- Владимир Михайлович, много ваших клиентов пострадало от майских пожаров?
- Насколько я знаю, немного. Один участок в садовом товариществе, больше к нам никто пока не обращался.
- У населения принято страховать свое имущество, те же дачи?
- Мы в России находимся на этапе становления этого бизнеса – страхования имущества физических лиц, это то
направление, в котором мы сегодня видим свое стратегическое развитие, вектор в будущее. Объем подобного страхования растет ежегодно. К сожалению, сказать, что добровольное страхование стало непременным атрибутом жизни большинства россиян, не могу.
- А пожар является страховым случаем?
- Конечно. Если это стихийное возгорание, то, как и любое не зависящее от человека природное бедствие, это классический вариант страхового события.
- А если возгорание произошло по вине неосторожного обращения с огнем? Например, человек сжигал весной собранный на своем участке мусор, а в результате сгорел дом. Страховая компания в таком случае выплачивает ему компенсацию (дом был застрахован)?
- Признание случая страховым событием и последующая оплата ущерба происходит всегда в зависимости от выбранных клиентом условий страхования, пакетов рисков и расширений к ним. Таким образом, если риск возникновения пожара по вине страхователя с нарушением противопожарных норм и правил включен в
покрытие по полису, то выплату непременно произведут. Если пакет рисков стандартный, то нет. При этом каждый случай имеет свои особенности, и решение страховой компании зависит от конкретных обстоятельств. Главное – не лениться и подробно изучить условия страхования на этапе заключения договора. Получить исчерпывающую консультацию у наших специалистов. После чего осознанно купить покрытие с таким набором рисков, чтобы оно гарантировало защиту имущества от событий, в которых заинтересован страхователь. У нас условия страхования гибкие и возможности для выбора страхового покрытия очень широкие.
- А что делать, если человек разводил огонь, но дом сгорел не от этого, а по другой, не зависящей от его действий причине? Как доказать ему свою невиновность в пожаре?
- На место возгорания нужно вызвать специалистов – это их дело. В соответствии с установленными правилами проводится экспертиза, в ходе которой разбирают конкретный пожар. Эксперты обязаны дать заключение, из-за чего произошло возгорание: если они сумеют определить причину, то укажут и ее, и
виновного. В зависимости от результатов экспертизы и условий договора страховая компания выносит решение о признании случая страховым.
- А ваши специалисты выезжают на объект перед тем, как его застраховать?
- Это зависит опять же от выбранных условий и разновидности страхового «продукта». Для удобства обращающихся есть варианты страхования без осмотра. Если он необходим, то, конечно, мы приедем на объект в подходящее нашему клиенту время.
- Вы можете отказаться страховать объект, который построен с нарушениями?
- Если есть грубые нарушения, к примеру, противопожарных норм, и мы узнали об этом до заключения договора, то можем сказать «нет». Также в соответствии с действующим законодательством у нас есть право отказаться заключать любой договор добровольного страхования без объяснения причин. Страховщики к
этим мерам прибегают редко, в основном для противодействия мошенникам. Дело в том, что мы не можем проверить состояние каждого частного страхующегося домовладения на предмет соответствия строительным, противопожарным и иным нормам. И не должны. Это обязанность страхователя.
- Итак, не дай бог, наступил страховой случай – тот самый пожар. Что человеку делать?
- В первую очередь, сделать все возможное для сохранения застрахованного имущества и предотвращения ситуации, когда огонь перекинется на другие близлежащие строения. Первостепенная задача –минимизировать последствия, которые могут наступить после страхового или в момент страхового события.
Вне зависимости от того, может человек потушить пожар сам или нет, он обязан вызвать пожарных. Затем будет назначена специальная экспертиза пожарной службы МЧС, которая выедет на место и выдаст необходимые документы: о последствиях пожара, его причинах и т.д.
С этими документами и полисом застрахованный уже и обращается в свою страховую компанию для получения выплаты.
- Последний вопрос на «пожарную» тему: случалось вам страховать не только дом, но и постройки, ландшафтные объекты на участке?
