UNO. ОБРАЗОВАНИЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХАЙТЕК,
или почему родители школьников видят страшные сны
Елена Киприянова, директор челябинского лицея №11 –oдной из лучших школ Южного Урала, о неизбежности oнлайн-образования, новых возможностях, праве ученика на «тройку» и почему российским школам не хватает радости.
БУДУЩЕЕ ПРИШЛО ВЧЕРА

- Как вы перешли на дистант? С какими трудностями столкнулись и как их преодолели?

- Скажу криминальную вещь, но мы перешли на дистант за два дня, поэтому и трудности были в течение этих двух дней. Если честно, потратили время на то, чтобы заменить учителям ники, под которыми они выходили в онлайн.
Дистант и онлайн-образование у нас отработаны в течение последних пяти лет.
Наш образовательный подход предполагает смешанное обучение: очно с участием учителя и дистант, включая онлайн.
В дистанционном формате с детьми может работать как учитель, так и любой сетевой образовательный партнер, который занимается образованием и онлайн-обучением, – это может быть как бизнес-структура, например Роснано, Росатом, Яндекс, так и любой вуз или образовательная платформа «Учи.ру», «Лекториум», «Универсариум» и т.д.
В 2018 году было принято решение включить проэкспертированные нами образовательные платформы и онлайн-курсы в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования, так называемый «доверительный пул сетевых ресурсов», – в образовательную программу и учебный план. Это расширяет наши возможности, плюс мы формируем цифровые компетенции, позволяющие человеку эффективно функционировать, адаптироваться, профессионально и личностно реализоваться в условиях цифровой экономики.
Жизнь идет очень быстро, надо успевать. Мы успеваем. Поэтому, когда случился известный кризис, а для многих это на самом деле было тяжело, мы работали спокойно.

- А родители-то были к этому готовы?

- Наши родители – да. Они спокойно воспринимают новое, это даже некая привычка к ежегодным нововведениям в школе. Мы провели серию онлайн-родительских собраний, все разъяснили, получили обратную связь.
Сегодня в профессиональном сообществе раздаются голоса против смешанного и против онлайн-обучения, и это нормально. Есть минусы, но есть и несомненные плюсы. Жизнь нас не спрашивает, технический прогресс глобален. Мы уже находимся в условиях новых технологий – это облачные сервисы, 3D, мультитач и так далее, – и они прочно вошли в образовательную жизнь. Смешанное обучение – это веление времени. И потом не будем забывать, что самостоятельность школьника – это качественный личностный результат. Смешанное обучение предполагает серьезную долю самостоятельности.
Я уверена, что лучшее образование всегда в системе «человек-человек», но ведь все зависит от профессионала. Учителя очень высокого уровня не заменить никакой «машиной». А уроки обычного, среднего учителя можно дополнить лучшим дистантом. Вопрос только в том, какова мера. Сколько должно быть онлайна и традиционного урока, чтобы ничего не испортить.

- К вам-то как раз идут за преподавателями выше среднего.

- В том числе. Но если мы говорим о факторах качества образования, то учитель – один из них.
Помимо учителя это среда и ресурсы. Приемлемое, с точки зрения школьника и его самочувствия, пространство – среда должна включать и материальные, и социальные, и идеальные объекты: школьные стены, коридоры, учебные кабинеты, инфраструктурные подразделения, образовательные проекты, рабочие программы, технологии, воспитательные акции, психологическое сопровождение, олимпиадное движение, исследовательские, социальные, творческие практики, а также все, что за гранью школы может осуществлять образовательную и культурную функцию. Абсолютно все СМЫСЛЫ, с которыми соприкасается школьник.
Это, как минимум, гуманистическое отношение к ребенку. И к знаниям педагога это не имеет никакого отношения. А профессионализм приходит во время саморазвития и самообразования.
Школа, в которой работают плохие учителя, – это страшный сон для родителей. Но страшна ли школа, в которой работает плохой учитель, стремящийся стать хорошим? Нельзя сразу стать гением от педагогики. Таких единицы. Я, например, пришла в школу молодым учителем в 23 года и могу оценить себя ту. Красный диплом университета – не показатель профессиональной успешности. Назвать ту версию себя «профессионалом» значит погрешить против истины. Чтобы стать профессионалом, нужно много работать над собой, да просто много трудиться, и, главное, с интересом.
У нас прекрасная среда – живая, научная, творческая, вдохновляющая. Мы работаем в удовольствие. Даже если у педагога что-то не получается, но он в этой школе держится и любит ее, развивается, стремится к общему благу, он наш человек.

