- В ноябре вы презентовали первую погрузочно-доставочную машину. С чем связано стремление запустить этот проект?
- Цель проекта, прежде всего, – диверсификация производства нашего предприятия. Выбор пал на погрузочно-доставочную машину, потому что такова потребность Уральской горно-металлургической компании, в структуру которой мы входим. Отечественных аналогов этой техники не существует, приходится закупать у западных фирм. Мы работали над проектом чуть меньше года: начали получать документацию в марте 2018-го и через несколько месяцев выпустили машину грузоподъемностью десять тонн. Я считаю, это очень короткий срок. Техника, изготовленная в конце прошлого года, в январе отправилась на испытания в шахту. Буквально сегодня я говорил с ее первым потребителем, он дал отличную характеристику и сказал, что хотел бы полностью перейти на эксплуатацию наших погрузочно-доставочных машин. В 2019-м собираемся отправить в шахты еще шесть «десятитонников». В дальнейшем планируем линейку из пяти машин: три погрузочно-доставочные (10, 14, 17 тонн) и два вида шахтных самосвалов. На первый квартал 2020-го намечен выпуск 14-тонного прототипа, который мы также направим работать в одно из предприятий УГМК. Сейчас
мы создаем машины в цехе модернизации тепловозов, но в дальнейшем собираемся перенести производство на отдельные площади. Пока готовим инвестпроект, в ближайшем будущем должны защитить его и заняться внедрением.
- Я правильно понимаю, что вы изготавливаете погрузочно-доставочные машины для УГМК?
- Только первую. В дальнейшем вместе с нашим партнером, чешской компанией Ferrit, планируем выход на рынки России и СНГ, а затем и дальнее зарубежье. Пока руду добывают, погрузочно-доставочные машины будут востребованы. Это перспективный проект.
- На каких условиях складываются ваши отношения с Ferrit?
- У нас равноправные партнерские отношения. Они разрабатывают документацию, поставляют системы управления и еще ряд комплектующих, мы – изготавливаем.
В цехе модернизации тепловозов перерыв на обед – без работников залитое солнечным светом помещение, и без того впечатляющее размахом, навевает мысли о торжественном храме. Кажется, производство погрузочно-доставочных машин вписалось сюда без особых проблем. Посмотреть на готовый экземпляр мы
безнадежно опоздали, поэтому довольствуемся тем, что есть, – разглядываем каркас будущей кабины, слепяще-оранжевый ковш весом 2,6 тонны (точно больше моей ванны) и металлические детали толщиной с руку взрослого мужчины. Несмотря на всю заметную мощь, срок службы машины – всего пять лет, и никакого
восстановления. «Ее загонят в шахту, где она будет денно и нощно отгружать руду, – представляете, какая нагрузка? За отпущенный срок эксплуатации техника неизбежно придет в негодность. При этом только в УГМК находится около 200 машин всех модификаций. А сколько горнодобывающих предприятий в России и странах СНГ? Рынок очень большой, сделаем качественный продукт – будем обеспечены работой на долгие годы», – объясняет Андрей Попов. Все кузовные детали ШААЗ изготавливает на собственных площадях, создавая новые рабочие места: в конце 2018-го на заводе было 2270 сотрудников, сейчас – 2300.