- Простите, и это Большое Шмаково? – вырывается у меня.
- Где Малое, хочешь спросить? – откликается главный редактор.
- По берегам столько рыбаков было, карасик ловился, – рассказывает наш провожатый. – Когда начинали строить, семей 15 здесь жили. На глазах... кто умер, кто уехал, как обычно.
В лучшие времена в деревне было до 100 дворов, она жила полноценной жизнью: пахала землю, растила скот, гуляла по праздникам, справляла крестины. Сегодня от силы пять-семь домов ждут скончания своего века. Один из них еще выставлен на продажу за двадцать тысяч рублей. Другие безвозвратно забыты. Здесь живут только двое: «комендант» Сергей, у него хранятся ключи от церкви, и девушка, нанятая кем-то пасти горстку овец и гусей. Да Шмаков бывает набегами. Дом в духе архитектуры Русского Севера – с подклетом, чтобы зимой не заносило снегами, высоким крыльцом, откуда как на ладони видно дальнее поселение, – скорее резиденция для отдыха и приема гостей.
«Что движет человеком, когда он строит церковь в деревне, которой нет?» – наговариваю на диктофон вопрос для Шмакова, и иду вслед за Бутаковым по тропинке в высокой траве.
- Не налюбуюсь, дышать ровно на нее не могу, – останавливается Алексей Михайлович. – Когда работал, здесь же и спал, машина под навесом стояла, и я под ним. Даже ночью не хотел расставаться. Что-то родное, близкое. Душа у меня поет... Помню, начал рубить, приходит мужчина, такой любопытный: «Так-так, наверное, баню богатому барину рубишь». Я говорю: «Нет, не отгадал. Подумай, потом придешь». – «Да что думать, я и так знаю». Ушел. А там у нас глухонемой – мужчина молодой, женатый. Подошел, посмотрел – на меня, на работу мою – и перекрестился. Я чуть не заплакал. Надо же, не слышит, не говорит, а знает, сразу все понял.
Звенящая тишина прерывается треском кузнечиков. Я ловлю ухом журчание быстротечной Суери, скрытой от глаз высокими обрывами. Вдыхаю сладкий запах нагретых летом луговых трав, смакую горечь полыни. И щурюсь сквозь солнце на кресты, венчающие крону из девяти глав. Где найти слова, способные описать «открыточную» безмятежность? Жаль, что не смогу, взяв читателя за руку, привести его к месту, обновляющему после шума и суеты привычного мира городских будней.
- Даже какой квартал леса знаю, – приветственно прикасается к стенам их мастер, – 56-й, в Тюменской области. И дерево все живое. А то оцилиндруют на станке, защитную пленку снимут – души в нем не останется. Здесь все топориком, по старинке. Поэтому поры, как трубы органа, дышат.
- Почему лемеха разные?
- Верхние я рубил. Они традиционные, как в Кижах. Нижние – ребята мои. Это уже более современная форма, в интернете подсмотрели, как крестики. Молодцы, хорошо получилось.
Срубили «добро и стройно», как писали раньше плотники в подрядных. В этом обязательстве – вся суть народного зодчества, воплотившего в себе и человечность, и высокое мастерство, и извечное стремление к гармонии.
Легкий силуэт, выверенные пропорции, кажущаяся простота форм и необычайное созвучие с природой. Мне было интересно узнать: есть ли прообраз у церкви? Искала в интернете похожие и вроде бы даже нашла: все они относятся к XVII-XVIII векам. Чтобы утвердиться в догадках, набрала по телефону автора проекта Владимира Пунгина: «Не ищите, – сказал, – она вобрала в себя все черты многовековой деревянной архитектуры Русского Севера. Тот же шатер, те же расширения срубов кверху, так называемые «развалы», те же разметавшиеся крылья стрельчатых бочек».
То же ощущение гордой устойчивости и уверенного взлета ввысь, глубокая правдивость и влюбленность в свободу... В голову закрадывается крамольная мысль: стоять бы ей в музее «Малые Корелы», а не пустовать в Богом забытом месте. Кому она здесь нужна?