- Да. И ландшафт, и малые архитектурные формы – беседки, штакетник, артобъекты. Конечно, это все может быть застраховано отдельным списком. Иногда (это наша российская специфика) ограждения стоят дороже дома. Всё может быть застраховано.
- Как вы оцениваете итоги работы компании в прошлом году?
- Итоги работы компании я оцениваю как весьма неплохие. Я бы даже сказал, что по некоторым параметрам мы сработали очень хорошо. Но нет предела совершенству, тем более на нашем рынке: много направлений, которые можно активно продвигать и которые развиваются благодаря рыночным тенденциям. Перспектив работы для страховых организаций достаточно. Это происходит не столько через интенсификацию продаж
и увеличение объемов портфеля договоров, но как выход в другие области развития.
Сфера деятельности, на которой сейчас сосредоточен фокус интересов всего рынка, – интернет-продажи. Вообще актуально все, что связано с IT-технологиями и WEB-сервисами как в области продаж, так и в сфере сопровождения договоров и урегулирования страховых событий. То, что за этим будущее, бесспорно! Уже
сейчас есть много возможностей сэкономить время и сделать общение со своей страховой компанией максимально удобным для себя благодаря внедрённым интернет-технологиям. Это и сайт, и личный кабинет, и интернет-приложение для смартфонов и других мобильных устройств. Интерфейс максимально интуитивный, понятный и лёгкий в использовании. Кроме того, «электронный разум» постоянно совершенствуется. Расширяются возможности, добавляются функции. Появляются новые страховые продукты, ориентированные на интернет-продажи. Недалёк тот день, когда клиенты смогут создать сбалансированную систему страховой защиты для себя и своей семьи, заключая, продлевая свои полисы, заявляя о страховых событиях и получая страховые выплаты по ним, не выходя из зоны комфорта и не посещая физически офис страховой компании для этих стандартных целей.
- Какой процент у вас сейчас таких продаж?
- Пока небольшой, но он постоянно растет. Важную роль в развитии этого процесса играет такой массовый вид страхования, как ОСАГО. Количество страхователей, приобретающих электронный полис ОСАГО, ежемесячно растёт внушительными темпами. Наши клиенты активно вовлекаются в процесс электронных продаж. Это направление уже сейчас воспринимается как отдельный самодостаточный и очень перспективный канал продаж, который будет расти и дальше.
- Когда вы говорите «хорошо сработали», вы имеете в виду курганский филиал?
- И курганский, и «Ингосстрах» в целом.
- А как Курган выглядит в сравнении с другими областями?
- Надо отдать должное курганским сотрудникам. В первую очередь, это зрелая, сплочённая команда, которая ассоциирует себя и своё будущее с «Ингосстрахом». Это важнейший фактор успешной работы. Благодаря этому нам удаётся стабильно показывать хорошие результаты и достигать лидирующих позиций на страховом
рынке нашего региона. Говоря о хороших результатах, я имел в виду не только объём денежной выручки, поступающий от страховых операций, но и то, что операции, генерируемые курганским филиалом, вносят свой вклад в успешное будущее и дают возможность развиваться, инвестировать «в себя», в новые офисы, обучение сотрудников, сервисы и те же IT-технологии. Это даёт большое удовлетворение от сделанной работы. Большинство филиалов «Ингосстраха», как и мы, успешные и эффективные.
- Сколько премий собрано за год курганским филиалом?
- Розничное страхование, страхование физических лиц, принесло нам около 153 миллионов рублей. При этом мы занимаем первое место на курганском рынке по КАСКО. Наша доля – 27%. Можно сказать, что мы формируем местный рынок автострахования.
- А в корпоративном секторе?
- Размер премий – около 24 миллионов. Практически по всем основным корпоративным линиям бизнеса (страхование имущества юридических лиц, грузов, ответственности) мы занимаем первое – второе места на рынке. То есть мы абсолютные лидеры.
- Какие сейчас тенденции на рынке корпоративного страхования?
