1865 – 1930
Начало большого пути
1884 году «Памятная книжка Тобольской губернии» пишет: «Может быть, не каждому известно, что турок получает коровье масло из Сибири, лондонская гостиница освещается стеариновой свечой из сибирского сала, пуховая шляпа, покупаемая европейцем, приготовлена из шерсти сибирского зайца, сапоги, красующиеся на ногах немца, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи…» Вносит свою лепту в благополучие европейца и маленький зауральский городок.
Англия, Дания, Германия. Масло, живность, дичь, яйца. Многомиллионные торговые обороты между иностранными государствами и Курганом. Продукция, поставляемая им, востребована и любима за границей.

Секрет успеха
Курган получил статус города в 1782 году. От этой даты берет отсчет и зарождение курганского купечества. Заслуживает внимания происхождение курганских купцов, самые умные из которых и заложат основу промышленности края. В подавляющем большинстве купцами становились вчерашние крепостные крестьяне. Люди, которые смогли заработать капитал не только на то, чтобы выкупиться, но и построить дома, вложить деньги в дело и подать прошение о причислении к купеческому сословию. К 1863 году таких по городу числилось уже 77.
Курганских купцов отличали большое трудолюбие и активное участие в общественной жизни города. Зачастую представители купечества выступали в роли церковных старост, становились членами городской Думы и даже городским головой, брали на попечение учебные заведения. Купцы много занимались благотворительностью, жертвуя крупные суммы на строительство школ, церквей, училищ, на развитие медицины и поддержку одаренных гимназистов. Многие современные промышленники Кургана нередко копируют благотворительные жесты именитых купцов конца XIX – начала XX века.

Дорога в большой мир
Развитие промышленности и торговли Зауралья приходится на конец XIX века и неразрывно связано со строительством железной дороги. Несмотря на то что вопрос о постройке Великого Сибирского Пути возник еще в 1850-х годах, о закладке дороги в Кургане было объявлено только летом 1882 года. Однако работы шли очень быстро, и уже к октябрю был готов к пуску участок «Челябинск – Курган». Далее по нарастающей: открывались пути на Петропавловск, Омск, Екатеринбург, Тюмень… Изыскания на линиях пришлось приостановить во времена революции 1917 года и Гражданской войны. Однако даже существующих в конце XIX – начале XX веков путей хватило, чтобы Курган сделал большой рывок в экономическом развитии. Благодаря открытым на станции Курган транспортным конторам «Надежда» и «Россия» к столичным центрам и в страны Европы из зауральского городка тянулись подводы, груженные мясом, маслом, кожами, салом, патокой и другими товарами. Как отмечали авторы «Путеводителя по Великому Сибирскому Пути» за 1909 год, «в торгово-промышленном отношении город Курган сделался центром солидных производств». В ближайшие годы город укрепил свои позиции на рынке.

