывать.
- Получается, у вас от председателя правления не требуется быть грамотным финансистом?
- В банке ошибиться можно только сознательно, чтобы либо напакостить, либо украсть. А если делать все по инструкциям, распоряжениям и указаниям Центробанка, руководствуясь законом о банках и банковской деятельности, то ума вообще много не надо. Сама банковская система устроена так, чтобы не допустить ошибки, ведь речь идет о деньгах. Для этого в банке работает служба внутреннего контроля, которая проводит десятки проверок своих работников. А сейчас, по указанию Центробанка, появилась еще и служба собственного аудита. Но это не значит, что кресло председателя пустует, а денежки идут. Я, конечно, утрирую, на эту должность нельзя назначить человека, не разбирающегося в финансах. Если уж на то пошло, Центробанк сам с большей охотой утверждает председателем правления человека, имеющего юридическое образование, на втором месте – «Финансы и кредит», на третьем – экономическое. А больше никого.
- Алексей юрист?
- Он окончил «Финансы и кредит», причем на «отлично». Вдобавок ко всему, он еще не курит и не пьет, занимается спортом и не сквернословит)).
- Страшный человек))) Какими технологиями сейчас вы можете похвастаться?
- У нас есть все, что должно быть в любом современном банке. И обслуживание онлайн, и мобильный банк, и
пластиковый проект, в том числе зарплатный, и много еще всяких современных технологичных штук. Мы давно отказались от морально устаревшего «Гефеста», купили у «Програмбанка» новое ПО – «Омегу». Потратили на это много миллионов рублей, зато по удобству обслуживания не отстаем от банков-гигантов.