Челябинск. бизнес
ПОМОЩЬ СВЫШЕ
Петр Вагин, генеральный директор Челябинского механический завода - о стратегиях, росте рынка и планах предприятия в интервью с UNO
Предприятия, преодолевшие сразу несколько исторических эпох – от послевоенного строительного бума и размеренного социализма до лихих перестроечных годов и новейшей истории России – явление совершенно уникальное. И дело здесь не столько в их экономической и технической стойкости, сколько в каком-то необъяснимом умении «попадать» во время. На современном постсоветском пространстве их вполне считаемое, ограниченное число. Мы побывали как раз на одном из таких.
Кран в России – машина знаковая, это факт. От Калининграда до Дальнего Востока нет такой стройки, которая не начиналась бы с крана. Согласно официальной статистике, количество автокранов, зарегистрированных в России, составляет около ста тысяч единиц. Из них на долю отечественных марок приходится свыше 95%. Челябинский механический завод – единственное предприятие в России, на площадке которого серийно изготавливаются автомобильные и гусеничные краны, а также специальная техника. За 75-летнюю историю предприятия техника поставлялась в пятьдесят стран мира. Из ворот завода вышло более восьми тысяч гусеничных кранов, а число автомобильных кранов с надписью «Челябинец» на стреле перевалило за пять тысяч.

История ЧМЗ берет свое начало в военном 1942-ом, когда из Харькова в Уральский тыл эвакуировали котельно-механический завод. Сначала предприятие занималось выпуском оборудования для нужд энергетики, а чуть позже освоило производство грузоподъемной техники. Краны стали символом послевоенной эпохи. Западная часть страны еще только восстанавливалась, когда советская власть объявила об амбициозных планах освоения Сибири и Арктической зоны. То и дело появлялись комсомольские призывы на очередную стройку железнодорожной магистрали, ГЭС или освоение новых месторождений. Добровольцев всегда было в достатке, не хватало лишь серьезной мощной техники. Это время считается началом расцвета крановой отрасли, когда свою силу стали набирать предприятия по проектированию и производству подъемных кранов. Характер этих машин – неприхотливых, способных работать и в среднеазиатскую жару, и в арктический холод – обусловили тяжелые условия работы.

Важным этапом развития крановой отрасли стал нефтяной и газовый бум, начавшийся в Советском союзе в период освоения месторождений Западной Сибири. С помощью автокранов устанавливали оборудование для первых буровых и разгружали эшелоны с тяжелой техникой, краны на гусеничном ходу прокладывали трубопроводы для нефти и газа в самых, казалось бы, невозможных для этого условиях. Труд этот был не слишком заметный, но исчезни машины хотя бы на день, это стало бы настоящей катастрофой для любого строительства.

Техника ЧМЗ работала при возведении Саяно-Шушенской ГЭС, Братской гидроэлектростанции, Ленинградской и Запорожской атомных станций, Волжского и Камского автозавода. Объекты, построенные в самом Челябинске, просто не перечесть. Сегодня автомобильные, гусеничные и специальные краны, сделанные на Челябинском механическом заводе, по-прежнему служат нуждам нефтяников и газовиков, работают на строительстве жилых и промышленных объектов.

Петр Вагин,
генеральный директор завода ЧМЗ
- Что лучше? – отвечает на наш вопрос о росте показателей ЧМЗ Петр Вагин, генеральный директор завода. – Неожиданная прибыль или плановый убыток? Все по-разному вам ответят. На мой взгляд, лучше жить по планам. Можно сегодня получить внеплановую прибыль, а завтра – внеплановый убыток; тогда ты вообще не контролируешь ситуацию, и говорить с тобой не о чем. Мы аккуратно подходим к возможностям завода и пытаемся жить по средствам. Выбирая стратегию развития предприятия, формулируем ее с точки зрения рынка, перспектив и инвестиций. Рост в 2017 году небольшой, зато ожидаемый. Если рынок увеличился примерно на 25%, то мы забрали свои 12,5%.

- Разве это мало – 12,5%?

- Я знаю компании, которые приросли на 37%.

- По данным Росстата, вся Россия выросла только на 1,8%.