«Бизнес-прорыв» на рубеже веков
XX век Курган встречает на волне экономического подъема. И дело здесь не только в железной дороге, но и в железной деловой хватке местных купцов. Конец XIX века становится временем стремительного развития маслоделия в Зауралье. В Курганском уезде первую маслодельню в селе Утятском открывает в 1894 году петербургский купец А. А. Вальков. Спустя шесть лет таких производств в уезде уже 60. Очень быстро маслоделие распространяется из Зауралья в Западную Сибирь. В Кургане открывается контора Союза сибирских маслодельных артелей. Ее первым и бессменным руководителем становится купец А. Н. Балакшин. Конторы Союза появляются в Москве, Англии и Германии. К 1912 году благодаря активной деятельности Союза маслодельных артелей Россия выходит на второе место в мире по экспорту масла.
Огромный вклад в развитие промышленности внес купец Д. И. Смолин, чьи винокуренный, пивоваренный и мукомольные заводы, оснащенные по последнему слову техники, в то время были наиболее крупными в Кургане. Примечательно, что Смолин первым установил на своих заводах паровые машины и локомобили, благодаря чему цеха освещались электричеством. Первая горэлектростанция появится в Кургане лишь спустя двадцать лет.
После проведения железной дороги мукомольное дело приобрело товарную форму. Вскоре курганская мука стала известна далеко за пределами округа. Крупнейшей паровой вальцевой мельницей города была мельница Д. И. Смолина, а крахмало-паточную муку с нее сбывали по всей Тобольской губернии и далеко за ее пределами. Зауральская мука и по сей день пользуется большим спросом у российских хлебопеков. Там, где сегодня расположен дрожжевой завод, стоял винокуренный завод Смолина. Дело было поставлено максимально эффективно и прибыльно. Винокурение производилось из зернового хлеба и картофеля, отходы виноделия – барда – были отличным кормом для животных. Часть барды шла на откорм животных в своих хозяйствах, а излишки продавались горожанам. Завод успешно работал вплоть до 1914 года, когда был введен сухой закон. Какое-то время тут перерабатывали масло, но вскоре завод законсервировали. Запущен он был лишь в 1925 году, будучи уже советским. Спустя долгие годы, в 1950 году, спиртзавод перейдет в ведомство Главного управления хлебопекарной промышленности СССР, а основным видом деятельности станет производство пищевых дрожжей.
Одновременно с винокуренным заводом в 1875 году Дмитрий Иванович Смолин приобрел и пивоваренный завод, который изначально не был ориентирован на промышленное производство пива. Однако Смолин был из породы людей, превращающих в золото все, за что они берутся. Он начал активно расширять и достраивать завод, а в 1876 году уже наладил выпуск пива. Управляющим назначается истинный ценитель напитка – австрийский подданный Вячеслав Антонович Гампль, который поставил дело на широкую ногу, развивая завод вплоть до 1909 года.
Здесь необходимо сделать отступление и рассказать о том, что спустя несколько лет Гампль принял решение построить собственный завод. Для этого он приобрел участок земли между улицами Центральной и Скобелевской (в настоящее время – Горького и К. Маркса), где и начал строительство. Несмотря на серьезные сложности, которые возникали на пути пивовара, завод был построен, а его продукция до сих пор радует любителей пенного напитка, причем не только курганских.
Недалеко от пивоваренного завода Смолина – Гампля был построен завод по производству земледельческих орудий. Первая мировая война внесла свои коррективы, и здесь был образован жестяно-лудильный завод. Основная задача – изготовление жестяных бидонов для упаковки масла, предназначенного для действующей армии, и консервных банок для Товарищества «Брюль и Тегерсон» (консервы также отправлялись на фронты). Постепенно ассортимент расширялся с учетом потребности маслодельной промышленности.
В 1925 году он сливается с машиностроительным заводом (бывшая «Турбинка» Балакшина), в 1927-м все цеха последнего переносятся на территорию лудильного завода. Объединенные производства ложатся в основу завода, который мы знаем как «Кургансельмаш». «Турбинка», о которой идет речь выше, родилась из механической мастерской, снабжающей оборудованием маслодельные артели и заводы. Располагалась мастерская в селе Логовушке и была единственным на всю Сибирь производством такого профиля. В 1904 году производство, которым руководит молодой купец С. А. Балакшин, получивший прекрасное инженерное образование, перевозится в Курган, на улицу Пушкинскую. Первое время завод продолжает выполнять заказы маслоделов, но уже в 1905 году на его базе успешно производится первая сибирская гидротурбина для мельницы. Спрос на турбины «Богатырь» и «Борец» быстро рос и превышал возможности завода. Кроме турбин и турбопостав, завод выпускал запасные части к ним и другую продукцию машиностроения. В 1928 году, после переезда, профиль завода полностью изменился.
Производства в Кургане выстраивались продуманно и дополняли друг друга. Учитывая развитие винокуренного дела, в начале XX века началось строительство казенного винного склада, позже названного спиртоводочным заводом. Он был запущен в 1902 году. Кстати, специально для моечного отделения был проложен первый в Кургане водопровод! Чугунные трубы тянулись на глубине трех метров от Тобола до водокачки и далее до главного корпуса. Кроме того, на территории расположили здания для цистерн для спирта, материальной кладовой, угольный заводик, склады посуды, погреба и другие постройки. В советское время на месте бывшего винного казенного склада разместился завод дорожных машин.
В конце XIX века в Кургане и округе была широко развита скотопромышленность. В связи с этим в 1894 году появляется платная городская скотобойня, ставшая одним из источников пополнения бюджета. Спустя пять лет рядом с ней открылся кишечный завод Н. Е. Шиманаева. И это тоже был хитрый ход: отныне кишки животных после забоя, который проводился на скотобойне, шли только Шиманаеву, а не сторонним предпринимателям. Использовались они для производства колбас.
По большей части и скотобойня, и кишечный завод работали осенью и зимой, так как хранить мясо летом не представлялось возможным. В 1907 году за строительство огромного пятиэтажного рефрижератора взялся Торговый дом «Братья Вестей», контора которого располагалась в Лондоне. В 1909 году здание за железнодорожным полотном на северном выгоне было сдано. Изначально предполагалось, что хранить в холодильнике будут только мясные продукты, однако вскоре был заключен договор с Союзом сибирских маслодельных артелей на хранение масла. Сотрудничество для курганского купца Балакшина оказывается настолько удачным, что в 1912 году фирма «Братья Вестей» вливается в организованное им товарищество «Унион». А спустя два года колбасно-консервный завод Товарищества склада-холодильника «Унион» начинает реализацию мясных деликатесов, которые быстро полюбились покупателям. В 1918 году «Унион» сгорает до основания. Новое строительство его начинается в 1929-1930 годах. Сегодня на территории бывшего «Униона» расположена часть мощностей Курганского мясокомбината. Основное же производство современного мясокомбината находится за железной дорогой – там, где в начале XX века располагались здания главного конкурента «Униона» – Экспортной свинобойни «Брюль и Тегерсон». В народе это производство именовалось просто консервным заводом, хотя продукция выпускалась самая разнообразная, в том числе бекон, копчености, несколько сортов колбас. В 1921 году завод перешел в ведение «Главконсерва» и занялся изготовлением консервов для армии. Проводя параллели между текущим и прошлым столетиями, нельзя не вспомнить о третьем крупном мясоперерабатывающем производстве в Кургане. Это колбасный завод Сорокина и братьев Шелягиных, основное производство которого находилось в Петрограде. Кстати, именно рабочие завода, которые приехали из деревень, положили начало большому поселку землянок, который называли Копаем, или Копай-городом. Благодаря разнообразию производимой продукции, ее высокому качеству и открытию железной дороги в конце XIX – начале XX веков экспортная торговля получает бурное развитие. Многочисленные конторы местных купцов отправляли за границу сливочное масло, хлеб, яйца, дичь, живность и другие товары. Основные покупатели – Англия, Дания, Германия, Швеция. Курганское купечество процветало. Примечательно, что такие головокружительные успехи были достигнуты «в темноте». Лишь у богатых купцов, о производствах которых сказано выше, на заводах были установлены паровые и динамо-машины для освещения цехов. Первая в Кургане электростанция появилась по инициативе С. А. Балакшина лишь в 1914 году. И к концу этого же года по объему промышленной продукции Курган занимает в Тобольской губернии второе место после Тюмени. Однако революция 1917 года и Гражданская война ставят крест на достигнутом. Новая реальность требует новых решений.

Возрождение
Как и для всей России, начало 1920-х годов становится непростым временем для Кургана. Заброшены или работают нерегулярно многие производства. По данным на 1922 год, простаивают порядка 80 % государственных предприятий.
Период новой экономической политики начинается в Зауралье с голодомора. К августу 1922 года в Курганском уезде от голода умерли около двух с половиной тысяч человек, немногим меньше – в Шадринском. Учитывая тяжелейшие последствия Гражданской войны, эта ситуация могла лишить правящую большевистскую партию власти. Выходом для нее стал допуск рыночных отношений и либерализация экономики.
Одним из первых результатов нэпа становится восстановление промышленных предприятий. В начале 1920-х годов механизирован консервный завод, его продукция поставляется в крупные города страны, а жестяные банки – в Лондон. Отремонтирован пивоваренный завод Гампля, стабилизировалась работа машиностроительного завода. В итоге к 1924 году в Курганском уезде насчитывалось 32 промышленных предприятия.
За годы войны были потеряны все достигнутые ранее высоты в молочной промышленности. Здания и инвентарь маслозаводов требовали капитального ремонта, не хватало даже самого простого технического оборудования. В результате страдало качество продукции, и, как следствие, спрос на курганское масло упал.
Рост товарооборота в регионе начался лишь в 1923 году. Постепенно наращивались объемы экспорта сельхозпродуктов, дойдя к 1925 году до 37 % от довоенного уровня. Продолжалось восстановление разрушенного войной хозяйства.
1930-е годы в Кургане не были отмечены строительством крупных производств. Ориентир промышленных предприятий полностью сместился на переработку сельхозпродукции и производство предметов первой необходимости. Даже машиностроительный завод Балакшина к тому времени прекратил выпуск знаменитых турбин и занялся изготовлением запчастей для тракторов и автомобилей и оборудования для маслозаводов.
В числе наиболее крупных предприятий, работавших в городе в этот период, можно отметить мясокомбинат, спиртзавод, пивоваренный и водочный заводы, завод продмашин. Некоторые из производств, основанных в начале XX века, пережили все катаклизмы минувшего столетия и работают до сих пор.

Made on
Tilda