– Любовь Владимировна, буду ли я права, если скажу, что искусство – всегда проекция состояния общества?
– Иногда прямая, иногда – обратная. Вы музыкой занимались?
– Доводилось.
– Значит, знаете, что такое запаздывающее разрешение. Вот сейчас у нас напряженная доминанта, потом доминантсептаккорд, квинтсекстаккорд, еще один, еще один, и только потом отложенное разрешение. Бывает и такая проекция – отложенная.
– Надолго?
– Тем ценнее возвращение к тонике.
– Жили ли мы в состоянии тоники?
– Конечно, такие периоды были. Устойчивость и спокойствие – среда, благоприятная для жизни, но не способствующая полету буревестника.
– Возвратом к тонике (пользуясь вашей терминологией), думаю, можно назвать искусство нидерландских художников XVII века, которых принято называть малыми голландцами. Выигравшие в беспощадной войне с Испанией, уставшие от голода, от революционного пафоса, от пепла Клааса, который так долго стучал в их сердцах, они хотели спокойной, обеспеченной, красивой жизни. И, конечно, когда Голландия стала замечательной буржуазной страной, когда она стала руководить европейской торговлей, голландские художники полюбили изображать ценности зарождающегося среднего класса. Мир вещей: обильный стол с омарами, красавица-дочка, играющая на пианино… Уютная, сытая жизнь. Жизнь, к которой всей душой стремились и мы в новой России XXI века. И есть даже ощущение, что она у нас была. Нашло ли это отражение в изобразительном искусстве? Что скажут о ценностях, которые мы исповедовали в этом историческом отрезке, те, кто будут изучать нас спустя столетия?
– Давайте сначала к голландцам вернемся, я как музейщик все равно с истории хочу начать. Там же не просто была уютная и сытая жизнь. К малым голландцам нельзя отнести Вермеера, хотя и с великим Рембрандтом в ряд его тоже не поставишь, потому что он не писал библейские сюжеты, не поднимал экзистенциальных вопросов.
По тематике своих работ он ближе к малым голландцам – женщина, примеряющая ожерелье, помните? Дама, читающая письмо, бокал лимонада… То есть та самая вроде бы уютная, полная довольства жизнь, жизнь, в которой присутствует хюгге – наслаждение материальным миром, наслаждение прозрачными, чистыми стеклами, волшебными фаянсовыми тарелками на стене… У Вермеера всего два пейзажа. И при этом его считают лучшим пейзажистом всех времен и народов. Знаете почему? Потому что с помощью красок ему удалось передать то, чего французские импрессионисты добились лишь спустя двести лет. Передать атмосферу, дыхание, влажность воздуха… Эти фантастические два его полотна повергли французских искусствоведов в оцепенение, когда они открыли их для себя где-то в начале XX века. «Когда это было?» – восклицали они. Полотна-то у него маленькие. Он не ставил себе глобальных целей. Уникальный живописец работал на простую задачу – передать атмосферу.
И разве все так просто с малыми голландцами и их буржуазными ценностями? Сравните фламандский и нидерландский натюрморт. Посмотрите на них внимательнее. Католическая Фландрия, оставшаяся под властью испанской короны, выстраивает пирамиду в натюрморте. У них есть центр – смысловой, композиционный, и есть то, что ниже. Это монархия. Она вроде бы условно обозначается, но обозначается. А что мы видим у кальвинистов-голландцев, которые восемьдесят лет воевали за свою независимость и победили? Вот стоит бокал, вот свисает шкурка от лимона, но такой строгой, выстроенной композиции нет. Они независимы. Понимаете? У них даже композиция строится по прихоти художника. Они выражают себя сво-бо-дно.