- Мне не интересна вся Россия. Меня интересуют личные достижения и победы. Плановые победы. Как мы задумали, так и выросли. Мы не стали мощно увеличивать рыночную долю, а ушли в разряд доходных кранов, чтобы получить больше прибыли.
- То есть вы выросли благодаря тому, что рынок поднялся?

- Не совсем. Так нельзя говорить. Рынок растет там, где наблюдается большой спрос. В нашем случае, спрос растет на простые машины (автокраны грузоподъемностью 25 тонн), и в этом сегменте, как правило, большая конкуренция и низкая доходность. Среди 25-тонных кранов мы просто обозначили свои количественные позиции, но математически это не выгодно. Чтобы компенсировать потери, сфокусировались на других машинах – выпустили линейку 16-тонных автомобильных кранов, которые никогда раньше не делали, и освоили 50-тонную модель, саму по себе очень прибыльную. Второй задачей было не упустить тендеры. Бывает, клиенту надо все «в одно окно» – он хочет грузоподъемную технику от 16 до 100 тонн одним лотом, и, если у нас отсутствует какая-то из позиций, мы можем формально «слететь» с тендера. Получается, либо должны чью-то машину перепродать, либо отказаться от участия в конкурсе, что сегодня фактически преступление. Это мы тоже учитывали и, в том числе для этого, разработали и запустили в серию 16-тонные автокраны. В итоге в прошлом году мы сделали двадцать шесть таких машин для тендеров. Часть ушла на экспорт – в Эфиопию, Сирию, Иорданию, Венесуэлу.
- Мы собрали всю информацию о существующих кранах, проанализировали конструкцию, отметили преимущества и недостатки и постарались спроектировать свое изделие, лишенное этих недостатков, – рассказывает главный конструктор завода Андрей Сосновских. – По результатам изготовления опытной партии могу заявить смело – нам удалось сделать лучший 16-тонный кран в России. Мы поставили эту крановую установку на ряд шасси – это целый спектр: шасси «Урал» (длиннобазовые, короткобазовые, газомоторные) и шасси КАМАЗ (трехосные, шоссейные и внедорожные, двухосные). На данный момент изготовлено уже более 40 таких кранов и можно смело говорить об освоении серийного производства.
Работа с сознанием людей, коллектива – самое тяжелое. Я считаю, у меня одна из лучших команд в России по степени профессионализма, преданности делу, по уровню понимания общих задач и целей. Меня окружают люди, с которыми я горы могу свернуть
К требованиям рынка на предприятии относятся более чем серьезно. Слово заказчика здесь не просто закон, а прямое руководство к действию как для конструкторского отдела, так и для производственных подразделений. Практически каждая машина, выпущенная на ЧМЗ, эксклюзив. Так, например, в 2011 году на Челябинском механическом заводе был спроектирован уникальный кран-снегоболотоход с повышенной проходимостью. Он смог значительно облегчить жизнь добывающих предприятий. Аналогов этой машины нигде в мире нет. Кран идеально приспособлен к передвижению и выполнению грузоподъемных работ в условиях абсолютного бездорожья, снежной целины, зыбучих песков, тундры. Это стало возможным благодаря реализованному комплексу оригинальных технических решений, часть из которых запатентована и является ноу-хау коллектива разработчиков.

Впрочем, для истории ЧМЗ подобный технологический прорыв далеко не единственный. Гусеничные краны ДЭК и сегодня ничем не уступают зарубежным аналогам, а по многим техническим возможностям и параметрам, а также климатическим условиям эксплуатации во многом их превосходят. В 2015-ом году у завода новый повод для гордости – пожарный пеноподъемник ППП-32. Машина предназначена для автономного тушения возгораний на нефтеперерабатывающих, нефтедобывающих, промышленных предприятиях, а также в жилых зданиях. Разработка способна подавать тушащий раствор с высоты 32 метра, при этом дальность подачи пены достигает 85 метров. ППП-32 пока остается единственной в своем роде на российском рынке машиной.

Сейчас полным ходом идет разработка крановой установки грузоподъемностью 60 тонн, предназначенной для эксплуатации на нефтяной платформе в Баренцевом море.