- Что еще пугает родителей в современной школе?

- Для родителей страшная школа – это школа, в которую можно не приходить. На самом деле сегодняшняя ситуация – это актуальный тренинг, когда можно учиться мобильно, персонализированно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю по своему индивидуальному графику, в своем темпе…Кто скажет, что это плохо?! Тот, кто не организовал условия.

Сегодняшняя ситуация – это актуальный тренинг, когда можно учиться мобильно, персонализированно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю по своему индивидуальному графику, в своем темпе…кто скажет, что это плохо?! Тот, кто не организовал условия.

ПРАВО НА «ТРОЙКУ»

- Как ваши дети сдали ЕГЭ?

- У нас на руках еще не все результаты, ждем обществознание, биологию и английский (интервью записано в августе, – прим.). Но средневзвешенный балл по всем предметам выше, чем в прошлом году. У нас уже шесть стобалльников.
Чтобы понять, как онлайн-обучение отразилось на результатах ЕГЭ, нужно видеть результаты других школ. У нас обычно высокие баллы. Поэтому мы входим в ТОП-500 лучших школ России. Но мы не считаем, что главное дело школы – ЕГЭ, хотя родители видят зачастую только эту сторону образования. Подготовить ребенка к экзамену – узкая цель, отчасти дискредитирующая воспитательную систему, человеческий фактор, образ жизни, который формирует школа... Ну, право, смешно. Если так утилитарно и прагматично подходить к системе, это приведет к девальвации образования. Надо смотреть шире и глубже. Не для школы, для жизни учимся. Если ребенок научится выстраивать свою жизненную стратегию и будет понимать, зачем ему вообще учиться и что заниматься этим придется всю жизнь, успешная сдача ЕГЭ приложится сама собой. У нас так и получается.

- Оценки по концу года были выше?

- Мы сделали этот анализ еще восемь лет назад – тогда много было карантинов, дети сидели дома. И заметили, что успеваемость выше. Причина – самостоятельность, а значит, активность, в том числе когнитивная. Вот тогда школа сделала акцент на воспитании именно этого качества. Образовательная политика – не оценочность, а осознанность и целеполагание. Не надо всем быть отличниками. Это ни о чем не говорит. Добиваюсь понимания этого от наших учителей и родителей. Не надо ругать ребенка за тройку, он имеет на нее полное право. Да, ученик не должен быть лентяем, он должен трудиться, решать сложные задачи, но у него не обязательно должно все сразу получаться. И если не получилось – рефлексия, самоанализ деятельности – почти главный фактор развития способностей. Так что любая школьная ситуация – на пользу.
Расскажу свой любимый пример. Мы были в Финляндии на стажировке и посетили урок лучшего учителя математики Финляндии. Класс. Все дети сидят по группам – с компьютером, учебником, что-то решают, иногда между собой общаются. Всё. Больше мы ничего не увидели. Потом говорили с учителем, и он пояснил, что это самостоятельное выполнение плана заданий на развитие компетенций. Но мало того, что они самостоятельно занимаются, они еще сами себя оценивают по цветной пятибалльной шкале.
Зеленый цвет – значит, научился сам и могу научить другого. Желтый цвет – научился сам, но не могу научить другого. Черный – мне эта тема не нужна. Коричневый – я плохо понял эту тему, не смог разобраться. Одна наша уважаемая учительница из Санкт-Петербурга спросила: «Что вы делаете с детьми, у которых коричневый и черный квадратики?» Учитель не ответил и продолжил рассказ. Она опять: «Что вы делаете с детьми, у которых коричневый и черный квадратики?». И только на третий раз он, наконец, понял суть вопроса: «Задача школы, чтобы поле было разноцветным». Представляете, какая разница подходов? Советская и российская школа всех будет тянуть к одному желто-зеленому знаменателю!
Может, поэтому российские дети сегодня крайне несамостоятельны? Их всегда кто-то куда-то тянет. И это критичная ситуация. На онлайн-обучении некоторые родители сидели рядом или учили уроки вместе с ребенком. Они же хотят, чтобы он был лучше всех в классе – с пятерками, грамотами. Но цель образования не в этом. Грамоты – это хорошо. Но их надо заработать самому. А этого как раз делать не умеют.
Цель начальной школы – научить ребенка учиться са-мо-сто-я-те-ль-но. Но уже на уровне начальной школы родители могут навредить и отбить интерес учиться на всю жизнь!

- А что было делать родителям, у которых один ребенок в восьмом классе, другой в девятом? Я видела много таких примеров в сети. Детям ничего не объясняют, только дают задания. Родитель ни в физике, ни в химии уже ничего не помнит…

– Для этого и есть те самые онлайн-партнеры: школьная лига Роснано, Яндекс-лицей, региональный «Домашний урок» и так далее. Сегодня есть много возможностей получить качественное образование не со своим учителем, а с другим, или выполнив задание самостоятельно. И это здорово. И уж точно родителям не надо садиться и учить с подростком уроки в 8-9 классе. Помогать ребенку, создавать комфортную для обучения среду и условия, научить (желательно своим примером) планировать, ставить цели, добиваться их наконец – вот что нужно делать родителям.

- Ваши не сидели?

- Да вы что?! Мы настоятельно не рекомендуем! Проводим целые родительские собрания о самостоятельности: «Пожалуйста, не учите с ребенком уроки, не нанимайте репетитора. Он допустим только в 11 классе». Когда идет подготовка к ЕГЭ, это оправданно. А до 11 класса надо пахать самому. Просто работать. Но одинаково интенсивно учиться не получится – у людей разные силы, здоровье и когнитивные возможности. «Неравенство» в лучшем смысле – стремление к персонализации во всем, и в медицине, и в образовании. Помните, как у Шекспира? «Нет ничего ни хорошего, ни плохого, только размышление делает все таковым».
Если вернуться к вопросу оценивания, для нас это не главное. Для составления сегодняшних школьных рейтингов даже ЕГЭ не берется в расчеты. В прошлом году смотрели поступление детей в престижные вузы. Да, это связано с ЕГЭ. Но где оценки по предметам отразились в рейтинге? Нигде. Даже олимпиады не смотрели. Знаете, почему? Потому что работодатели, бизнес-партнеры образования говорят: «Нам не нужны олимпиадники. Мы на работу их брать не будем». Я лично это слышала – неоднократно присутствовала на таких мероприятиях, как, например, форум в образовательном центре «Сириус», Всероссийская конференция «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи».

- Потому что олимпиадники – исполнители?

- Да. Они действуют по алгоритму. Но это не то, что сегодня требуется. Это академические способности. Работодателю же нужен исследователь, который увидит проблему и сможет ее нестандартно решить.
Но исследовательская школа – еще один страшный сон для родителей. Мы же этим занимаемся. Наша школа именно исследовательская, и на это ориентированы все программы, предметные и метапредметные. Поэтому «тройка» – это нормально. Главное, чтобы ребенок уважал то место, куда он приходит, имел своё хобби, интерес к жизни и был мотивирован к тому, что нравится. Он не обязан любить всё. Когда мой сын учился в 9-10 классах, у него были тройки по химии и по физике. И я ему говорила: «Молодец, сынок, меня это устраивает». Знать такие сложные дисциплины на «три» – надо еще постараться. Зачем требовать хорошие отметки по предметам, которые не соответствуют структуре мышления? Ведь даже структура головного мозга формируется у всех по-разному!

- Я смотрела интервью с Германом Грефом, где он рассуждал на тему образования, в том числе советского. И он сказал такую вещь: «Для нас стало привычным хвалить советское образование. А на самом деле, давайте выйдем на улицу и спросим: благодаря чему самолет летает? 99% не скажут этого». Советское образование было заточено на «звездочек». Потом их делали большими звездами. А хорошей уверенной середины не было. Сейчас это меняется?

- Образование всегда было и будет заточено на одаренных детей. Сейчас охота за талантами еще сильнее, чем в советские времена. За ними гоняются все в мире. Знаете, как переманивают детей из одной школы в другую? Многим все еще нужна статистика, видимо, для того, чтобы получить преференции... А кто задумывается над сутью образования и смыслом конкретного домашнего задания?

- Если случится так, что 1 сентября дети не выйдут в школу, как первоклассникам адаптироваться к онлайн-обучению?