Возвращаясь к вашему вопросу, что скажут о нас потомки. Мы все еще живем на постсоветском пространстве – кто-то по нему ностальгирует, кто-то до сих пор переживает эйфорию перестройки. Как говорил Витя Думчев, у него в углу, знаете, где обычно у бабушек висят иконки, стоял портрет Ильича… Он обращался к нему: «Кормилец ты мой», потому что два раза в год, на 22 апреля и на
7 ноября, он гарантированно получал заказы. И вдруг мы – раз, и потеряли этого «кормильца» в один присест. Вместо хозяина и кормильца нам дали свободу. Как мы ею распорядились? Любимые мной Володя Чалый, Стас Кежов, Вячеслав Пичугин обратились к тем темам, которые раньше были под запретом. Чалый кинулся писать «Противостояние», еще какие-то вещи с политическим подтекстом. Борис Орехов обратился к мотивам «Мастера и Маргариты», причем через призму миросозерцания, напоминающего Сальвадора Дали или кого-то еще из сюрреалистов.
– Долго наслаждались свободой?
– Наслаждение длилось бы дольше, если бы не сопутствующие свободе обстоятельства – необходимость искать средства к существованию. Когда я пришла в музей, первое, на что обратила внимание, что Союз художников – это своего рода мафия. Своим статусом члены Союза дорожили весьма и поэтому не особо пропускали кого-то мимо себя в ряды профессионалов. Было очень смешно, когда один из действительно заслуженных мастеров сказал: «Мне говорят, что уже пора в народные продвигаться». А я всегда была ехидной: «Что значит «продвигаться»? По выслуге лет, что ли?»
Люди в основной своей массе не очень разбираются в искусстве и при выборе художника ориентируются на звания, им важно, чтобы на картине стояла подпись народного.
– Пока мы с вами говорили о нидерландском натюрморте, мне пришла в голову бредовая мысль: а вот Энди Уорхол с его консервированным супом – он не является последователем малых голландцев?))
– Как идея, доведенная до абсурда. Я бы сказала, в каком-то смысле – да, потому что и то и другое рассчитано на массового буржуазного платежеспособного зрителя.
Только для того, чтобы поймать и передать эту волшебную, непередаваемую атмосферу материального мира, голландцам требовалось мастерство. А чтобы выставить банку горохового супа, мастерства не надо. Поэтому мы и говорим, что это поп-арт. Вы посмотрите на картину Мейндерта Гоббемы «Аллея в Миддельхарнисе» и вспомните Иосифа Бродского: «Ни один живописец не напишет конец аллеи, а пишет аллею», а аллея – это золотистый свет, это воздух… А Уорхол, простите меня, использует практически типографские приемы. Это тираж.
– А Малевич?
– А что Малевич?
– Разве «Черный квадрат» – это не тираж? Разве здесь нужно мастерство?
– Да, здесь нужно мастерство. Здесь нужны мозги, простите. «Черный квадрат» – это первая буква нового алфавита. Это дизайн.
– То же самое можно сказать и про Уорхола, и про Дэмьена Херста с его рыбными консервами… А те, которые прибивают свои гениталии к брусчатке… Тоже хотят передать какую-то мысль. Я, кстати, когда готовилась к интервью, прочла высказывание некой Анны Познанской, старшего научного сотрудника Пушкинского музея. Она называет искусство XX-XXI веков искусством травмы.
– В каком-то смысле да.
– Мне очень понравилось это определение.
– Да, потому что на самом деле оно исходит либо от травмированных художников, либо адресовано травмированным зрителям. Оно подразумевает не экстатическое слияние с природой или впечатление влюбленности, а интеллектуальную загадку, миф.
– Может ли легко тиражируемое быть высоким?
– В наше время – запросто. Но как только оно выходит в тираж, оно обесценивается.
– А сколько «черных квадратов» мы имеем?
– А неважно сколько. Важно, что это на самом деле первая буква нового алфавита. Когда женщина надевает на себя черное, она прячется. Зато, если я повесила на черное платье синий шарфик, он уже не пропадет, он будет читаться ярче. И даже цвет лица или макияж заиграют по-другому, потому что черный цвет великолепным образом оттеняет все остальные цвета. Я бы даже сказала, что «Черный квадрат» – это победа над Солнцем. Был такой спектакль «Победа над Солнцем», там на заднике постепенно вырастал, вырастал, вырастал черный сегмент. Он рос до тех пор, пока не появился сплошь черный провал в другое пространство, в другой космос.
Не такая это простая вещь – «Черный квадрат» Малевича. И когда дети мне говорят: «Я тоже могу нарисовать «Черный квадрат», я отвечаю: «Так ты его придумай сначала». Почему квадрат? Почему не круг? Круг – это точка, точка – и все, понимаете? Квадрат имеет тенденцию раздвигать крылья в разные стороны, это тоже точка, но она бесконечная.
– А вам не кажется, что мы сейчас сами додумываем, придаем значение?
– Это он так придумал, это он срежиссировал, в том числе и нашу реакцию, «всехнюю» реакцию.
– …И мы приписываем смыслы, которых там нет, и мы додумываем то, чего он не думал?..
– Да нет. Как вам сказать-то? А вы видели его замечательные посудные ансамбли на фарфоровом заводе в Ленинграде? Видели? Вы же видите, что там… А «Похождения черного квадрата» видели?
– Там же дизайн начался?
– А дизайн – это не искусство уже, по-вашему?
– Искусство, но это другое искусство.
– Какое «другое»? Оно организует пространство. Вот Кандинский, у которого не было «Черного квадрата», но были совершенно уникальные абстрактные композиции… Он ведь так же, как Малевич, занимался дизайном в Баухаусе. А Баухаус – это Германия, это архитектурная художественная школа, из которой выросла вся американская изобразительная культура XX века, потому что, когда Гитлер закрыл Баухаус, художники во главе с Мис ван дер Роэ клином улетели в Штаты и сделали там Нью-Йорк и Чикаго. Вот эти знаменитые небоскребы, или, как у нас их по-украински назвали, «хмарочосы», – это же все оттуда, из Баухауса. А кто воспитывал тех архитекторов? Клее и Кандинский!
Вот я не очень порадовалась появлению «Москва-Сити», но теперь его уже никуда не денешь, эту архитектурную, так сказать, цитату. Хотя он вторичен, а первичны шедевры конца тридцатых годов. Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье своими дизайнерскими вещами создали совершенно новое пространство. Посмотрите на «Дом над водопадом»! Это ведь тоже дизайн, но как он меняет среду, в которой живет человек.
– Я нисколько не собиралась умалять значимость дизайна в нашей жизни, а лишь хотела сказать, что это другой вид искусства. И тот факт, что Энди Уорхола поставили в Пушкинском музее промеж Рафаэля и Джотто, мне кажется несколько странным.
– Я бы не стала помещать Энди Уорхола ни рядом с Рафаэлем, ни рядом с Малевичем. Потому что «Черный квардрат» – это другое сознание, с «Черным квадратом» надо строить мозги заново, но он дает строительный материал, понимаете? Потому что там есть связь с космосом. А у Энди Уорхола этого выхода в космос я не обнаруживаю. У него есть абсолютное попадание в сознание массового зрителя (почему мы и говорим про поп-арт), но массовый зритель – это не всегда самый лучший зритель, как и большинство, которое всегда не право.
Несколько лет назад на олимпиаде, посвященной современному искусству, ребята десятых классов 32-й школы на вопрос, какое произведение XX века вам больше всего нравится, почти хором ответили: «Черный квадрат» Малевича».
– Они, наверное, только его и запомнили))
– Нет, они называли и Фернана Леже, и Пикассо, но про этих говорили как-то дежурно, заученно, а про Малевича – нет. А когда я спросила, чем он вам так понравился, вот тогда разговор как раз зашел об этой грани между искусством эмоционально изобразительным и между искусством интеллектуально озадачивающим. «Черный квадрат» к интеллекту имеет прямое отношение.
– Вы сейчас очень важную тему подняли, важную для многих родителей – как «заставить полюбить»? Многие из нашего поколения травмированы тем, как родители истошно таскали нас по третьяковкам и эрмитажам. Это было мучительно, не менее мучительно, чем два часа подряд слушать сложную классическую музыку.
– Меня тоже в первый раз привели в Третьяковку в шесть лет, но мне повезло сразу, потому что мы пошли с иконного зала, и я остолбенела перед «Троицей» Рублева. Меня никто не готовил. Это было просто, как будто я антенна, и меня шарахнуло.
– Возможно, вам дано это от рождения. А если не дано? Можно ли разбудить?