- Мы никогда раньше не работали с такими заказами, и сейчас делаем для себя настоящие открытия, – комментирует Андрей Сосновских. – Что такое нефтяная платформа? Это очень стесненное пространство, опасные условия, взрывозащищенная среда. Это арктический климат с частыми ураганными ветрами. Это необходимость проводить работы, которые длятся больше недели. Для наших проектировщиков это стало непростой задачей. Продумывается все, начиная с винтиков, болтов и гаек, которые должны быть изготовлены с другим классом прочности, заканчивая электроникой. Основная сложность заключается в том, что морской климат исключает возможность использовать алюминиевые детали или их компоненты. В общем, нюансов много. Когда работы будут завершены, мы получим лучшую в России крановую установку, предназначенную для выполнения задач на нефтяной платформе. Что такое «лучший кран» одним словом не скажешь. Техническое описание включает в себя целый перечень характеристик, среди которых грузоподъемность, максимальный грузовой момент, показатель высоты подъема, скорость опускания груза и движения, габаритные размеры.
В 2017-м ЧМЗ начал выпуск автокранов грузоподъемностью 16 тонн. Инженерная команда завода проанализировала недостатки существующих на рынке аналогов и постаралась спроектировать изделие, лишенное этих минусов. По мнению специалистов предприятия — им удалось сделать лучший 16-тонный кран в России.
Главное требование, которое сегодня предъявляет потребитель, – это качество. За качеством производственных процессов, материалов и всех комплектующих на ЧМЗ следят очень пристально. Лаборатории контролируют сырье, поступающее на производство, проводят калибровку инструмента, что обеспечивает высочайшую точность работ на каждом этапе сборки, где не только каждая машина, но и все узлы проходят серьезные испытания. Во время этих испытаний грузоподъемный кран должен с легкостью справляться с нагрузкой в 125% от своих возможностей.

В прошлом году на заводе разработали и запатентовали еще одну уникальную систему – систему противовесов. Это позволило увеличить грузовые характеристики крана до 50%. Фактически с помощью этой системы 25-тонный кран превратился в 32-тонный. Это достигается, в том числе, за счет применения высокопрочных металлов в конструкции крановой установки. В настоящий момент стандартным материалом для нагружаемых частей крановой установки является высокопрочная сталь с пределом текучести 700 единиц и выше. Естественно, такие материалы требуют специфических технологий для обработки деталей и самое современное оборудование. Поэтому производство не стоит на месте. Вслед за конструкторскими находками ЧМЗ закупает новые станки, обновляет цеха, внедряет новые технологии.
- В 2015 году у нас стояла задача выжить и справиться с долговой нагрузкой, – комментирует Петр Вагин. – На 2016-й планировались качественные изменения в конструктиве техники. В 2017-м мы этот вопрос решили и получили выраженные в прибыли результаты. Сегодня задача уже такая: нарастить темп, чтобы сделать огромный рывок в техническом перевооружении завода. Потому что с 2007-2008 годов мы лишь «поддерживали штаны», без кардинальных прорывов. Сегодня чувствуем, что ограничены собственными помещениями. Нужно многое сделать, распутать логистические узлы и подготовиться к тому, чтобы вместо четырехсот пятидесяти кранов выпускать семьсот. Не сомневаюсь, что мы решим и эту задачу. Вопрос в другом – нужно ждать, когда проснется рынок.
В свое время в России продавалось восемь тысяч кранов в год, сегодня эта цифра колеблется около двух тысяч. Рынок очень вялый. От чего это зависит, сложно сказать однозначно. Но можно привести небольшой пример. В советское время из цехов предприятия выходило около тридцати гусеничных кранов в месяц, завод работал как конвейер.

До сих пор на многих стройках и месторождениях можно увидеть знаменитые ДЭК-251, ДЭК-631. Вы удивитесь, но практически все в рабочем состоянии. Проще говоря, работники завода собственной качественной работой в какой-то степени заложили мину замедленного действия, снизив количество заказов на будущие годы. С другой стороны, спрос именно на современные, высокотехнологичные, оборудованные всем необходимым новые краны все равно высок.

- В последние годы мы кардинально изменили подход к презентации и продвижению своей продукции, - добавляет Андрей Сосновских. – Раньше старались свои новинки отвезти в Москву на тематические экспозиции строительной техники. Выставка сама по себе замечательное мероприятие, куда приезжают руководители компаний-заказчиков. Они смотрят наши краны, говорят, вы молодцы, все делаете красиво, но там, где мы работаем – минус 40, грязь и болото, мы не знаем, справится ли ваш кран. Сейчас мы сами выезжаем на площадки заказчиков (непосредственно в места эксплуатации) и собираем на презентации не только руководителей компаний, но и механиков, которые на выставку в Москву точно не попадут.
У механиков и водителей-крановщиков всегда живой, критический взгляд на технику. Бывает, что задают неудобные вопросы, указывая на слабые места предыдущих моделей. А нам только это и нужно, чтобы впоследствии исправить недоработки. Как правило, после такого «тест-драйва» кран покупают. Более того, мы готовы сегодня отдельно провести обучение крановщиков для работы на машинах ЧМЗ. Дело в том, что современные краны существенно отличаются от тех, что были произведены даже 3-4 года назад. Электроника развивается семимильными шагами, поэтому крановщик, работавший на кране пятилетней давности, может просто не разобраться с приборами.

Вообще условиям работы крановщика и эргономике его рабочего места в последнее время уделяется большое внимание. От удобства кабины, систем управления зависит во многом и производительность труда. Не секрет, что многие крановщики работают вахтовым методом. А это подразумевает практически постоянное нахождение на рабочем месте. Представьте, насколько тяжело просидеть несколько часов там, где тебе некомфортно. Еще пять лет назад невозможно было представить, чтобы в кабине крановщика ставили кондиционер, сейчас это самая обычная опция.
для справки:
В 2016 году Челябинский механический завод выпустил на рынок новое поколение кранов Челябинец «Серия Плюс». От предшественников машины отличаются легкостью, компактностью, эргономичностью и функциональностью.
Петр Юрьевич отмечает:

- Сегодня у нас рынок бедных, как я его называю. Заказчики хотят Mercedes по цене «Жигулей». Такого, к сожалению, не бывает. Россию всегда кидает из огня да в полымя. Стало модно заявлять тендер с полным комплектом опций и выбирать самое дешевое предложение, но дешевое ни качественным, ни красивым не бывает. Мы точно не «Макдональдс». Завод не может нарисовать себе звезды Michelin, но, если провести аналогию, мы – ресторан, в который надо ходить с определенным кошельком и определенными целями. Гурманить, а не объедаться. При этом среди изделий есть и дешевые машины; кто-то берет их от бедности, кто-то – из-за стратегии, чтобы списать через два года. Хотите дешевое? Не вопрос, вот модель 73-го года разработки, забирайте. Она выполнит свои задачи, вы ж хотели поднять 25 тонн, а из запчастей будут только кувалда, молоток и лом. Качество мы вам обеспечим, но не задавайте вопросы про развесовки на оси, кондиционеры и стеклоподъемники.

Управленческая философия Петра Вагина строится на пяти основных функциях, как он сам их для себя определяет. Первая – обозначить задачу развития. Вторая – обеспечить ее выполнение материальными и нематериальными ресурсами. Третья – скоординировать деятельность подразделений на ее решение. Четвертая – проконтролировать выполнение. И, наконец, самое сложное – выработать у сотрудников мотивацию. Крепкую коллективную основу предприятия много лет назад заложил – Юрий Петрович Вагин (отец П. Ю. Вагина). Механический завод стал для него делом жизни, трепетное отношение к производству он передал своему сыну.

- Говоря по-простому, я отвечаю за административно-хозяйственную деятельность, – говорит Петр Вагин. – И у меня в прямом подчинении всего девять человек, ведь руководить одному девятьюстами рабочими невозможно. Вообще, работа с сознанием людей, коллектива – самое тяжелое, что может быть. Хочется верить, что у меня кое-что получается в этом направлении. Я считаю, у меня одна из лучших команд в России по степени профессионализма, преданности делу, тактико-техническим данным, по уровню понимания общих задач и целей. Меня окружают люди, с которыми я горы могу свернуть.






Сегодня у нас рынок бедных, как я его называю. Заказчики хотят Mercedes по цене «Жигулей». Такого, к сожалению, не бывает. Стало модно заявлять тендер с полным комплектом опций и выбирать самое дешевое предложение, но дешевое ни качественным, ни красивым не бывает.
- Заняв после отца кресло генерального директора, вы многое поменяли?

