- Была ли у вас цель стать директором?
- Нет. Сколько себя помню, у меня всегда было много дополнительных нагрузок и проектов. В 90-е, когда учителя после уроков сидели в лаборантской и размышляли о книгах и жизни, я в спешке собиралась: думать было некогда, нужно было везде успеть. Как эксперт я была занята горизонтально и осваивала большое внешнее образовательное пространство, поэтому даже не думала о том, чтобы стать директором.
- А чем кроме преподавания вы занимались?
- Лет с тридцати я работала в комиссии по аккредитации образовательных учреждений: мы занимались экспертной деятельностью – проверяли документы, лицензии, программы. Наука также занимала львиную долю моего времени: диссертации, научные статьи, конференции, семинары, стажировки – очень широкий коммуникативный научный бэкграунд. Еще был благотворительный фонд «Профессионалы XXI века», мы поддерживали ребят, которые получали профтехобразование. Помощь была достаточно фрагментарной, а так как я люблю иногда себя критиковать, скажу даже – минимальной. Но, тем не менее, мы старались по мере сил.
- Сегодня вам комфортно в роли директора?
- Мне часто говорят журналисты: «Елена Владимировна, к вам приходишь, у вас всегда много энергии – нетипично для директора. Обычно директора сидят уставшие, с потухшим взглядом…».
- Вы действительно неплохо выглядите.
- Но я же не про «выглядите», не про внешность… Я про внутреннее состояние. В роли директора мне комфортно, ведь мы сами строим, как нейросети, внешние и внутренние связи, конструируем свою вселенную. Комфорт – это про внутреннее состояние, гармоничное внешнему миру. Но в динамике и гиперинформационной среде сложно жить гармонично…
Я постоянно живу в темпе, у меня и сейчас много дополнительных нагрузок. Недавно провела семинар с директорами и педагогами школ, которые будут заниматься апробацией инновационных модулей по физике, химии, биологии и технологии, работала на семинаре «Школьной лиги РОСНАНО», где обсуждали плюсы и минусы дистанционного образования, выступала на всероссийской конференции с докладом, проводила директорские уроки… И так каждый день, времени едва хватает.
В прошлом году много думала о том, что в современном мире люди не умеют выстраивать эффективную коммуникацию. Вместо философского дискурса, политических дебатов, экономических дискуссий, высказывания мнений то скандал, то обида, то претензия. Вот как все общаются в интернете? Чужое мнение вызывает непринятие и агрессию. Как это можно исправить? Я решила организовать в школе кабинет дебатов. Мы его открыли 14 апреля выставкой, посвященной Петру Аркадьевичу Столыпину.
Кстати, сейчас вместо выставок и экспозиций в школе пусто, даже диваны все убрали – только в кабинете аутентичной литературы оформлена новая выставка, посвященная Михаилу Булгакову.
- А почему?
- Когда вокруг тебя и чисто, и красиво, и безопасно, и музей под рукой, и кафе за углом – это определенно зона комфорта. Насколько она полезна и как найти меру, чтобы не превратиться в потребителя с большой буквы? Вот и решили: пусть дети поживут немного в скучной и однообразной обстановке, чтобы сравнить и оценить. Часто задумываюсь, не портит ли комфорт детей? Имеет ли он развивающий потенциал? Как обстоят дела с тем, чтобы не только у мира брать, но и миру отдавать. Школа для детей, а дети для школы.
- Вы суровый руководитель))
- Нет, я очень мягкая, вы же видите. Просто мы хотим, чтобы дети мыслили ценностными категориями. У нас есть специальная проектная неделя, где ученики могут предлагать какие-либо идеи. Например, по улучшению школьной среды. Прежде всего, она должна быть радостной. В школе должно быть нескучно. Мы обращаем детей к совместности и труду, а посыл преобразовывать на благо можно соотнести с нашим девизом, который заимствован у Императорского Царскосельского лицея – «Для общей пользы».
- А если говорить о другом, насколько вам комфортно в роли руководителя?
- Комфорт – это чистой воды какая-то римская формулировка, сопряжённая с потребительским индивидуализмом, по-моему. Древняя Греция – это великая культура: именно в Афинах аккумулировались искусство и науки, а римляне создали великую цивилизацию. Школа больше относится к культурному артефакту, нежели к цивилизационному.
Директором быть трудно, «напряжно», ответственно – попробуй ответить за всех и за всё, предусмотреть, проконтролировать, запомнить, сотворить нечто гениальное, со всеми пообщаться, понять и при этом быть понятым… Хочется добавить «и успеть слетать на Луну».
Директор в школе – не только топ-менеджер, но и волшебник, психолог, психотерапевт и, конечно, учитель. Зачем проводятся директорские уроки? В формате интервью дети затрагивают достаточно откровенные темы. У ребят всегда есть свобода выбора – приходить или нет, спрашивать то, что действительно интересно. Но истинный учитель не провоцирует: «Делай, как я», он побуждает к собственным правильным выводам и решениям.
- О чем дети спрашивают?
- Обо всем. Порой задают весьма деликатные вопросы, касающиеся личных сфер жизни человека.
- Даже так?
- Конечно. Детям интересно понимать, как быть эффективными в этой жизни, как справляться с проблемами. Когда мы начинаем разговор, всегда анонсирую: «Это мое личное мнение», то есть я не учу, как «правильно» жить, а просто делюсь тем, что об этом думаю. Задача детей – научиться думать самим, отвечать за себя и находить ответы на вопросы из глубин своей души. Я вообще считаю, что детей надо окружать «правильными» взрослыми, которые могут допустить известную степень детской свободы и при этом остаться авторитетом и примером.
- Педагогика – это женская профессия или мужская?
