Курган. бизнес
Феномен зауральского
экспорта
Экономика в коме. Экспорт на старте
"Круглый стол"
Зерно, охота, реабилитация – Курган ищет свои пути на зарубежные рынки. Все точки над i в проблемах зауральского экспорта на прошедшем в августе «круглом столе» попытались расставить представитель областной
Торгово-промышленной палаты Курганской области Илья Назаренко, заместитель директора Центра поддержки экспорта Ольга Ананьева, исполнительный директор АО «Аэропорт Курган» Дмитрий Коваленко, директор ООО «Темпер» Сергей Доронин и предприниматель, депутат Курганской областной Думы Олег Колташов. Самое важное, что удалось выяснить, – пациент скорее жив и при грамотных реабилитационных
мерах со временем будет даже способен успешно работать.
– Сегодня экономика области, как больной на реанимационной койке, – отметил Олег Колташов. – Можно требовать: «Больной,
давай ты стометровку пробеги, как, допустим, Усейн Болт*». Реально? Конечно нет. Нужно сначала нашего «больного» хотя бы из
состояния комы вывести. А уже потом, если будут у него данные и возможности, хороший «тренер» и финансирование, можно поговорить и о конкуренции. У нас в области пока еще не все потеряно, но промедление смерти подобно. Если бизнес перспективный, то имеет смысл давать ему субсидии, беспроцентные кредиты, и тогда эти деньги вернутся года через три налоговыми платежами.

Причем таких направлений, как выяснилось, у Курганской области несколько. Одно из них – головная боль предпринимателя и
депутата Олега Анатольевича – продажа местного зерна, которое, по мнению Ильи Назаренко, «на экспорт, судя по всему, вообще
не попадает».

– В регионе явно ощущается уничижительное отношение к сельскому хозяйству, как к младшей сестре или падчерице, – возмущается Колташов. – На самом деле, Курганская область во

ОЛЕГ КОЛТАШОВ,
предприниматель, депутат Курганской областной Думы
многом обязана агропромышленному комплексу. Сейчас, при своей низкой рентабельности, именно он создает тот совокупный спрос, за счет которого живут строители, торговля, люди на селе. И у него наибольший экспортный потенциал. Если в других отраслях экономики товар на экспорт нужно только создавать, то в АПК он уже есть. На экспортных рынках востребована пшеница разного качества, ячмень, молоко. В этом году нам удалось экспортировать 150 тысяч тонн пшеницы. Умножаем на 10 тысяч рублей (стандартную цену тонны) и получаем 1,5 млрд рублей дохода – это простая арифметика и наш реальный потенциал. Но главная проблема – это логистика. Мы не были прямыми экспортодержателями, хотя при хорошем стечении обстоятельств вполне могли бы.
________________________________________________________________________________________________________________________________
* Ямайский легкоатлет, специализировался в беге на короткие дистанции, восьмикратный олимпийский чемпион и 11-кратный чемпион мира. За время выступлений установил 8 мировых рекордов.
Логика завоевания

На закономерный вопрос, что же мешает реализовать потенциал, Олег Колташов, в частности, отметил: никогда до конца неизвестно, будет субсидия или нет. А когда ее наконец дают, остается всего четыре месяца для работы.

– И за это время нужно купить вагоны, которые повезут зерно, найти потребителя за рубежом и выстроить грамотную логистику. Мы же не просто грузим вагоны. Необходимо доехать до порта, получить там квоту, определиться на фрахтовом рынке, зафрахтовать судно, которое перевезет груз через море, допустим, в Италию, Египет или Турцию. А у этих стран, наиболее мощных потребителей зерновых культур, совершенно другой менталитет, он радикально отличается от нашего. Кроме того, сегодня есть официальная таможенная статистика: страны нетто-экспортеры и страны-импортеры. Смотришь, где твоя продукция наиболее
востребована. Сейчас более логично и дешево доставлять наш товар в Юго-восточную Азию. Если посмотреть по карте, то дорога делает большое кольцо. Имея субсидию в 50%, мы можем везти товар по железной дороге, а потом по морю. 500 км – и мы уже на рынке. Здесь цена на пшеницу значительно ниже, чем в центре страны или в южных портах. Мы логически должны завоевывать рынки.

ДМИТРИЙ КОВАЛЕНКО,
исполнительный директор АО "Аэропорт Курган"
Однако Дмитрий Коваленко считает, что проблема заключается не столько в логистике, сколько в сертификации продукции. По его мнению, это ярко проиллюстрировали переговоры в декабре 2015
года, прошедшие в Китае.

– Я был в делегации от Челябинской области, когда шла речь о ее вхождении на рынок Китая. Мы предлагали свою муку, зерно, крупу. Парадоксально, но никто из Курганской области не присутствовал, хотя представителей Зауралья также приглашали. Главное, что требовалось Поднебесной для приобретения российского зерна, – сертификация, начиная с семенного материала, который мы используем, и заканчивая тем, чем мы его удобряем.

– Курганская область не аккредитована для продажи товара в Китай, – возражает Олег Колташов. – Все наши заявки есть в Россельхознадзоре. Нам обещали, что в июне нас аккредитуют. Но у китайцев есть своя бюрократическая процедура. Люди могут полгода ждать заключения контракта, потому что деньги из Поднебесной прийти не могут. Да и зерновые Китаю не очень нужны. Кроме
того, сегодня нет портовой инфраструктуры, которая могла бы «переваливать» зерновые на Дальнем востоке, нет системности.
А в южных портах она есть. Зато там возникают другие нюансы. Да, у них есть контракты, потребители, товар
и логисты. А квоты нужно запрашивать порой за полгода. И должны сойтись все звезды – вагон, квоты, свободный терминал… Если не сошлись, что-то запаздывает – штраф. Товар не примут, и можно разворачивать вагоны обратно. Это очень сложный механизм, но он действующий, и есть возможность работать с крупными
объемами. Там вполне готовы выгрузить сегодня 150 тысяч тонн, а завтра все 300.
ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ АПК
В 2017 ГОДУ

$14,5 МЛН,
или 6% от общей доли экспорта АПК по УрФО
(зерно, масло, пахта, молоко, творог, дрожжи, сливки).

ОБЩИЙ ОБЪЕМ ЭКСПОРТА В 2017 ГОДУ
$111 МЛН,
что на 46% меньше показателя 2016 года.
Трудности перевода

Когда-то через Курганскую область проходил Великий шелковый путь, древняя торговая караванная дорога из Китая, соединявшая Европу и Азию. До XVI века по нему везли для продажи европейцам драгоценные шелка и пряности. Удастся ли сегодня зауральцам пройти по этому пути и выйти на зарубежные рынки? Исполнительный директор АО «Аэропорт Курган» своего скептицизма по этому поводу не скрывает. Все, как обычно, упирается в финансирование – грузовые воздушные перевозки в России удовольствие дорогое, хотя и необходимое.

– Я предлагал сделать у нас воздушно-автомобильный терминал. Но этот проект не вошел в число приоритетных проектов УрФО, – рассказывает Дмитрий Коваленко. – Необходимость в нем появилась почти 10 лет назад, когда ко мне приезжали представители республики Узбекистан, планировавшие поставлять нам
овощи и фрукты. в 2009-м им приходилось преодолевать несколько границ, и в итоге привозили примерно 30 – 40% от того, что они загрузили. Лететь же через Курган очень удобно – всего 4–5 часов в небе. Но тогда у нас не было пункта пропуска. Когда он заработал, первой ласточкой стала продукция завода «Варел НТС», которую увозили в Петропавловск-Камчатский Елизово. Мы организовали им рейс «Авиастар-Ту» на ТУ-204. Они прилетели, погрузили, увезли 8 тонн. Фактически Курган открыт для международных полетов, но на нерегулярной основе. Воздушные грузовые перевозки сегодня в России вообще мало применяются, слишком дорого. Мы прорабатывали с «Почтой России» варианты рейса на Анадырь через Курган. Все расчеты показали, что если они будут подсаживаться к нам дозаправляться, то потеряют 900 кг коммерческой загрузки. Сейчас этот рейс проходит через Красноярск. Тем не менее, «Почта России» готова организовать в нашем
аэропорту место международного почтового обмена. Аналогичное у них есть в Екатеринбурге, но там слишком большая нагрузка.
Экспортный потенциал. В чем сила Зауралья?

Как отметила Ольга Ананьева, ссылаясь на статью информационно-аналитической компании «Владвнешсервис», на протяжении 21 месяца растет экспорт из Ленинградской области в Норвегию бутылок из бесцветного стекла. Двигатели и генераторы электрические из Свердловской области востребованы в Индии. Постоянно растет экспорт мебели со встроенными холодильниками из Орловской области в Болгарию. Черный чай, как ни странно, в больших объемах в Ленинградской области постоянно закупает Украина, в Нигерию активно идут поставки российских вакцин из Московской области, а в Египет – подсолнечного масла из Ростовской области. Также на рынках, перспективных для российского экспорта, востребована пищевая промышленность (17%) и машиностроение (13%). Цифры даны общие по России, но и курганскому бизнесу есть в чем развиваться. Например, одним
из наиболее многообещающих направлений считается выездной охотничий и медицинский туризм.

ОЛЬГА АНАНЬЕВА,
заместитель директора Центра поддержки экспорта
ЗА ПЕРВЫЕ ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ
2018-ГО

по сравнению с аналогичным периодом
в 2017-м экспорт увеличился:
в страны СНГ
В 4,1 РАЗА
в страны дальнего зарубежья
В 12 РАЗ
ПОСТАВКИ ИДУТ В 10 СТРАН СНГ
И 41 СТРАНУ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. НА
ПЕРВОМ МЕСТЕ
– КАЗАХСТАН, НА ВТОРОМ
– АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ, ТАКЖЕ В ПЕРВУЮ
ДЕСЯТКУ ВХОДЯТ БЕЛАРУСЬ, УЗБЕКИСТАН,
КИРГИЗИЯ, АФГАНИСТАН, ИНДИЯ,
АЗЕРБАЙДЖАН, США
И АРМЕНИЯ.

____________________________________________________________________________________________
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА:
Лидирующие позиции у станкостроения и машиностроения.
На втором месте - лесопереработка, а АПК - на третьем.

СЕРГЕЙ ДОРОНИН,
директор ООО "Темпер"
ДОРОНИН СЕРГЕЙ:

– В ЧЕЛЯБИНСКЕ ЕСТЬ ПЯТЬ ЗАВОДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОДУКЦИЮ, АНАЛОГИЧНУЮ НАШЕЙ. ИЗ НИХ ВСЕГО ДВА
РАБОТАЮТ НА ЭКСПОРТ И ТОЛЬКО ОДИН ИЗ НИХ – НА ДАЛЬНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ. У ОСТАЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЬ. ОДНАКО ОНИ РАБОТАЮТ С 90-Х ГОДОВ И ДО СИХ ПОР НЕ ВЫШЛИ НА ЭКСПОРТНЫЙ УРОВЕНЬ. ЧТО ЭТО? ЭТО КОМАНДА ТАКАЯ, ЭТО РУКОВОДСТВО, ЭТО ПРЕДПРИЯТИЕ.
Лошадь позади телеги

– Кстати, один такой проект мы сейчас реализуем. Вот уже второй год на самые дорогие виды охоты, трофейные, привлекаем иностранцев. И их приезд окупает все годовые затраты. Это высокодоходная
кампания, но и вкладывать нужно большие деньги, – подхватил эстафету обсуждения потенциальных возможностей зауральского экспорта Олег Колташов.

– Я каждую осень вижу, как у нас увеличивается количество «стволов» и вывозимого мяса в лайнерах, – подтвердил перспективность направления Дмитрий Коваленко. – Я сам наблюдал, как в Екатеринбурге на пражский рейс стояла очередь примерно из 50 человек, которые сдавали оружие. Это охотники, чехи,
немцы, которые приехали из Кургана. И их могло бы быть больше, если бы у нас активно работало международное направление. Кроме того, у нас есть отличный пример медицинского туризма – это травматологический Центр Илизарова. В нем ежегодно делают 10 тысяч операций, и около двух тысяч из них – иностранцам. Причем они готовы увеличить это количество. У нас даже были переговоры по поводу того, как им обеспечить транспортную доступность для пациентов. Мы готовы пойти навстречу. Но решения пока нет, все еще на стадии переговоров. Тем не менее, оба направления вполне возможно развить с привлечением федерального бюджета, как это сделали, например, в Кирове. У них есть областное постановление по субсидированию авиаперевозок. Когда им нужно было привлечь авиакомпанию «Победа», аэропорт дал 90% скидки на аэропортовые услуги. По результатам 2015 года правительство Кировской области вернуло аэропорту 80 млн рублей недополученного дохода, а жители региона получили возможность летать дешево в ту же Москву.

– Мы сейчас немного о разных программах говорим, – перебил собеседника Олег Колташов. – Лошадь не должна идти позади телеги. Сначала нужно субсидировать программу развития охотничества, чтобы она начала приносить деньги, пополнять местный бюджет. А потом уже, как пролонгированный дополнительный
инструмент, можно вводить и перелеты, помогая людям перемещаться за более низкую цену. Как только у нас вырастет количество баз, появится рынок, предлагающий качественные услуги и отличную инфраструктуру – на них поедут, также как в Илизаровский центр. Вот здесь все звезды сошлись – в Кургане появился человек с идеей, организовал команду, и государство произвело мощнейшие финансовые вливания. И мы 30 с лишним
лет пожинаем плоды. Получается, пока мы не создадим инфраструктуру, которая будет существовать за счет федеральных денег, никаких планов.
В РЕЕСТРЕ ЦЕНТРА ПОДДЕРЖКИ
ЭКСПОРТА СЕЙЧАС

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
104
компании малого и среднего бизнеса
из Курганской области.
ИЗ НИХ ЭКСПОРТОМ ЗАНИМАЮТСЯ ТОЛЬКО

34

Полный охват

Впрочем, как показывает практика, «никаких планов» – слишком громкое заявление. Даже если нет мощной федеральной помощи, у курганских предпринимателей есть в арсенале областная Торгово-промышленная палата и Центр поддержки экспорта. По сути обе организации оказывают аналогичные, но разные по масштабности, услуги.

– Наш клиент – это крупный бизнес, так что мы с Ольгой Викторовной охватываем всех предпринимателей, – с ходу опровергает предполагаемую конкуренцию представитель областной Торгово-промышленной палаты Курганской области Илья Назаренко. – Хотя коллега с завода «Темпер» и там, и там бывает.

– Да, некоторые инструменты поддержки завязаны на сопутствующих услугах, – иллюстрирует своим примером эту мысль директор завода Сергей Доронин. – Через Торгово-промышленную палату мне удобнее получать одни, в Центре другие. В частности, мне была нужна экспертиза, что я действительно российский производитель, и я делал ее в Центре поддержки. Там же мне помогли развеять сомнения, связанные с экспортом и сотрудничеством с зарубежными

ИЛЬЯ НАЗАРЕНКО,
представитель областной Торгово-промышленной палаты Курганской области
партнерами. С его помощью я не стал откладывать выход на европейский рынок и сейчас уже активно работаю над расширением географии. ///
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda