CHER AMI. ЭКСПЕРТ
Надежда ВУЗа
В преддверии 70-летнего юбилея Курганского государственного университета ректор Надежда Дубив рассказала о том, как возглавить вуз, где долго не было руководителя, как выстраивать отношения
с властью и бизнесом и расставлять приоритеты
в неочевидных ситуациях.
- Каким вы увидели Курган?
– В Курган я приехала из Германии, где месяц жила в городке Мюнстере. Мне показалось, что эти города похожи некоторой камерностью – небольшие как по размеру, так и по числу жителей. А еще показалось, что Курган очень похож на наш Юг. У меня мама из Пятигорска, и Курган напомнил мне некую расслабленность южных городов, которую не встретишь, например, в Тюмени. Я даже квартиру выбирала так, чтобы окна выходили на Тобол – самое красивое место в городе. Поэтому ощущение южного флера не покидает меня до сих пор – вода, солнце и очень тепло. По крайней мере, несколько месяцев в году.
- Насколько ваши ожидания от университета совпали с тем, что вы увидели?
– Я ожидала увидеть крепкое учебное заведение, опорный вуз – больше индустриальный, чем классический, в котором я работала раньше. Признаюсь честно, я ожидала встретить чуть лучшую инфраструктуру, поскольку это ведущий вуз Курганской области – самый большой, самый крупный, единственный многопрофильный. Объехав все здания Курганского университета, включая загородные лагеря и базы, в первую очередь решила сделать все возможное, чтобы улучшить инфраструктуру.
- Вас не пугало то количество неоднозначной информации, которая долгое время до вашего прихода циркулировала вокруг университета? Оставило ли это отпечаток на репутации вуза?
– Вы, наверное, удивитесь, но я не читала ничего на эту тему. Знала, что в вузе восемь лет были и. о. ректора, но в детали не вникала. Посмотрела университет, сайт и приступила к работе. Отголоски прошлого все равно чувствуются, это отражается на университете до сих пор. Наша основная задача как раз в том, чтобы постепенно улучшать имидж вуза. И мы стараемся делать все возможное, а порой и невозможное. Часто это рутинная, монотонная работа, которая так сразу не видна, но стратегически – необходима. Особенно когда стартует приемная кампания и выпускники и родители выбирают, куда поступать, а в пабликах каждой курганской школы – вузы Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, но не КГУ…
- Вы серьезно?
– Да. Когда я пришла, мы столкнулись именно с такой ситуацией и сразу начали ее исправлять. Буквально доходили до каждой школы, лично рассылали информацию, наладили сотрудничество с Департаментом науки и образования Курганской области. А как иначе? Если мы неинтересны своему собственному региону, кому мы тогда должны быть интересны? Это как раз те самые отголоски прошлого. Сейчас мы уже можем говорить о том, что нам удалось изменить ситуацию к лучшему. При этом преподавательский ­состав нисколько не изменился, он как был прекрасным, таким и остался. Это я могу сказать и как ректор, и как преподаватель немецкого. Я вижу уровень преподавателей на своей кафедре. Многие из них работали или продолжают работать переводчиками – это о многом говорит. Точно так же выглядит ситуация с другими дисциплинами. Директор Гуманитарного института КГУ Денис Николаевич Маслюженко не так давно читал лекцию о сибирских летописях на вебинаре в Оксфорде. Его часто приглашают и в другие страны. Наши преподаватели участвуют в диссертационных советах не только соседних регионов, но и, к примеру, в МГТУ им. Баумана. Куда выше?
- Как вас встретил коллектив?
– Мне кажется, встретили осторожно. Могло ли быть иначе? У людей восемь лет не было ректора. Они уже привыкли ко всему, но в то же время, думаю, жили с ощущением – лишь бы не хуже. Я сразу решила, что буду работать и преподавателем. И, кажется, не ошиблась. У меня появилась возможность общаться с людьми в другой атмосфере: вместе обсуждать какие-то моменты и мероприятия – не как начальник с подчиненными, а как коллеги по кафедре. Но общих проявлений негатива точно не было. Ощущение, что коллектив меня принял, появилось после голосования. Оно было анонимным, и для победы достаточно было 50 % плюс один голос. Набрала 85,7 % голосов – вот тогда отпустило совсем.
- Как прошли первые месяцы на новом посту?