- Мне кажется, она ни женская, ни мужская – гендер тут вообще ни при чем. Есть такая цитата: «Воспитать можно только примером и любовью» – и для гармонии желательно, чтобы этот пример подавали и мужчины, и женщины.
Но «хозяйкой школы», на мой взгляд, должна быть именно женщина, потому что школа – это дом и очаг. Женщины генерируют тепло, на их энергии делается очень многое, они видят школу другими глазами – глазами хозяйки дома.
- Из доклада НИУ «Высшей школы экономики» «Индикаторы образования: 2017», 87,6% учителей – это женщины. Но с 1990 по 2017 год в конкурсе «Учитель года» мужчины побеждали 25 раз, а женщины – 6. То есть их меньше, но побеждают они чаще. Почему?
- В этом есть своя логика. Редкое – всегда притягательно, поэтому любой мужчина в школе – автоматически эксклюзив. Хоть я и говорю, что женщины более операциональны в профессии, но они также более «истеричны» в каком-то смысле, более эмоциональны. Так что минусы здесь такие же большие, как и плюсы. Мужчины харизматичны – они только входят в кабинет, а дети уже аплодируют и радуются. Это такое восприятие, потому что мужчин в школе не хва-та-ет.
Чтобы восполнить этот недостаток, много лет назад мы создали Ассоциацию отцов, которая вместе с нами включается в воспитательный процесс. Они проводят конкурсы и акции, связанные с патриотической тематикой, конкурсы рисунков, парад Победы, выходят с ребятами на субботники. Кроме того, родители-мужчины у нас ведут междисциплинарные курсы, связанные с банковским делом или финансами.
«Теорию познания» в лицее ведет доктор философских наук, который совершенно выбивается из школьной темы. Он похож на ученого из XIX века: педантичный, лаконичный, вежливый, галантный, с собственной концепцией, разработанной философской теорией. Детям его слушать интересно и одновременно непонятно. И тоже хорошо. Когда непонятно, мозг работает лучше. И это самое главное – чем больше в школе таких неформальных «нешкольных» людей, тем лучше.
- А с кем вам приятнее работать: с мужчинами или женщинами?
- Когда заместитель по административно-хозяйственной части женщина, мне спокойнее, потому что школа – это такой же дом, за которым нужно приглядывать и ухаживать. Женщины многофункциональны, они могут одновременно выполнять несколько задач, а мужчины сначала делают что-то одно, потом – другое. Когда математик – мужчина – мне надежнее. Когда электрик – мужчина, тоже. Знаете, человек на своем месте.
- Кто более управляемый?
- Все зависит от личностных качеств. Возможно, с женщинами иногда работать сложнее, потому что помимо работы на них лежит много домашних обязанностей: надо и в детский сад успеть, и в магазин, и у плиты постоять, и тетрадки после работы проверить. Утром она может прийти в школу «нересурсная», а значит, малоуправляемая. Но при этом я не могу сказать, что мужчинами управлять проще, им можно поручить далеко не все.
- У вас возникало когда-нибудь чувство, что ваш пол вам в чем-то помогает, а в чем-то, наоборот, мешает?
- Ммм… даже не задумывалась об этом, но быть совсем антиженственной – это неправильно. Именно с помощью женского обаяния, женского внимания и заботы можно многое сделать. Очень не люблю надевать на себя антигендерную маску начальника и делать замечания. Помните же фильм «Служебный роман»? Стараюсь по мере возможностей обращать внимание на душевное состояние людей, на их домашние дела. Однако всегда находиться в таком состоянии, когда ты отдаешь, излучаешь, даришь, невозможно. Так можно за короткое время растратить себя и выгореть, поэтому иногда приходится закрываться как улитка – уходить в свой мир.
- …быть мымрой?
- Нет, не мымрой и не сухарем. Скорее, улиткой. Героиня «Служебного романа» сначала существовала отдельно от людей, в своем «улиточном домике», а в конце была уже в людях. Думаю, иногда нужно быть вдали, чтобы совсем себя не угрохать. Мы часто интересуемся жизнью других, и это нормально спрашивать: «Как ты себя чувствуешь?» или «Как твой ребенок?» Конечно, я не могу это делать ежедневно, но когда у меня есть ресурс, я это делаю.
- Что для вас важнее: процесс или результат?
- Я даже думать не буду, однозначно процесс. Что может дать результат? Продвижение вперед и чувство глубокого неудовлетворения, из-за потери, увы, достигнутой цели. Я помню, в каком состоянии вышла после защиты докторской – опустошенная. В любом процессе есть цель, к которой ты идешь. Счастье сопряжено с целеполаганием. Когда цель достигнута, эйфория проходит, и состояние счастья тебя покидает. Отсутствие цели может сделать человека несчастным.
- Разве мы не делаем что-то ради результата? Ведь каждому важно видеть итог.
- В школе самый главный результат – это ребенок и его качества. Сейчас он может отрицать или не понимать действия взрослых, но через 10 лет, например, ему будет виден результат правильных или неправильных усилий. За что будем бороться? Что важнее: личностные качества или твердые профессиональные знания? Что из этого позволит самостоятельно жить в мире, полном вызовов?
Недавно дети спросили: «Если бы у вас был цветик-семицветик, какое бы одно желание вы загадали?» Я ответила, что хочу загадать не одно, а все семь. Мне бы хотелось, чтобы исчезли глобальные проблемы: экологические, демографические, проблемы мирового океана…
- То есть вы не стали бы тратить лепестки на личные желания?
- Если бы были решены глобальные проблемы, моя жизнь бы тоже улучшилась, ведь я не могу себя оторвать от планеты и людей. Можно ли быть счастливым человеком, когда воздух, которым ты дышишь, грязный, а вокруг – локальные конфликты, угроза голода, эпидемии или пандемии.