- У нас подходы разные. Он более осторожный, я более рисковый человек. Он стрелял пять патронов, из которых четыре попадало, а один нет. А я стреляю десять – четыре попадает, шесть – мимо. Результат в целом один и тот же. Вопрос в том, чтобы не «застрелиться». Не сделать выстрел, который поставит под угрозу все предприятие. За мной же люди стоят. Мало моих личных переживаний или амбиций, мне сложно представить, как можно оставить девятьсот человек без зарплаты. Я боюсь об этом подумать. Это самый большой мой страх.

- После кризиса 2014 года многие промышленники просели, рынок начал сокращаться, объемы падать… Как вы пережили этот кризис?

- Рубль почти в два раза подешевел, стало очень сложно работать. Мы в тот момент ушли в товарные валютные кредиты, и условно 17 декабря 2014 года я стал должен за границу не 120 миллионов рублей, а 240 миллионов. Мы придерживались идеологии общепланетного качества, не замыкались в рамках России, а активно брали импортные комплектующие. Ведь в Америке и Европе здорово развита кооперация: не умеешь что-то делать – не берись, потратишь силы и время, а качества нужного все равно не добьешься. Обратись к специализированным компаниям, которые знают свой продукт от и до. Тем более, кран – такая субстанция… Как суп: если нет хорошего мяса, не будет у вас хорошего борща. Ну а когда продукция на 15-20% зависит от импортных комплектуюших, и евро подскакивает, конечная стоимость несказанно увеличивается. Поэтому мы вынуждены были отказаться от какого-то количества импортных поставщиков. Все вокруг стали кричать: «Давайте, импортозамещение!». Но в России многие отрасли потеряны как таковые, культура партнерской кооперации сильно страдает, почему и приходится обращаться к зарубежным компаниям. Европейцы давно для себя решили этот вопрос. С ними тяжело договориться, но как только контракт подписан, ты получаешь продукт вовремя и без проблем. С 2016 года мы снова возобновили сотрудничество с зарубежными производителями комплектующих и сразу ощутили серьезный рывок в качестве продукции.
Завод не может нарисовать себе звезды Michelin, но, если провести аналогию, мы – ресторан, в который надо ходить с определенным кошельком и определенными целями. Гурманить, а не объедаться
- Кто сегодня ваш основной покупатель?

- Нефтегазовый сервис. Те, кто работает на подрядах у крупных государственных компаний – «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и других.

- Если сейчас обернуться назад, с какой точки возобновилось для Челябинского механического завода движение вверх?

- Мы растем всегда, просто иногда это видно, а иногда нет. Да, в какой-то период выпускали меньше кранов, но зато каждый день повышали свой профессионализм. Мало для понимания роста внешних показателей прибыли, сухой математики или экономики. Предприятие как человек – каждый день приобретает что-то новое, в чем-то разочаровывается, где-то растет или падает. В самые трудные времена самое важное – не закостенеть, не останавливаться даже на минуту, чтобы потом не искать эту точку отсчета.

- Вы можете сказать, что сделали что-то лучше своих конкурентов?

- Да. Оперативное управление предприятием – лучшее, что можно придумать. Я, правда, здоровье все там оставил. Наверное, ни один из собственников бизнеса не делает столько, сколько я. Соответственно, у меня есть результаты. А может, я просто не владею тактикой дистанционного управления, мозги еще до этого не домял. Конкурентам сложнее, потому что у них наемный генеральный. Я тоже нанимал себе управленца, но понял, нисколько не умаляя его достоинств, что сделаю лучше. У него был четкий KPI, но никакая инструкция не перечислит всех обязанностей должностного лица в отдельных случаях, тогда ее надо каждый день менять. Я допускаю, что наемный менеджер дотянет по своим показателям до 80% мирового рекорда. А я могу до 95%.

- Не до 100%?

- Ну, я же не максималист. Мы же все тут нормальные люди. Принимаем решения, основываясь на какой-то информационной базе. А кто вам даст гарантию, что она достоверная или полная, или не изменилась в последнюю минуту. Ошибки были, есть и будут.

- Чем вы больше всего гордитесь?

- Детьми. А на работе – тем, что к любому человеку на предприятии я могу подойти и поздороваться, и мне протянут руку в ответ. ///
Текст: Мария Хвостанцева
Фото: Наталья Резепина
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda