курган. бизнес
КМЗ. Новая история
Откуда взялись миллиардные долги, как
живет завод сегодня, как меняется БМП и о многом другом мы поговорили с исполнительным директором Курганмашзавода Петром Тюковым.
В 1950 году ПАО «Курганмашзавод» (в те времена еще Курганский завод
тяжелых кранов) начинает выпуск своей первой продукции – бортовых редукторов. В 1954-м переходит в Министерство транспортного машиностроения, получает имя «Курганский машиностроительный завод» и налаживает производство среднего артиллерийского тягача. В 1987-м выпускает знаменитую БМП-3, которую в 90-е годы экспортирует в страны Восточной и Западной Азии.

В 2016-м терпит бедствие: размер исковых требований от кредиторов и поставщиков товаров и услуг составлял более 10 млрд рублей по 350 судебным делам. В 2018 году Курганмашзавод возвращается под крыло государства: холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех» берет управление предприятием в свои руки. Откуда взялись миллиардные долги, как живет завод сегодня, как меняется БМП и о многом другом мы поговорили с исполнительным директором Курганмашзавода Петром Тюковым.
- «Текущее финансово-экономическое состояние ПАО «Курганмашзавод» и группы зависимых компаний критическое», – написал в начале апреля 2018 года генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов вице-премьеру Дмитрию Рогозину. И предложил объединить Тульское конструкторское бюро приборостроения им. академика Шипунова с Курганмашзаводом (КМЗ). Перед этим КМЗ планировалось обанкротить. Об этом сообщали многие источники. Заключить контракты по передаче производственных площадок КМЗ Тульскому КБП Чемезов предлагал с 2019 года. На текущий момент планы изменились или откорректировались?

- В 2018 году Курганмашзавод действительно находился в кризисной ситуации и вынужденно нарушал сроки выполнения гособоронзаказа. Чтобы переломить такое положение дел, к решению вопроса подключились государственные структуры. После смены управляющей команды в июне прошлого года ситуация на заводе стабилизировалась. Выделенные ГК «Ростех» средства обеспечили ритмичную поставку необходимых для производства комплектующих и материалов, выплату налогов в бюджеты всех уровней, погашена задолженность за потребленные энергоресурсы, своевременно выплачивается заработная плата.

Состоявшаяся в феврале 2019 года сделка по приобретению 74,5% акций ПАО «Курганмашзавод» холдингом «Высокоточные комплексы», входящим в ГК «Ростех», окончательно укрепила позиции предприятия. Дела о банкротстве Курганмашзавода прекращены. По итогам 2018-го финансового года Курганмашзавод впервые c 2014 года получил прибыль почти 200 млн рублей, завершив год с положительным финансовым результатом. В январе на предприятии в рамках выполнения обязательств коллективного договора всем категориям работников проведена индексация заработной платы.

Можно сказать, завод прошел некую переломную точку. Если раньше предприятие было частным и у его акционеров было свое видение перспектив развития, то сейчас оно находится в контуре ГК «Ростех», управляющим холдингом является АО «НПО «Высокоточные комплексы», завод четко понимает свою специализацию по приоритетному исполнению государственного оборонного заказа. Банкротная стратегия нам больше не грозит.

- Значит, сейчас у вас нет долгов по налогам?

- По налогам – нет. Были некоторые проблемы по взаимодействию с предприятиями-комплектаторами. Помог Олег Иванович Бочкарев, заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ. Он заверил наших поставщиков, что завод под управлением ГК «Ростех» намерен четко исполнять свои обязательства в рамках заключенных контрактов. И это абсолютно справедливо. Выделенные госкорпорацией 12 млрд рублей позволили Курганмашзаводу наладить операционную деятельность. Надо заметить, что мы работаем по кооперации почти с тысячей предприятий, судьба некоторых из них напрямую зависит от благополучия Курганмашзавода как головного исполнителя гособоронзаказа.
Завод прошел некую переломную точку. Если раньше предприятие было частным и у его акционеров было свое видение перспектив развития, то сейчас оно находится в контуре ГК «Ростех», управляющим холдингом является АО «НПО «Высокоточные комплексы», завод четко понимает свою специализацию по приоритетному исполнению государственного оборонного заказа. Банкротная стратегия нам больше не грозит.
- Тем не менее, какие-то долги у вас остались?

- У предприятия есть выручка, которая обеспечивает его жизнедеятельность, но этого недостаточно для погашения всего объема задолженностей. ГК «Ростех» выкупил часть
долгов предприятия, что позволяет заводу работать дальше.
Курганмашзавод продолжает выполнять экспортные контракты, обязательства по которым чрезвычайно важно исполнять, чтобы укреплять престиж Российской Федерации на

мировом рынке вооружений. Замечу, что благодаря внешнему финансированию и выполнению экспортного контракта Курганмашзавод завершил 2018 год с положительным результатом. Чистая прибыль составила 193 миллиона рублей. Небольшая, но очень важная для нас цифра.

- 2017 год принес КМЗ более 108 миллиардов рублей чистого убытка. Как сложилась такая ситуация?

- Курганмашзавод входил в концерн «Тракторные заводы». Собственные долговые обязательства предприятия, плюс консолидированная задолженность других промышленных площадок концерна, поручительство за них
перед Внешэкономбанком превратились в итоге в 108 миллиардов совокупного долга.

- В данный момент, по вашей оценке, в каком состоянии находится завод? Можно его назвать трудным? Или уже можно говорить о выходе из системного кризиса?

- Да, кризис был именно системный. ГК «Ростех» удалось взять его под контроль. При этом у завода еще множество проблем, которые нужно решать. Например, техническое переоснащение производства.
Благодаря поддержке и содействию холдинга «Высокоточные комплексы» уже в этом году
ожидаем поставки на завод 30 единиц нового оборудования – станков и обрабатывающих центров. Как предприятие, входящее
в ГК «Ростех», Курганмашзавод заявился в программу Минпромторга РФ, направленную на техническое
перевооружение предприятий ОПК. До 2025 года рассчитываем получить более 3 млрд рублей на обновление основных фондов из федеральных средств. КМЗ на правильном пути, но его выздоровление – тяжелый, трудоемкий процесс.
Курганмашзавод продолжает выполнять экспортные контракты, обязательства
по которым чрезвычайно важно исполнять, чтобы укреплять престиж Российской Федерации на мировом рынке вооружений.
- У меня есть вопрос, который возникает у каждого человека, читающего эту статью. Я правильно понимаю: тяжелая ситуация на заводе сложилась из-за действий предыдущих собственников?

- Не думаю, что так можно говорить. Никто не стремился специально развалить Курганмашзавод. Концерн «Тракторные заводы» объединял множество предприятий. Его главной целью было развитие гражданского направления, а военный завод рассматривался как производственная площадка, на которой можно дешево производить составные части для «гражданки» и заодно выполнять гособоронзаказ. Ситуация изменилась, когда были введены спецсчета под каждый государственный контракт. Поступающие на такой счет средства носят исключительно целевое назначение. Норма императивная, требующая безусловного исполнения. Тогда и возникла проблема: каким образом финансировать гражданские заводы…
- Ситуацию довели до крайней точки. Когда стало совсем плохо и больной оказался скорее мертв, чем жив, прилетел волшебник в голубом вертолете – вмешалось государство. А ответственность кто-то понесет или нет?

- В этой ситуации частные акционеры поступили честно, открыто признав свою несостоятельность в кризисной ситуации. И государство пошло им навстречу. Надо признать, многие собственники в подобном положении до последнего цепляются за свой капитал, доводя предприятия до банкротства, надеясь хоть что-то выгадать.

- Значит, угроза банкротства Курганмашзавода, о которой говорил Сергей Чемезов, миновала?

- Это рассматривалось как крайняя мера, если бы не удалось договориться с владельцами «Тракторных заводов» о передаче ГК «Ростех» акционерного капитала. Однако все решилось мирно. Сегодня на повестке - программа реструктуризации долгов.

- Конструкторская документация, о которой беспокоились ветераны завода, не отправится в Тулу? Знаменитая машина останется курганской?

- Руководители «Тракторных заводов», к сожалению, не общались с ветеранами завода, не допускали их до внутренней жизни предприятия, поэтому появилось множество нелицеприятных слухов. Возглавив Курганмашзавод, я встретился с председателем городского совета ветеранов. Мы сформировали экспертный совет, куда вошли люди, отработавшие на КМЗ многие годы. Экспертный совет занялся вопросами развития завода, в том числе технического перевооружения, кадрового обеспечения, возможных вариантов диверсификации производства, сокращения накладных расходов. Он предлагает свои варианты достижения той или иной цели. Это помогло нам несколько иначе взглянуть на пути развития предприятия. Поэтому планируем сохранить практику экспертного совета, использовать опыт и знания наших уважаемых ветеранов.

В настоящее время Тульское КБП выступает головным предприятием по контрактам с Минобороны РФ на производство легкобронированной военной техники, Курганмашзавод - соисполнитель. Мера эта временная, но абсолютно оправданная. Опережающее финансирование от КБП позволит заранее закупать дефицитные позиции по кооперации и обеспечит своевременное выполнение гособоронзаказа. Как только ситуация стабилизируется, Курганмашзавод вновь займет свое место надежного поставщика первого уровня.

Тульское КБП – предприятие, специализирующееся не на серийном производстве, а на новейших разработках,
высокоточном оружии. Создавать бронированные шасси – не их профиль. Никто не отдаст БМП в Тулу. Скорее наоборот, тульские предприятия передают нам производство составных частей боевых комплексов, потому что в Кургане прекрасная профессиональная машиностроительная школа, обладающая уникальными компетенциями.

Оборонный завод должен четко контролировать информационные потоки. Действительно, мы вводим для себя ограничения по использованию внутренней информации. Усиливаем контроль над сведениями. Прецедентов не было, но мы должны быть к этому готовы.
- Какова загруженность производства в настоящий момент?

- Завод загружен в настоящий момент на 90%. Но чтобы обеспечивать его функционирование, нужно производить еще больше продукции. В основном КМЗ работает в одну смену, но в случае необходимости отдельные производственные участки выходят на 12-часовой график, а порой и в две, и даже три смены. Переработки нет, потому что, когда появляется возможность, компенсируем людям эти часы, отпускаем на так называемые каникулы. Например, в мае отдыхали 14 дней.

- Рособоронэкспорт подал в арбитражный суд Москвы иск к КМЗ о взыскании 5,4 миллиарда рублей. На какой стадии разбирательство?

- Рособоронэкспорт, как и Курганмашзавод, находится в контуре госкорпорации «Ростех», где вопросы решаются быстро и понятно. Но для любого юридического лица есть предписанный порядок действий, выполнение которого контролируют аудиторы и прокуратура. Поэтому Рособоронэкспорт предупредил Курганмашзавод, что долг просрочен и по правилам придется обратиться в суд. Иск связан с несвоевременным исполнением экспортного контракта. Сейчас есть договоренность о продлении срока поставки продукции. Естественно, как только завод выполнит свои обязательства, этот «хвост» с него спишется.

- Пользователь под ником «стаж10лет» после статьи о КМЗ на сайте Область45 пишет: «Материально-техническая база завода (станки и оборудование) сильно изношена, большое количество работников ИТР (на 1 токаря 3 начальника), вследствие чего себестоимость продукции очень высока и не покрывает затраты. На заводе очень большое воровство деталей (комплектующих для МКСМ)». Прокомментируйте, пожалуйста.

- Хорошо, что есть такой «ответственный» сотрудник, который пишет в интернете о хищениях. Правда, если бы
он пришел в нашу службу безопасности и рассказал о воровстве деталей, то явно больше помог бы заводу. На любом предприятии есть люди, которые стараются унести что-то домой. Такие случаи выявляют и пресекают специалисты службы экономической безопасности и режима предприятия. Не нужно бояться приходить в службу безопасности и рассказывать о кражах, потому что воруют не просто у завода, а фактически зарплату у
работников.

- А про раздутый штат ИТР и устаревшее оборудование?

- Еще Владимир Ильич Ленин сказал, что в России каждая кухарка знает, как управлять государством. Конечно, снизу виднее, сколько там наверху начальников сидит и чем занимается. А когда начинаешь разбираться непосредственно в работе самого «знающего все» сотрудника, ответственного за свой станок, рабочее место, плановый выпуск деталей без брака и с минимумом перекуров — возникают не менее закономерные вопросы. Курганмашзавод работает сегодня над совершенствованием организационной структуры. Условно говоря, там, где нужно три начальника на одного работника, будет три, а где их вовсе не нужно, не будет.

По обновлению станочного парка я уже говорил. Этот вопрос на стадии решения.

- «Профиль «Курганца-25» будет меняться, потому что военные сейчас между собой называют ее «мечта гранатометчика», — сообщил журналистам в 2015 году первый вице-президент «Тракторных заводов» Альберт Баков, признавшись, что, по сути, платформу придется создавать заново, за исключением одних лишь опорных катков, позаимствованных у БМП-3. Как поживает «Курганец-25» сегодня?

- Гранатометы тоже совершенствуются, поэтому высота машины уже не играет большой роли. Что высокий «Курганец», что маленький броневичок — одинаково уязвимы. Сейчас такие продвинутые средства наведения — попадет даже непрофессионал. Сегодня концепция защиты бронетехники выстраивается иначе, чтобы даже попавший в цель кумулятивный заряд не смог пробить броню. На «Курганце-25» удалось отработать множество интересных технических решений. Благодаря тому, что с 2015 года они планомерно внедрялись, перерабатывались и адаптировались на опытных образцах, сейчас мы имеем перспективную машину,
которая будет востребована в нашей армии. Опытно-конструкторские работы еще не завершены, внешний облик «Курганца» может измениться.

- Цитирую сайт «Свободная пресса»: «Некоторые эксперты находят у «Курганца» родственные связи с задуманной в конце 70-х БМП-3 — вернее, попыткой создать унифицированную, единую для сухопутных войск, морской пехоты и ВДВ боевую машину. Попытку, не сказать, чтобы очень
удачную, — как известно, ВДВ от этой машины отказались, да и в целом, говоря о тех БМП, отмечали в первую очередь упор на огневую мощь в ущерб защищенности экипажа».

- Разработчикам военной техники неизбежно приходится искать баланс между основными тактико-техническими характеристиками: огневой мощью, защищенностью, подвижностью. Это соотношение определяет заказчик. Министерство обороны РФ включило БМП-3 в государственный оборонный заказ – значит, это надежная и востребованная машина.

БМП-3 – вершина эволюции серии боевых машин пехоты, созданных еще во времена Советского Союза. В ней нашло отражение все лучшее, что было изобретено для этого класса техники. На ее базе создана современная модернизированная БМД-4М для десантников. Сейчас «тройка» стала платформой для создания машин различного назначения: противовоздушной обороны, разведки, для установки зенитно-ракетных комплексов и других. Платформа БМП-3 оказалась удачной, легко трансформируемой. Благодаря ей в 90-е завод получил огромный экспортный контракт с Арабскими Эмиратами и поставил им порядка 800 машин. Вся эта техника и сейчас на боевом дежурстве в ОАЭ, Курганмашзавод модернизирует и обслуживает ее.
Разработчикам военной техники неизбежно приходится искать баланс между
основными тактико-техническими характеристиками: огневой мощью,
защищенностью, подвижностью. Это соотношение определяет заказчик. Министерство обороны РФ включило БМП-3 в государственный оборонный заказ –
значит, это надежная и востребованная машина.
- Я помню, что изначально требовалось много времени, чтобы научиться эксплуатировать БМП. Она стала проще в управлении?

- Конечно. С 1987 года, когда ее приняли на вооружение, БМП-3 постоянно меняется. Конструкторы учитывают опыт эксплуатации в нашей армии и у инозаказчика, вносят доработки. Внешне машина все та же, но по техническим характеристикам и боевым возможностям совершенно другая.

- В 2012-м исполнительный директор Курганмашзавода Игорь Гиске говорил, что машина великолепная, но ее не умеют использовать. И негативные отзывы о ней связаны именно с
некомпетентностью тех, кто ее эксплуатирует. При этом использовать все возможности этой машины умеют всего пять человек в мире, и те работают на КМЗ. Я тогда подумала: «Класс!
А зачем тогда она вообще нужна?»

- Когда вы покупаете любой технически сложный продукт, то привыкаете к серии его функциональных возможностей, которыми пользуетесь каждый день. Появится свободное время – покопаетесь в инструкции и найдете много интересного. Боевой машиной управляет солдат, которого обучают в армии. Соответственно, он сможет управлять техникой ровно настолько, насколько ему объяснили. А может, и подзабудет что-то, потому что не пользуется каждый день полным функционалом.

К слову, на Курганмашзаводе создан центр обучения эксплуатации БМП, который совместно с Минобороны РФ ежегодно работает с курсантами, прибывающими для повышения квалификации.

- Десять дней назад появилось сообщение, что Курганмашзавод готов предоставить площади под индустриальный парк.

- При поддержке врио губернатора Курганской области Вадима Михайловича Шумкова решено создать технопарк, который даст возможность молодежи развиваться, двигать собственный бизнес в Зауралье. А Курганмашзаводу позволит увидеть и, возможно, как-то применить интересные изобретения молодых стартаперов. Для этого мы готовы предоставить под индустриальный парк производственные площади порядка 60 тысяч квадратных метров и административный корпус 17 тысяч квадратных метров. Резидентами
могут стать любые компании: маленькие, средние и даже большие. Можно будет снять под офис 20 квадратных метров, где будут сидеть два инженера. А по соседству на производственных площадях, к примеру, будет стоять 3D-принтер, на котором кто-то будет выращивать изобретенную им деталь.

- На КМЗ принята и утверждена политика информационной безопасности. В чем она заключается? И почему появилась необходимость ее принятия? Насколько эти риски злободневны?

- Оборонный завод, производящий вооружение, должен четко контролировать информационные потоки. Действительно, мы вводим для себя ограничения по использованию внутренней информации,
разрабатываем регламенты, правила, положения. Усиливаем контроль над сведениями, которые работники Курганмашзавода могут не намеренно, не задумываясь транслировать вовне. Прецедентов не было, но мы должны быть к этому готовы.

- Какова доля гражданской продукции? Стало ли ее больше?

- Пока стабильно 5% от общего объема производства. Флагманом остается мини-погрузчик с бортовым поворотом МКСМ. Планируем искать новые ниши, смотрим, где применить наши компетенции производителя гусеничной техники.

Скажем, у нашей транспортной машины ТМ-140 очень хороший потенциал. Нужно напрямую выходить на потребителей, меньше обращать внимания на посредников, участвовать в тендерах, чтобы ТМ-140 продвигать на рынок Севера. В ближайшее время хотим создать двухзвенную машину для того, чтобы увеличить грузоподъемность изделия. В России у нас практически нет конкурентов по этой тематике. Наши машины отличаются неоспоримым качеством и надежностью.

- У вас как руководителя КМЗ голова больше болит о гражданской линейке или о том, что позволяет заводу жить, дышать, зарабатывать деньги?

- Руководитель предприятия должен думать обо всем. Завод развивается сбалансированно, когда мы уделяем внимание и выполнению гособоронзаказа, и созданию новой перспективной военной техники, и расширению рынков гражданской продукции.

- Я и пытаюсь понять, насколько равны эти направления. Один сын родной, а второй пасынок?

- В нашей заводской семье все дети равны и любимы. Сложно пока работать на рынке гражданской продукции. Выполняя ГОЗ, мы четко понимаем, что от нас требуется и кто наш покупатель. На «гражданке» каждый день надо решать массу вопросов, связанных с качеством продукции, новыми потребностями рынка, вплоть до изменения цветовой гаммы, потому что необходимо выделяться на фоне конкурентов, в том числе визуально.

- Каков он, ваш гражданский рынок, насколько насыщен? Есть ли у Курганмашзавода штат продавцов и как он формируется?

- КМЗ начал напрямую продавать гражданскую технику только в прошлом году. До этого реализацией занималось специальное подразделение концерна «Тракторные заводы». Сегодня Курганмашзавод представляет свою продукцию на профильных выставках, подбирает новые кадры в отдел продаж гражданской
продукции. В этом направлении у завода активная фаза развития. Мы с удовольствием приглашаем к себе тех, у кого есть интересные идеи по созданию и продвижению гражданской техники.

- Что планируете делать с объектами социальной сферы? Они останутся на попечении КМЗ?

- Поддерживаем все социальные программы. Заводчане видят, что объекты социальной сферы (Дворец культуры машиностроителей, спортивный комплекс, медсанчасть, борцовский спортзал, детский летний загородный лагерь, который мы планируем сделать круглогодичным) остались в контуре предприятия. Люди
понимают, что завод обеспечивает им стабильную работу и зарплату. Сохранение всех социальных обязательств на Курганмашзаводе - важное направление для нового акционера ГК «Ростех».

- Какой рост запланирован по военным заказам и какой - для гражданской техники?

- Сейчас реализуем трехлетние контракты, которые были заключены ранее. На подходе несколько экспортных контрактов. В рамках договорных обязательств за нами закреплен капитальный ремонт БМП-3. Кроме того, готовы рассмотреть возможность капитального ремонта БМП-2, если это будет экономически целесообразно.

Программу освоения гражданской продукции перед предприятиями ОПК страны поставил Президент РФ Владимир Путин — к 2027 году она должна составлять 50% в общем объеме изготавливаемой техники.
Это очень сложная задача. И мы активно работаем над ее решением.

- Какие цели поставила перед вами ГК «Ростех»? Сколько времени понадобится для их достижения?

- Цели ясные: восстановить платежеспособность Курганмашзавода, вывести его на четкую безубыточность, выполнять все требования по ГОЗу, развивать гражданское направление. Обеспечить трудовому коллективу стабильную работу, рост заработной платы. А моя задача как руководителя — сделать все возможное для
выполнения этих планов. //
Текст: Юлия Киреева
Фото: Евгений Кузьмин
Follow on Facebook
Made on
Tilda