– Я помню, летом 2019-го, каждый день встречалась с руководством и представителями местных предприятий. Мне хотелось полноценного попечительского совета – того, который возьмет нас под свое крыло. Как выяснилось, все до одного заинтересованы в кадрах, в сотрудничестве с университетом. Никто не сказал, что им это не интересно и не нужно, никто не отказывался от совместной работы. Мы год работали с «Велфармом» и «Синтезом» (входит в фармацевтический холдинг «Биннофарм Групп», принадлежащий АФК «Система») над тем, чтобы открыть новое направление «Биотехнология». В прошлом году набрали 25 студентов по целевому набору – отличный результат для первого раза. После года совместной работы с центром Илизарова мы открыли магистерскую программу подготовки «Организация и управление наукоемкими производствами, направленность «Медицинское оборудование и аппаратура». В центре сразу уточнили: нужны не врачи, а сотрудники высокого уровня, которые смогут обслуживать сложные оборудование и технику. На такую специальность действительно большой запрос. В Курганской области ведь есть поликлиники, санатории и профилактории с таким же оборудованием.
- Почему тогда вы отказались открывать медицинское направление?
– Мы долго обсуждали этот вопрос с центром Илизарова и другими экспертами. Есть несколько ключевых моментов. Во-первых, необходимый преподавательский состав и университетская база. Во-вторых, при университете должна быть клиника. По предварительным подсчетам, для того, чтобы открыть только терапевтическое отделение, необходимо порядка 750 миллионов рублей. Нам просто неоткуда взять такую сумму. В-третьих, надо понимать, что мы подведомственны Министерству науки и высшего образования РФ, а медицинские вузы – Минздраву. В-четвертых, в Кургане мы можем открыть только бакалавриат, а врач – это человек, который прошел интернатуру, ординатуру. Но мы не похоронили идею. Она возможна в перспективе, но не сейчас. Пока передо мной стоят задачи привести в порядок то, что уже есть. Мы ограничены в ресурсах. В этом году, например, министерство выделило на общежитие 18 миллионов рублей, а это крыша и облицовка здания. Поэтому мы вкладываем в ремонт свои внебюджетные средства, чтобы сразу и комплексно отремонтировать здание на 33 миллиона рублей. Но даже 33 миллиона не такие огромные ресурсы, если учесть объем работ. Зато ближайшие 10–15 лет наши студенты будут жить в отличном общежитии, кстати, многие наверняка не узнают его после каникул. Очень хотелось создать в общежитии уютное и гармоничное пространство – место, где хочется жить. Я убеждена, что обстановка и атмосфера напрямую влияют на качество обучения.
- Насколько в жизни вуза участвует бизнес региона?
– Мы плотно работаем с компанией «Такстелеком». В прошлом году, такси «Максим» сделало для вуза брендированную аудиторию, для чего им пришлось провести серьезный ремонт, включая серверную и все оборудование. Без лишних слов, сегодня это наша лучшая аудитория. Нам повезло с партнерами – отличная компания и люди, которые заинтересованы в развитии не просто своего бизнеса, но в целом региона. Сотрудничество компании с вузом началось задолго до меня, в чем большая заслуга первого проректора Татьяны Рудольфовны Змызговой. Во многом благодаря ей уже несколько лет ведутся совместные курсы с кафедрой программного обеспечения автоматизированных систем, практику студенты проходят в «Такстелекоме». Компания получает подготовленных специалистов с квалификацией, которая соответствует их запросам.
Еще один наш крупный партнер – «Курганприбор» – на данный момент уже выполнил большой блок работ в учебном корпусе № 4 по проспекту Машиностроителей. Там в будущем должны разместиться IT-институт, международный отдел, лингвистический центр – спасибо губернатору за идею. В корпусе уже заменили крышу, окна и витражные стекла, впереди фасадные работы.
Кроме того, все предприятия региона помогают нам в актуализации образовательных программ, в научно-исследовательских работах. Это и есть та самая связь с регионом, с бизнесом, с промышленниками, которая так важна для развития. Конечно, еще много нужно сделать. Мы будем двигаться постепенно – шаг за шагом.
- А сотрудничество за пределами региона?
– Не так давно я участвовала в проекте Сколково «Лидеры научно-технического прогресса», который собирал в одно время и в одном месте людей из самых разных высоких научных структур. Это позволяло устанавливать контакты, нарабатывать связи. Участники данного проекта открыты для сотрудничества. Мы уже несколько раз проводили совместные мероприятия. На одну из наших последних конференций приезжали директор математического центра Новосибирского Академгородка, доктор физико-математических наук Евгений Петрович Вдовин, заместитель директора по науке института металловедения и металлургии РАН Александр Сергеевич Анохин. Этот институт – один из ведущих в отрасли, и они предложили нам абсолютно бесплатно дополнительную программу для наших студентов. С нового учебного года начнем ее реализовывать.
- А сейчас растет не только IT-направление?
– У нас инженерные и IT-направления растут, как везде, – это общая тенденция. Контрольные цифры приема на данном направлении в Курганском госуниверситете за эти два года выросли почти на 20 %. Но есть хорошие новости и в гуманитарной сфере – на следующий год, например, у нас будут бюджетные места на журналистику.
