- В чем сложности наладить экспорт в условиях выгодного приграничного положения?
- Во-первых, рынок везде поделен, и на новенького проникнуть куда-то непросто. Хотя возможно. Во-вторых, в конце декабря я посетил Совет руководителей Торгово-промышленных палат России. Коллеги из Забайкалья
открыли на территории Китая большой логистический центр: «Пожалуйста, экспортеры, везите зерно, муку, продукты. КНР все это надо». Но, говорят, экспортеров мизер. Та сторона требует сертификацию каждой единицы товара: есть конфеты пяти сортов – значит, на каждый положен свой сертификат. Стоит он порядка миллиона рублей, и процедура получения достаточно долгая. То есть нюансов на уровне законодательства много, и решение этих вопросов, в том числе финансовых, ложится на плечи производителей.
С другой стороны, Торгово-промышленная палата во многом может помочь. Российские торгпредства открыты в 40 странах мира, в том числе в Китае. По просьбе предпринимателя мы можем выйти на местные власти, проработать связи, прощупать рынок и его потребности. Поиск партнеров – одна из миссий Торгово-промышленной палаты.
- Про перспективность китайского рынка для российского бизнеса говорят постоянно. Нас убеждают, что там наши товары ждут. Мы строим ТЛК, железные дороги. Почему же Китай не идет нам навстречу, если потребность в продукции есть? Он мог бы упростить для нас правила сертификации, но встречного интереса не видно.
- Период, когда Китай скупал у нас все подряд, прошел. Оттуда приезжали, брали партиями «КамАЗы», разбирали до винтика. Теперь создают собственные машины и продают уже нам. Но это не отменяет факта, что рынок КНР огромный. Просто россиян там не ждут с распростертыми объятиями. Отношения с поставщиками сложившиеся, а нам следует искать собственную нишу. Теперь, когда меры поддержки увеличатся, экспортеру следует просто бить в стену: раз – удар, два, три. Нащупал слабое место – оп, пробил, и все пошло. Есть примеры – завод «Темпер». Молодец! Работает с Финляндией и Швецией.
Весной 2018 года я подписал соглашение о сотрудничестве с провинцией Хэйлунцзян и Маньчжурией. Сейчас и будем пытаться что-то увязать.
- Кто из бизнесменов обращался к вам за последний год?
- Известный производитель мебели искал выход на рынок Грузии. Крупный сервис пассажирских перевозок через нас налаживал контакт с министерством транспорта одной из стран Ближнего Востока. Все получилось,
общение произошло. На последнем примере особенно хорошо видно, что палата – посредник между бизнесом и властью. В скором времени среди наших услуг появятся разные виды экспертиз: товароведческая, продуктов питания, строительно-техническая, автотехническая, оценка. В будущем откроем центр
комплексных услуг для бизнеса, третейский суд.
- Зачем вам заниматься третейскими разбирательствами?
- Третейские суды – одно из направлений Торгово-промышленной палаты. В Кургане их нет, а в Челябинске и Тюмени они действуют, и уже понятно, что бизнес в них нуждается. Конфликты бывают разные, и часть из них можно решить быстрее именно на уровне третейских судов, не поднимаясь выше.
- В нашем городе появился логистический центр. В Челябинской области тоже создан ТЛК, ориентированный на товары из Китая. Курганский аэропорт продолжительное время работает над созданием международного терминала. Его цель та же – грузовые международные перевозки. Вы сотрудничаете с ними?
- Нет.
- Почему получается так: цель у всех одна, все смотрят на Китай, там деньги, там потребители, но действовать предпочитают разрозненно? Вспоминаются слова Сергея Сухарева, руководителя Центра кластерного развития, что до появления арматурного кластера некоторые производители даже не здоровались друг с другом. Зато сейчас вопросы конкуренции отошли на второй план во имя общих интересов. Что сможет стать объединяющей силой для тех, кто заинтересован в экспорте?
- Разные хозяйствующие субъекты редко по собственной инициативе вступают в переговоры, но с приходом новой губернаторской команды создан Фонд инвестиционной привлекательности Курганской области. Может быть, благодаря ему удастся собрать всех в единый кулак. С другой стороны, часть функций – информационных, просветительских, разъяснительных – может взять на себя Торгово-промышленная палата. По большому счету, мы для этого и созданы.
- Сообщалось, что заинтересованный в экспорте бизнес в составе делегации от Курганской области посетит Среднюю Азию, возможно, Китай и Германию. Что мы сможем предложить европейской стране с очень развитой экономикой и промышленностью? Нам есть чем удивить?
- Нужно понимать, какой наш товар способен выдержать местную конкуренцию. Есть идея везти туда экологически чистые продукты. Другой вопрос: пройдем ли мы фитосанитарный контроль? Получим ли сертификат? В любом случае, давайте пытаться. Торгово-промышленная палата сделает все, что в наших силах.
Сам я вижу более перспективными рынки развивающихся стран. Автобусный завод, например, в свое время делал поставки в Никарагуа. Что касается Европы, для нее существует и другой вариант. Пусть иностранцы приезжают и открывают предприятия здесь, привозят свои технологии. Мы будем производить товары благодаря дешевой рабочей силе и экспортировать уже их, как делает тот же «Темпер».