- Когда мы сможем все это увидеть?
- В течение трех месяцев мы попробуем собрать первый контейнер. Изготовить, потрогать его. И после этого будем четко понимать трудоемкость, сроки, стоимость. И на основании этих данных планировать поточный выпуск. Думаю, до конца года сделать и запустить первую очередь в виде гастромаркета.
- Ух-ты!
- Это только первая очередь. Там, конечно, еще нужны будут работы по реконструкции самого здания.
- Вы ждете от заказчиков полного доверия?
- Заказчики, как ни странно, в подавляющем большинстве случаев сами говорят, что не ограничивают нас
в поиске идей. Не пытаются участвовать в процессе, понимают, что лезть не надо. В этом плане я вижу смирение в хорошем смысле этого слова. Люди понимают, что лучше, чем мы, не сделают. Это и есть, наверное, доверие.
- И это добавляет вам ответственности. Так ведь?
- Конечно! Это очень важно, но еще более важно, что это делает нас свободными в творческом плане. Потому что наша работа все-таки творчество. Нет общей формулы, работая по которой, ты получишь искомое. В
результате для каждого заказчика появляется свой, совершенно уникальный, продукт.
- Вы часто говорите о мультифункциональности…
- Да, знаете почему? Все, чем мы пользовались раньше, было монофункционально. Часы показывали время, телефон звонил, фотоаппарат фотографировал. Или возьмем машины: был внедорожник УАЗик, и был
легковой автомобиль «Волга». Знаете, какой сейчас самый растущий рынок в сегменте автомобилестроения?
Кроссовер. Это машина, сочетающая в себе функции джипа и городского авто. Сегодня никто не хочет терьера, и никто не хочет бульдога. Все хотят (я утрирую) бультерьера. Людям нужен гибрид. И если ты хочешь
получить превосходство на рынке, то гибридизация – лучший способ.
- Я, на самом деле, не вижу очень большой разницы между теми торгово-развлекательными
центрами, где тоже есть кинотеатр, игровые зоны, фудкорт, супермаркет, и вашим МФК. Что есть в МФК, чего нет в ТРК? Бассейна только.
- Разница в том: настоящий это гибрид или подделка. Как проверить? Выключить, закрыть все функции, кроме
одной. И если та, которая осталась, самодостаточна, автономна, то она может быть частью МФК. Вот если
не будет в «Роднике» торговой функции, то, пардон, я на этот фудкорт на третий этаж в жизни не пойду. Там
невкусно. И начинаем вот так перебирать. Выясняется, что, например, мягкий кинотеатр «Мегаполиса», который в «Алмазе», поток не генерирует, он не самодостаточен, он сидит на трафике «Алмаза». И если не будет
«Алмаза», не будет и этого кинотеатра. А МФК создается таким образом, чтобы при отключении любой зоны,
каждая другая работала…
- Как это сделать?
- Изначально каждая зона должна…
- …идеально работать.
- …идеально работать в этом месте. К примеру, когда мы продумывали объект здесь, в самом центре, мы задавались вопросом: если в этой локации мы поставим что-то, связанное с культурой, искусством (здесь же уже есть театр), будет ли оно работать? Ну, конечно, да! Потому что это место прямо про него! Мы поставили галерею современного искусства, и я четко понимаю: если сдохнет все остальное (предположим в порядке бреда, что выключится свет) – галерея здесь будет работать. А вот там, напротив вас, в советское время была гостиница. Поэтому другая часть нашего будущего МФК по соседству будет трехзвездочным отелем. Скорее всего, «Хилтон» или «Холидей Инн». Галерея сдохнет (допустим), а гостиница будет работать. У нее свой ресторан, свое лобби. Но галерея, отель, киноконцертный зал, бизнес-центр, коворкинг, конференц-залы, фитнес – каждый должен работать самостоятельно, быть самодостаточным. В этом случае они будут
формировать адскую синергию. Те, кто приехали из области на концерт Наргиз, который будет в киноконцертном зале, остановились в гостинице и пошли в ресторан. То есть в МФК не должен быть кто-то один главный, а все остальные – прилипалы. Это принцип нейронной сети. Каждая функция – это центр. И если все погасли – она работает. Вот эта модель устойчивая, а вторая – увы, нет.
- Но мне кажется, что когда человек строит вот этот свой ТРК или МФК, он и думает о том, что у него все будет одинаково хорошо работать. Никто же не ставит себе цель, чтобы гостиница работала, а ресторан – нет. Просто что-то получается, попал в точку, а что-то – нет. На примере объекта, который я неплохо знаю. «Парк сити». Мы часто там останавливаемся из-за фитнес-центра. Мне нравится приехать вечером после работы, заехать в номер, утром пойти плавать, бегать, боксировать и т.д. Сегодня утром по дороге в Челябинск я зашла бронировать. Бамс, мне говорят: «На эту дату номеров нет». Я звоню директору, говорю: «Че-то я не поняла, глючит, наверное, сайт». Мне в ответ: «Нет, не глючит, у нас конференция проходит, слетелся народ». И действительно, там много конференц-залов, и все они постоянно заняты. Соответственно, гостиница заполнена, конференц-залы приносят прибыль, ресторан тоже не может не работать, потому что всех их кормить надо, ну и фитнес-центр теперь уже как правило загружен, потому что эти все люди что? правильно: хотят отдохнуть после работы.
- Смотрите. То, что делает Карелин, это либо осознанные либо нет действия по повышению устойчивости проекта за счет включения в него дополнительных функций. В каком-то случае, если масштаб этих функций небольшой, они называются «инфраструктура гостиницы». Например, если вы приедете в «Маркштадт», там тоже будет фитнес-центр. Но если вы спуститесь туда, то увидите очень маленький бассейн, сауну и небольшую комнату с пятью тренажерами. Способен ли он автономно функционировать, если гостиница сдохнет? Конечно, нет. Специально туда никто не поедет. Просто тогда, в начале нулевых, когда строился этот объект, все было монофункционально. «Парк сити» - проект еще свежий, и он еще развивается. Идет гибридизация. И гибриды каждый раз получаются разные.
- А у наших, челябинских, бизнесменов хватает смелости делать что-то, чего до них еще никто не делал?
- Не сразу. Точно не сразу. Между яркой идеей и тем моментом, когда говорят: «Ладно, согласен» должно пройти время. Конечно, это нужно принять. Даже не понять. Головой-то все всё понимают. Но решиться, скажем, в пяти минутах от Челябинска сделать тренировочный горнолыжный спуск с первым термальным
бассейном… Нравится, понимают, что будет успешным, но… такого же никто не делал! А ведь успех-то в том и заключается, чтобы сделать то, чего еще никто не делал. Что толку повторять то, что тыщу раз уже повторено?
- Новое кажется рискованным.
- Да. Но где риск, там и бабки. Где нет риска, там нет бабок. Вы правильно сказали это слово. Дальше – наша работа. Когда идея готова, разработка стратегии или концепции – это и есть действия, направленные на минимизацию риска реализации этой идеи.