- С вашим приходом изменилась структура университета. Вместо факультетов теперь институты. С чем это связано?
– Это решение было принято еще в 2018 году – за полтора года до меня. Тогда почти все вузы пошли по такому пути – судя по всему, укрупняли, чтобы упростить администрирование. Кроме того, думаю, это связано с экономической целесообразностью.
- Каковы перспективы в международном направлении?
– Конечно, прежде всего мы сотрудничаем с вузами ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана и других. Есть договор с американским вузом из города-побратима Эпплтона. В ближайшее время планируем развивать направление мобильности и для студентов, и для преподавателей. Наших сотрудников периодически приглашают читать лекции и курсы в рамках существующих договоров или личных договоренностей. С приглашением иностранных преподавателей сложнее. Но – пандемия подсветила некоторые онлайн-возможности. Мы сейчас участвуем в грантовой заявке и надеемся, что с нового учебного года у нас будет читать лекции преподаватель-носитель языка из американского вуза.
- А за границу будете отправлять учащихся?
– Хотелось бы, но вопрос мобильности всегда связан с деньгами, да и общая ситуация пока не располагает. Но в будущем надеемся прийти к такой практике. Я всегда работала над тем, чтобы студенты получали гранты и стипендии на эти цели. Любая мобильность, любая возможность поучиться где-то в другом месте, вне зависимости от географии, сильно расширяет горизонты. Студент получает колоссальный дополнительный опыт – прежде всего самостоятельной жизни и учебы
- За последний год на ситуацию в образовании, как и во всех других сферах жизни, повлияла пандемия. По вашему мнению, во всей этой истории вы больше потеряли или приобрели?
– Опыт на самом деле получен колоссальный. Например, совещания мы сейчас проводим в формате ВКС, что заметно экономит время сотрудников. Они проводят свои занятия и спокойно подключаются к совещаниям. Кроме того, часть приемной кампании проходит в онлайн-формате, и это удобно абитуриентам. Также мы наконец-то решили задачу с электронным документооборотом. Конечно, был долгий период привыкания, куда без этого. Все не заработало по щелчку – пришлось потратить время и нервы. При этом не обошлось без издержек, поскольку есть направления, где обучение не ограничивается онлайн-форматом и домашними заданиями. Инженерным, естественно-научным направлениям нужны эксперименты и опыты. Студентам пришлось непросто. Они не привыкли к такому объему самостоятельной работы, в отличие, например, от Германии, где вся система заточена на самоорганизацию. У нас же другой подход к образованию – преподаватели студентоориентированы. Они всех знают лично, телефоны преподавателей в открытом доступе на сайте. Не так давно наши студенты проводили опрос – выясняли преимущества вуза. Сами студенты одним из главных плюсов считают индивидуальную работу преподавателей с ними.
- Насколько для вуза в принципе важно число студентов? Есть ли смысл бороться за то, чтобы их было больше, или возможно сместить акцент с количества на качество?
– Здесь все взаимосвязано. Для вуза число учащихся – принципиальный момент: больше студентов-очников – больше бюджет. Сложность в том, что люди из малых городов стремятся в большие, так было всегда. И в других регионах, кстати, тоже. Но к нам, в КГУ, приезжают ребята из районов области. Я считаю, в любом случае нужно бороться за абитуриентов. Преподавательская работа у нас организована очень качественно, и мы хотим развиваться дальше, для этого нужны ресурсы, а они приходят вместе со студентами
- Сколько студентов вы готовы принять сегодня?
– По-хорошему, пять тысяч студентов-очников – золотая середина, но возможности позволяют спокойно принять и до шести тысяч учащихся. Нам, безусловно, есть к чему стремиться.
- А что делать, чтобы они оставались в Кургане?
– Здесь много факторов, и далеко не все зависит от нас. В конце мая мы проводим большую ярмарку вакансий, а в течение года регулярно проводим встречи с работодателями. Они знакомятся с потенциальными сотрудниками, выпускники узнают о необходимых требованиях, условиях труда и мерах поддержки молодых специалистов. Еще одно направление работы по этому вопросу – вклад университета в развитие региона. Мы реализуем проекты, важные как для города, так и для области. Не так давно открыли логопедический центр. Скоро в бассейне «Дельфин» появятся тренажеры для малышей, и мы очень рассчитываем на строительство нового бассейна в Заозерном, который смогут посещать все курганцы. Территория под строительство выбрана не случайно. Рядом с местом, где будет возведен бассейн, есть детские сады и школа, а это перспектива дополнительных занятий и в принципе расширение форм досуга, ведь в Заозерном проживает треть населения Кургана, а бассейна там нет, значит, он точно там нужен. Такая вот вполне осязаемая связь с городом, в котором мы все живем. ///
Made on
Tilda