курган. бизнес
Везет!
Репортаж с завода "Курганские прицепы" и интервью с его директором Александром Тупицыным.
Когда я пересматривала «Приключения Шерлока Холмса», вдруг подумалось: а что мы, собственно, знаем о Ватсоне? Немного. Его образ, понятный, симпатичный и неяркий, не способен отвлечь от единственного героя, ради которого мы открыли книгу или сели к экрану. Между тем,
друг сыщика – военный хирург, он участвовал в Майвандской битве, путешествовал по Индии и Афганистану! Материала, чтобы развернуться воображению, полным-полно.
То же с дуэтом автомобиль плюс прицеп. Авто – это культ, это способ самопрезентации владельца, объект для гордости и хвастовства, фон для фотографий в инстаграме. А прицеп? Безотказный помощник-тяжеловоз и…? О чем говорить с придыханием? Не все так просто. Cher Ami съездил на предприятие «Курганские прицепы», где встретился с директором Александром Тупицыным, и понял: пора дооценить недооцененное.
«Сейчас мы вам продемонстрируем спуск лодки на воду…», – на песчаном берегу озера Александр Тупицын снимает ролик для YouTube-канала «Курганские прицепы». В центре внимания – «Водник», прицеп для перевозки лодок. Директор освобождает лодку от крепежных стяжек, снимает панель световых приборов и по ходу комментирует каждое действие. У видео больше 16 тысяч просмотров, у канала в целом – 2,8 миллиона.
- Кажется, мы первыми из производителей начали снимать фильмы про прицепы, – рассказывает Александр. –
Видеоконтент – продает. Бывают смешные случаи. К дилеру в Новосибирске пришел покупатель: «Отгрузите мне «Универсал». Менеджер: «Подождите, давайте я расскажу о нем». – «Нет-нет. Мальчик на видео все доступно объяснил». Меня даже как-то на улице узнали. Кажется, в Казани. Было приятно конечно.

Из 120 тысяч прицепов, производимых в России ежегодно, 25 тысяч – «Курганские прицепы». Или курганские прицепы со строчной? Александр Тупицын утверждает, что имя завода превратилось в нарицательное и стало устойчивым выражением, как тульский пряник или оренбургский пуховый платок. При том что история предприятия не такая уж длинная: в этом году ему стукнуло двадцать. В 1999-м производство основал
Александр Тупицын-старший, а через десять лет передал руководство сыновьям, Александру и Антону. Из одного складского помещения, где прицепы собирали из деталей сторонних изготовителей, вырос завод полного цикла. В 2018 году он выпустил свой 200-тысячный прицеп! И знаете, что удивительно: «Курганские прицепы» – чуть ли не единственное в области предприятие такого масштаба, которое появилось в постсоветское время, не относится к пищепрому и – внимание – работает в нише B2C, «бизнес для потребителя». Со всеми вытекающими.

ПРОДАЕМ ПО-НОВОМУ

Когда ваш бизнес кормится не за счет другого бизнеса, а благосклонностью обычных людей, капитализм улыбается вам всей возможной шириной своего оскала. Нет ни тендеров, ни государственных денег и программ, ни крупных заказов, которые гарантируют загрузку на год вперед. Вместо них – условный Иван Иваныч, дачник и рыбак. У нашего героя ограниченные средства, но большой выбор («прицепщиков» в
России – несколько десятков) и высокие требования. Покупкой он рассчитывает пользоваться сам, поэтому спросит про каждый винтик и надеется, что служить она будет вечно - Прицеп – товар специфический, – объясняет Александр Тупицын, – И люди выбирают его особым образом. Им надо зайти, увидеть его своими глазами, потрогать. Поэтому у предприятия около 80 дилерских центров по всей стране. В любом из
них Иван Иваныч удовлетворит свое любопытство. Но это классика: быть в месте, где обитает потенциальный потребитель. Старая маркетинговая истина. Новаторство «Курганских прицепов» – в идее выйти на покупателя через интернет. Да так, чтобы ощущение, будто человек сам все посмотрел и понял, не пропало. В 2011 году на помощь «Курганским прицепам» пришел YouTube. Тупицын оказался не просто директором, а блогером, способным после совещания снять костюм, надеть брендованную футболку и, глядя в объектив камеры, сказать: «Здравствуйте, друзья! Сегодня мы расскажем вам о...»

- Первое время я думал нанять актера, – вспоминает Александр, – у которого язык был бы подвешен, внешность презентабельная, но практика показала: актер не погружается в вопрос и «плавает», когда дело доходит до эксплуатации прицепа. А продавцы? Многие стесняются съемок, и никогда не знаешь, сколько проработает с тобой этот человек. Поэтому мы решили сделать лицом предприятия меня. Когда-то я пытался спрыгнуть с этой роли, отец настоял: «Нет, надо, чтобы ты. Люди тебя уже знают, и за свою продукцию отвечать
может только директор». Личная страница Александра в Инстаграм – тоже сплошь про «Прицепы», но подача
иная. Здесь нет прямой рекламы, зато чуть не с каждого фото смотрит логотип с полным названием предприятия: будь то кубок за третье место в областной спартакиаде (на заднем плане – красная надпись «Курганские прицепы»), или фирменный рюкзак (утешительный приз для участников розыгрыша. Главный – прицеп «Уралец»), или кадр с парусной регаты (тут подписаны и паруса, и спины членов команды). Даже
там, где нет никаких обозначений, та же песня. Вот мы в цехе механической обработки металла. «Мой любимый, – говорит Александр. – Самый наукоемкий. И продукция прикольная, оборудование с ЧПУ, автоматизированные процессы», – и походя щелкает на телефон ряды блестящих цапф. В этот же день фото появляется в его инстаграм-аккаунте с воодушевляющим стихом про работающие головы, руки
и спины и общий труд. Судя по приписке в прозе, это его послание коллективу. Позже, в разговоре, директор произнесет: «Мы вкладываем в нашу продукцию и душу, и силы, и жизнь». И если первое и второе – расхожий руководительский шаблон, так все говорят, то складывается ощущение, что третье – жизнь – полное отражение реальности.
ЗА ИСТОРИЮ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕ ИЗГОТОВИЛО
ЧЕРВЕРТЬ МИЛЛИОНА
ПРИЦЕПОВ
КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?

Смешать воедино ультрасовременный подход к продвижению товара и такую традиционную вещь, как заводское производство, получилось благодаря тому, что сам Александр содержал в себе эту сцепку
«цифры» и промышленности.

- Я компьютерщик жесткий, IT-шник, – определяет себя Тупицын. – В год, когда было организовано предприятие, окончил 11 класс и уехал учиться в Политехнический университет в Санкт-Петербург. А на каникулах мы с братом работали на заводе: в сборочном цехе, грузчиками, в отделе продаж и снабжения. Молодые, сил полно – почему нет? Заставлять нас никто не заставлял, но мы всегда слышали от отца, что
предприятие создается для нас. Ну а первый полнофункциональный сайт «Курганских прицепов» я сделал еще в студенчестве. Это был целый квест, сальто-мортале, если учитывать, что я находился в другом городе. Сейчас на телефон можно хоть рекламные ролики снимать, а тогда такой техники не было. Приходилось искать какого-нибудь чувака, чтобы и «мыльницу» в руках умел держать, и имел представление об электронной почте. Я просил его делать фотографии и отправлять мне.

Спрашиваю:
- А как ваша любовь к информационным технологиям воплощается сейчас?

- Когда я переформатировался на руководство предприятием, что-то из навыков забылось, но на заводе мы внедряем все современные технологии: и компьютерные системы, и системы учета. Стараемся, чтобы на сайте было все: от демонстрации прицепов до возможности их купить, рассчитаться карточкой, организовать доставку. Мы первыми из «прицепщиков» сделали конфигуратор, раньше им пользовались только автомобилисты. Покупатель сам выбирает цвет, шины, дополнительные устройства, высоту и расцветку тента
(«Продвинутые предпочитают желтый! Это единичные заказы», – скажет потом сотрудница швейного цеха).

