- Анатолий Васильевич, восстановление кафедрального собора Александра Невского было вашей инициативой?
- Я хотел бы обратить внимание на один очень важный момент. Я убежден, что заслуга возрождения или строительства храма всегда принадлежит тому, кто вдохновил на это благое дело. При ком были созданы условия и появились предпосылки. Я помогал епископу Михаилу, первому владыке Курганской епархии, как человеку, который мне понравился, чрезвычайно талантливому и доброму. При том, что он был серьезно болен, и не одной, как говорится, болячкой, он думал не о себе, а об окружающих, старался сделать все, чтобы возродить здесь приход. Примерно такой же мотив был и у меня. Я хотел, чтобы люди, которым это нужно, могли пойти в церковь.
Помню, когда работы были закончены, мы собрались, чтобы поздравить друг друга, порадоваться, что храм принял свой исторический облик. С нами был некто Колин, представитель американской фирмы, с которой мы сотрудничали. Он попросил слово и сказал следующее: «Сегодня я увидел, как на большой высоте была проделана высококлассная инженерная работа. Но главное не это. Я увидел, что собрались люди, и многие из них плакали, им это было важно. Вы сделали большое дело для них, и за это я вашу фирму еще больше уважаю».
Вот, наверное, ответ на вопрос об инициативе. А останавливаться на полпути не в моем характере. И, несмотря на то, что с нынешним владыкой Иосифом у меня практически нет контактов, благоустройство храма Александра Невского и другие начатые изменения в епархии мы закончили силами «Корвета». Я считаю, дело довели до конца. Храм работает так, как должен. Конечно, за ним надо постоянно следить, но это уже не серьезные восстановительные работы, а текущий ремонт, необходимый в уходе за любым помещением.
- А храм Пантелеймона-целителя в Рябково? Тоже владыка Михаил вдохновил?
- Уже владыка Константин. Они оба очень много работали, а я просто оказывал помощь. То же самое могу сказать и про отца Владимира, бывшего настоятеля храма Пантелеймона-целителя. Это инициативный и душевный человек, за что его и любили прихожане. Да и храм-то начали строить, потому что приход образовался серьезный. Когда я с отцом Владимиром познакомился, увидел, как он хлопочет, мы поставили рекорд: здание возвели за год. Люди на его службах даже снаружи стояли – мы вновь убедились, что сделали нужное дело. Потом отец Владимир решил открыть воскресную школу в вагончике, где раньше проводил службы. Какое-то время она работала, но с тех пор как его перевели в другое место, там воцарились развал и разруха.
Я не буду заявлять, что я истово верующий или высокоидейный. Но и грехи замаливать не собираюсь, нет у меня таких грехов. Знаете, как говорят: «Ага, раз строит высокий храм, значит, грехи у него такие же великие!» Это, как и любая спонсорская помощь, для людей, чтобы они могли прийти, помолиться, есть же моменты чисто человеческие. Поставил свечку за здравие или упокой души, вспомнил близких…
- Благодаря жертвователям РПЦ почти наполовину восстановила дореволюционное число храмов. Но при этом эксперты уверены, что вернуться к прежнему уровню религиозности в обществе невозможно.
- Я убежден: приток или отток людей в церквях зависит только от священнослужителей. Пока курганской епархией руководили владыки Михаил и Константин, резко росли и число храмов, и число прихожан. Одни приходы пустеют, другие – переполнены. При этом не нужно оценивать их, как раньше, – всей деревней в субботу пошли на службу. Сейчас это действительно невозможно: стиль жизни общества изменился – в эту субботу пришли одни, в следующую – другие.
Однако такого количества верующих в царской России, как мы привыкли думать, не было. Считается, все поголовно верили, потому что народ был темный, дремучий, но это неправда. Мы и сейчас так думаем о деревенских; да вы сядьте, поговорите с этими ребятами, у них чувство юмора не хуже, чем у горожан просвещенных, и образ мысли не очень-то отличается. Раньше хватало и атеистов, и тех, кто воспринимал посещение храма как обязанность, – молча отстоял на службе, и все. Да и развлечений-то – театров, домов культуры – было меньше. А теперь появилась конкуренция, и нужно думать, что сделать, чтобы люди слушали не только рэп в интернете, но и проповеди о самом главном. Но я в этом отношении не пессимист, считаю, церковь на это способна.