- Тенденции разнонаправленные, но основная, к сожалению, характеризующая именно курганский рынок, это стагнация. У нас невысоко количество инвестиций в промышленную и сельскохозяйственную отрасль, соответственно, новых предприятий и объектов практически не появляется. Нет ощутимого развития в деятельности уже существующих предприятий: роста их активов, которые необходимо страховать. В целом рынок корпоративного страхования в Курганской области не растет либо растет очень незначительными темпами. Мы активно работаем с нашими постоянными клиентами и все время ведем переговоры с новыми. На месте не стоим, бизнес не теряем, приобретаем страхователей в основном благодаря устойчивому навыку работать в высококонкурентной среде и быть в ней лучшими.
- Мои коллеги нашли информацию, что в 2018 году застрахованных по ДМС в «Ингосстрахе» стало почти на треть больше. С чем это связано?
– Вы имеете в виду вообще в целом на рынке?
- Да. ДМС – это же в основном корпоративный вид страхования. Мало, наверное, людей, которые просто приходят к вам и говорят: «Я хочу купить себе полис добровольного медицинского страхования». В основном это делают предприятия для своих сотрудников.
- Не только. По итогам 2018 года «Ингосстрах» сохраняет четвертое место на рынке по добровольному медицинскому страхованию. При этом демонстрирует увеличение премии по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 10,1%.
- Это в Кургане на 10,1?
- Нет, в целом. Причем рынок ДМС в стране вырос по сравнению с 17-м годом на 8,5%, а премия нашей компании – на 10,1. В то же время, когда «Ингосстрах» растёт быстрее рынка, у некоторых других
компаний-лидеров зафиксировано падение. Вы говорите, что в основном клиенты страховых компаний – юридические лица. На самом деле ситуация меняется. У нас создан целый комплекс продуктов добровольного медицинского страхования, которые мы предлагаем физическим лицам.
Например «Антиклещ». Этот полис просто незаменим, когда необходимо избежать последствий укуса клеща и возможного инфицирования. Или программа «Вирус. Нет», гарантирующая, что застрахованный получит весь комплекс медицинских услуг, необходимый для выздоровления от вирусной инфекции. Причём вне зависимости от того, сколько раз он заболеет в течение периода страхования.
- ОРВИ?
- Да.
- Зачем от простуды страховаться? Она же через семь дней сама пройдет.
- У кого-то через семь, а у кого-то через семнадцать. Затраты на лечение «простой простуды» бывают серьезные. У некоторых заболевание протекает с осложнениями, иногда ОРВИ может привести к очень тяжелым последствиям, тем более что вирусы постоянно мутируют. «Вирус. Нет» очень актуален. Физические
лица, получая информацию от нас, из наших источников, из интернета, активно интересуются этим продуктом. И доля ДМС физических лиц увеличивается. Рынок страхования сегодня растет не только за счет прироста клиентов – юридических лиц, но и за счет притока физических лиц.
- Слышала, что в «Ингосстрахе» появился новый вид страхования – страхование животных...
- Да, теперь мы страхуем животных. Это абсолютно новый продукт. Клиенты интересуются. Правда, у нас в
Кургане еще ни одного подобного полиса не заключено, но в других регионах такие прецеденты уже есть.
- Страхуют от болезней?
- Да. Продукт называется «Ветврач на связи». Покрытие очень интересное. Это консультативная помощь ветеринарных врачей с использованием средств удаленной связи в режиме онлайн на всей территории РФ. Когда застрахованное животное заболело, самое главное – получить своевременную и верную консультацию на тему «что делать». Мы обеспечиваем нашим клиентам качественную консультативную поддержку: можно позвонить по «горячей линии», и ветеринары проконсультируют по симптомам, проявившимся у питомца. Скажут, куда обращаться и что делать.
Есть продукт-конструктор «ЗООПОЛИС». Его основа – базовая программа ветеринарного страхования. Дополнительно можно выбрать такие опции: помощь при травме /укусе клеща/, ведение беременности, роды. Да, всё очень серьёзно!