- Что еще в ближайших планах?
- Будем в очередной раз перекладывать плитку возле бизнес-центра. Обратите внимание: везде разрушена, а у нас целая, ровная, ям и луж нет. Территория не наша, а города. Я писал много писем, в том числе в прокуратуру, чтобы все починили. Но администрации все равно. Очевидно, у нас разные показатели качества содержания тротуаров. У них каждый год один ответ: запланируем, внесём расходы в бюджет, в следующем году отремонтируем. Вот только какой именно это будет год – не уточняют. Остается только справляться собственными силами. Убеждаем собственников в необходимости ремонта и делаем за свой счет. Это тоже показатель класса. Мы не просто поддерживаем здание в порядке, а увеличиваем его капитализацию.
- У бизнес-центра «Аркаим Плаза» есть собственная управляющая компания. Понятно, чем УК занимается в жилом доме. Зачем она бизнес-центру?
- На выбор того или иного способа администрирования, безусловно, влияют количество объектов недвижимости и площади в управлении, правовая форма управляющей компании, оборот, налогообложение компании, наличие собственных бизнес-структур в компании. Задач для УК хоть отбавляй: от арендных решений и ведения хозяйства до технической эксплуатации зданий и сооружений. Я сторонник классического внутреннего управления объектами силами собственной управляющей компании. Но близко то время, когда по примеру наших зарубежных коллег и в России появится практика внешнего управления. Всё к этому идёт.
Например, точка роста нашей управляющей компании – развитие брокериджа коммерческой недвижимости. Следующий этап – внедрение внешнего управления коммерческой недвижимостью в Челябинске. Многие собственники коммерческой недвижимости хотят иметь свою сильную команду менеджеров, инженеров. Но если альтернатива – действующая команда профессионалов высочайшего уровня (и содержание собственной
УК явно обходится дороже), то внешнее управление возьмет верх!
- Обычно требования к офису диктует специфика компании. Одним нужен опенспейс, другим – отдельные кабинеты. Третьим - переговорные, четвертым - конференц-залы, пятым - условия для приема большого потока клиентов. Как предусмотреть все варианты?
- Мы разрабатываем индивидуальный план для каждого партнера. Например, на пятом этаже под компанию «РМК» делали дизайн, руководствуясь их брендбуком. И это не просто ремонт – мы ломали стены, расширяли кабинеты, организовывали рассадку, рабочие места по требованию.
- Вы выставили этот ремонт им в счет?
- Нет конечно. Каждая компания уникальна, и мы ищем индивидуальный подход. Так, у «Центра коммунального
сервиса» большой трафик. Им нужна определенная проходимость, чтобы не было заторов. Требовались соответствующая рассадка, освещение, налаженная логистика. По этому запросу мы отработали на 100%. Расширили помещения, поставили дополнительные перегородки и двери там, где это было необходимо, в
местах с большим потоком клиентов добавили приточной вентиляции.
- Вы делаете все это только для крупных клиентов?
- Необязательно. У нас есть клиенты, занимающие всего 40 м2. И это не значит, что мы их игнорируем. Ничего подобного. Мы предлагаем свои варианты сотрудничества на начальном этапе любому потенциальному арендатору, вне зависимости от требуемого количества площадей. Приводим помещение в порядок, прежде чем показать его новому клиенту. Устраивает наш вариант – хорошо. Кто-то просит, например, дополнительную перегородку – ставим. Предлагаем индивидуальный дизайн, рассадку сотрудников и прочее. Предпочитаем делать ставку на долгосрочное сотрудничество. Да, сейчас понесем убыток, зато заключим десятилетний договор, в котором оговорим возможное повышение ставок, условия сервиса, клининга.
- Какой у вас размер дебиторской задолженности?
- У нас ее нет, все исправно платят. Некоторые – даже вперед. Недавно вынуждены были расстаться с одним партнером – он оказался конфликтным соседом. Сотрудники постоянно были взвинчены, агрессивны, могли ругаться матом в кофейне, курили возле крыльца. Мы полгода вели переговоры в отношении их поведения.
Они исправно платили арендную плату, но могли незаметно плюнуть на пол, выбросить бумажку, шуметь в коридоре, мешать другим арендаторам. Наши разговоры ни к чему не привели, появились конфликты.
Я понимаю, с точки зрения клиентоориентированности это выглядит как самоубийство, но другого выхода, кроме расставания, у нас не было. И их место моментально заняли другие. У нас есть горячий список
потенциальных арендаторов. Они уже снимают помещения в других офисных зданиях, но попросили поставить себя на заметку: «Как только место освободится – скажите, по первому звонку въедем».
- Я читала, что реформы на рынке жилья могут привести к буму в строительстве коммерческой недвижимости. Вы согласны?
- Современные тенденции таковы: когда строится жилой комплекс, сразу планируется возведение коммерческой недвижимости. Там обязательно встанут магазин, офисы. И это абсолютно нормально. Есть и другой вариант, когда строят чистой воды гетто. Много дешевого жилья, проблемы с парковкой, негде гулять с детьми, все первые этажи – коммерция. По данным крупной международной консалтинговой фирмы Colliers International Group Inc, чьей статистике я доверяю, этот спекулятивный рост коммерческой недвижимости приостановлен. В 2018-м и 2019-м не было такой массовой сдачи, как в предыдущих годах. Кризис только усилился строительным бумом. Застройщикам развязали руки, дали больше возможностей реализовать гетто-проекты. Спрос на офисные здания среднего класса закончился, и выяснилось, что в действительности не хватает центров класса «А». Вернее, они как бы есть, но не могут оказать должный уровень сервиса, услуг, технических и инженерных решений. Поэтому на все строительные реформы я смотрю с содроганием. Каждая из них имеет серьезные последствия, но отложенные заметишь далеко не сразу. Прежде чем заходить в регион и вкладывать деньги, новые инвесторы обязательно смотрят, что происходит на рынке. А у нас все
просто: жилая недвижимость дешевая, некачественная, не продается, комфорта никакого. Вы обратите внимание на эти новые дома – стены, как из фольги, слышно не только ближайшего, но и двух-трех соседей через квартиру. Инвесторы, особенно из других стран, понимают, что вкладываться в Челябинск нельзя. Это мешает работать, не дает поднимать стоимость квадратного метра и развиваться в целом. Какова при этом
моя задача? Не поддерживать системный демпинг, а убедить наших партнеров и конкурентов, достучаться до бенефициаров: «Давайте прекращать неадекватное снижение стоимости. Только делая ставку на качество, мы можем показать привлекательность нашего бизнеса и всего региона. Лучше обратим внимание на точки роста. Покажем нашим партнерам, какие ценности мы несем, как готовы сотрудничать, поддерживать бизнес
с точки зрения сервиса, создания комфортной среды». Лучше приводить веские доводы, объяснять, почему арендная ставка должна быть выше. Так будет не только намного эффективнее в плане ведения бизнеса, но и добавит прозрачности отношениям с партнерами. Почему мы загружены на 100%? Нет никакого секрета. Это проработка сервиса, бесконечного числа мелких вопросов, из которых он состоит, и тщательный отбор арендаторов. ///