Там же, на сайте, в окошке обратной связи производителю оставляют пожелания и наказы – создать прицеп для конкретных целей. Модельный ряд формируется из рыночного спроса. Кроме клиентов завод обращается с дилерами и следит за тенденциями: как меняются размеры снегоходов, квадроциклов и мотовездеходов, в какой упаковке возят строительные материалы, из чего вообще возводят жилища сегодняшние обыватели. Данные анализируют, и в итоге в продаже появляется, например, обновленный прицеп «Тайга Плюс».

- Первую версию мы изготовили для одноименного российского снегохода, – рассказывает Тупицын. – Раньше его запихивали в «Газели», на маленькие прицепы, открывая борта. Нами был сделан специальный. Он подходил по размеру и был оборудован лебедкой и тентом, чтобы защищать снегоход от дорожной грязи. И имя мы выбрали такое, что всем «тайговодам» было понятно: «Тайга» – для тайги. А потом стал развиваться рынок импортных снегоходов. Их становилось все больше, и мы увеличили параметры прицепа. Теперь в нем помещаются 90% поставляемых в Россию снегоходов. Недавно модель пережила очередное обновление. «Тайга ZN» стала полностью оцинкованной. Многие покупатели об этом просили.

Кстати, о названиях. В лишенном сантиментов мире прицепов есть правило: чем прямее, тем лучше. Покупатель ищет: «Прицеп для лодки», и на этикетке должно быть написано именно так. Понимая психологию
суровых мужчин, на «Курганских прицепах» все же дают моделям имена. Но такие, чтобы несли смысловую нагрузку, а не просто для красоты. «Крепыш» (местный бестселлер) – крепкий, подходит для цемента,
щебенки, кирпичей и дров. «Универсал» годится для всего: от квадроциклов и мотовездеходов до холодильников и стройматериалов. «Водник» – для лодок и катеров. «Собаковод» – для друзей наших меньших.
А есть «Атлет». Большой и мощный, он был создан в 2010 году для перевозки листовых строительных материалов вроде фанеры и гипсокартона. Название же приходить в голову не спешило. И тут, как на удачу, в
Лондоне начинается Олимпиада. Коллектив завода – сплошь любители спорта. Кто-то увидел: «О! «Атлет»!» Другие подхватили: «А что, ему подходит». На том и сошлись.

СРЕДСТВО ДЛЯ ЦЕЛИ

Что такое прицеп? В ПДД сказано: транспортное средство, не оборудованное двигателем. А если зрить в корень, это функция, отделенная от основного автомобиля. Легковушка с прицепом «Крепыш» или «Уралец» превращается в грузовичок. Она же с прицепом-эвакуатором – полноценный перевозчик других машин. Прицеп с цистерной для жидкостей заменяет целый молоковоз! Этим летом завод выполнил такой заказ для одной компании. Оборудование было необходимо, чтобы забирать молоко с удаленных ферм. Гнать туда большую машину накладно и без толку, а прицеп с цистерной на 1000 литров – в самый раз. Цепкий глаз, внимательность к окружающему миру – и десятки идей для разработчиков прицепов как на ладони.

- Все же ездим по трассам и видим, что дороги постоянно ремонтируют, – рассказывает Тупицын о том, как возникла мысль выпускать прицепы прикрытия на солнечных батареях. Их устанавливают в месте укладки асфальта, чтобы перенаправить поток машин на одну полосу и организовать круглосуточное реверсивное движение. – Обычно рабочие берут какой-то старый прицеп и сами ставят на него знаки, налаживают подсветку, цепляют ее к генератору, аккумулятору, заправляют бензином. Если в этой цепи что-то ломается или просто кончается топливо – знаки гаснут. Водитель, который едет по ночной трассе на скорости, вряд ли заметит препятствие до столкновения. На «Курганских прицепах» добились, чтобы прицеп прикрытия не нуждался в постоянной подзарядке. В начале строительного сезона его заряжают по максимуму, и следующие пять-шесть месяцев ему достаточно питания от солнечных батарей. Даже в наших широтах, не балующих ясными днями, этого хватает.

Или вот из последних новшеств: два прицепа для коммунальных нужд. Первый создан для перевозки малогабаритной техники вроде мини-тракторов и МКСМок. Они медлительные, на дороге раздражают других водителей своей неторопливостью. Чтобы перебросить их с объекта на объект, нанимают грузовик, кран – тратят дикие деньги. А тут низкорамная платформа, на которую МКСМка заезжает без посторонней помощи.

Второй прицеп – для уборки улиц, помывки заборов, дорожных ограждений и стен. Он оснащен емкостью для воды, устройством для ее подачи под высоким давлением, помпой, пено- и обычным генераторами. Купить и содержать такой выгоднее, чем целый «КамАЗ». Кроме того, прицеп маневренный, с ним можно заехать на тротуар и не бояться ни за клумбы, ни за целостность асфальтового покрытия. Песня!

ЕДЕТ КУРГАН!

На стене швейного цеха горит счетчик, оповещающий, что подразделение работает без брака 1591 день.

- Смотрите, – Тупицын обращает наше внимание на один из готовых тентов. На фирменной нашивке завода – слова: «Курганские прицепы» – поставщик команды «КАМАЗ-Мастер». – Мы можем использовать их в своем логотипе. Клиенты видят, что мы партнеры крутых парней, и понимают: мы тоже делаем крутую продукцию.

- А как вы стали партнерами?

- Мы с коллегами давно занимаемся автоспортом. – тут Александр скромно недоговаривает, что вместе с Алексеем Береженцевым они несколько лет участвуют в Кубке России по трековым гонкам и не раз
становились победителями и призерами, а в 2018-м взяли «серебро» и «бронзу» в Кубке Урала и Сибири в гонках на льду. – На соревнования возили наши гоночные автомобили на своих прицепах. Их видели,
спрашивали, где мы купили. Постепенно о нас узнали. Когда «КАМАЗ-Мастер» открыл свою школу пилотов, обратился к нам. В этой теме мы, наверное, стали законодателями мод. Сконструировали большие фургоны, куда спорткар помещается полностью. Уникальную фишку придумали – разместить в полу боксы для колес. Гонки сопровождаются постоянной сменой шин, это расходный материал, а с боксами они не занимают место в кузове. Фургон можно использовать как дом на колесах. Корпус прицепа из сэндвич-панелей. Летом они сохраняют прохладу, а зимой – тепло. Внутри команда организует быт: кухню или спальню.

Надо заметить, с логотипами получился взаимный обмен. Не только «Курганские прицепы» катают на себе рекламу «КАМАЗ-Мастера». В этом году на ралли «Дакар» в Перу грузовики возили на бортах логотип курганского завода.

- Может быть, у нас об этом знают мало, – замечает Тупицын, – но мы общаемся с людьми из разных регионов. Курган воспринимается ими через то, что здесь делают. А это илизаровские аппараты, БМПшки и наши прицепы, которые мы часто встречаем на улицах городов и трассах, когда ездим по России.

- Вы их считаете?))

- Я даже фотографирую каждый, когда обгоняю! У меня в телефоне целая коллекция, – Александр находит в смартфоне нужную папку и демонстрирует снимки. – В Кургане с советских времен выпускались прицепы
для легковых автомобилей. Тогда ими занимался наш славный КМЗ. А сегодня мы, используя последние технологии, продуманную логистику, современный маркетинг, развиваем эту традицию. Так что Курган –
столица прицепостроения.

- Столица прицепостроения…?!

- Да, это я когда-то сказал))
Текст: Елена Пылаева
Фото: Евгений Кузьмин
Follow on Facebook
Made on
Tilda