- Для первоклассников это ужасно. Если будет дистант, первые и вторые классы станут самой серьезной проблемой.
Не хотелось бы этого. Я апологет смешанного обучения – в меру и грамотного. Школа не должна быть единственным источником знаний, здесь же работают обычные хорошие люди, а не профессура из МГУ. А онлайн как раз дает возможность работать с «профессурой МГУ» тем, кому это необходимо, – это, конечно, обобщенная характеристика.
Нужны разные источники, чтобы сопоставлять знания и моделировать свою картину мира. Только в разности и вариативности родится истина.

Школа в России скучна, однообразна, безрадостна и бессмысленна. Такова, по мнению ученых, реальная картина. Но это не про нашу школу. У нас масса новых технологий: ролевые игры, флешмобы, карнавалы, сторителлинг, живые исследования, проекты, групповые проекты, настольные игры, дебаты, smart-практики, практики критического анализа, открытые дискуссии.
ПРИОБРЕЛИ И ПОТЕРЯЛИ

- Когда я задала вопрос Александру Кузнецову (министру образования и науки Челябинской области), что мы приобрели и что потеряли в связи с эпидемией и дистанционным обучением, он ответил: «На коротком моменте мы, конечно, потеряли. Но если смотреть в будущее, то мы от этой ситуации выиграли. Потому что многому научились». Мне понравилась эта мысль.

- Все верно. Конечно выиграли. Это то, с чего мы с вами начали разговор, – технический прогресс не остановить. Рано или поздно онлайн-обучение будет нормой и будет доминировать над традиционным.

- Значит, учителей будет становиться меньше?

- Совершенно верно. Значит, у школы и у учителя должна быть серьезная конкурентоспособность. Учитель должен быть таким профессионалом, чтобы его приглашали работать не потому, что вынуждены, а потому что хотят. Мы теряем в количестве, но приобретаем в качестве.

- Чего не хватает современной школе?

- Я назову четыре критических дефицита по мнению Леонида Илюшина и Анастасии Азбель. Первый – дефицит радости и удовольствия. 67% учеников считают учителей слишком серьезными. 88% школьников считают учебники скучными. Большинство учителей считает, что сегодня в школе не до шуток.
Второй – дефицит состояния потока. 67% школьников жалуются на однообразные домашние задания. 83% учителей постоянно испытывают профессиональную усталость. В школе негде и некогда общаться с друзьями.
Третий дефицит – дефицит понимания смысла. 43% старшеклассников не выполняют домашние задания, потому что не видят в этом смысла. 67% выпускников сетуют, что школа не учит ставить цели. Мы, кстати, учим – у нас программа самоопределения работает на тренировку целеполагания, и есть SMART-практики целеполагания.
Четвертый – дефицит уважения и сочувствия. 60% школьников считают, что учителей надо учить поддерживать тех, кто не может справиться с учебой. 57% считают, что школа не ценит нешкольные успехи ребенка.
Школа в России отчасти скучна, однообразна, безрадостна и бессмысленна. Такова, по мнению ученых, реальная картина.

- Что вы делаете, чтобы у вас было не так?

- У нас масса актуальных, интересных всем несекретных секретов: ролевые игры, флешмобы, сторителлинг, живые исследования, проекты, групповые проекты, настольные игры, дебаты, SMART-практики, практики критического анализа, открытые дискуссии, в школе много гостей, наставников, которые приходят на занятия со своим реальным практикоориентированным «багажом».

- Если опросить ваших детей на этот счет, как думаете, какими будут результаты?

- Они не будут критичными.

- С какими потерями и приобретениями вышел 11-й лицей из ситуации с пандемией?

- С какими потерями? Скажу пафосные слова, но мы школу действительно любим и стремимся друг с другом общаться. Школа должна быть живая. Поэтому нехватка общения – это серьезная потеря. Все были так рады друг друга видеть, когда вручали аттестаты 9 и 11 классам!
Какие приобретения? Мы здорово продвинулись в онлайне. Люди научились там себя правильно вести, проанализировали и проэкспертировали множество сетевых ресурсов, знают, кому можно доверять, а кому нет, научились сами легко и уверенно чувствовать себя в этой новой для них роли – онлайн-транслятора и коммуникатора. Это огромное приобретение. Мы не стареем до тех пор, пока способны осваивать новое. Поэтому я рада, что была возможность это сделать. Как видим, результаты ЕГЭ выше, чем в прошлом году, значит, мы отлично справились.

Made on
Tilda