курган. бизнес

Леонид Нестеров:
«АУДИТ НАМ В ПОМОЩЬ»

Самые свежие новости компании «ЭКОХИТ» к этому часу
Последние несколько лет Cher Ami следит за развитием компании «ЭКОХИТ», возглавляемой 35­летним Леонидом Нестеровым. Предприятие, которое производит литиевые батареи для телеметрических систем, контролирующих процессы бурения в нефтегазовой отрасли, зародилось в Кургане, сумело заполучить в партнеры международные нефтесервисные гиганты, выйти на многомиллионный оборот и переломить предвзятое отношение иностранцев к производителям из России. При этом двигался «ЭКОХИТ» в конкурентном рынке и не опирался на государственное плечо.
- Леонид, в 2015 году к вам с аудитом приезжал представитель компании «Везерфорд». Проверка прошла успешно. За минувшее время появились ли у «ЭКОХИТ» другие столь же серьезные партнеры?

- «Везерфорд» остается ключевым. На него приходится 37% всего объема продаж.

Вообще в области сервисного обслуживания скважин на газ и нефть в мире работают четыре глобальных компании: «Везерфорд», «Шлюмберже», «Халлибертон» и «Бейкер Хьюз». «ЭКОХИТ» сотрудничает почти со всеми. Шесть лет – с «Бейкер Хьюз», чуть меньше со «Шлюмберже». Мы обслуживаем три из пяти его российских представительств. «Халлибертон» пока не стала заказчиком «ЭКОХИТ», но она пользуется услугами другой нашей компании – «ТЕХНОХИТ», которая не производит, а перерабатывает батарейные картриджи.

- Три года назад вам принадлежала четверть внутреннего рынка литиевых батарей для телеметрических систем. Эта цифра изменилась?

- Сложно сказать. До санкций объем российского рынка можно было высчитать хотя бы приблизительно. Крупнейшие мировые компании, как «Везерфорд», работали в нашей стране, но получали все комплектующие из-за рубежа. Местных производителей, а таких вместе с «ЭКОХИТ» было четверо, просто не замечали. Я знал каждого своего отечественного конкурента, их мощности и возможности и понимал: если не учитывать потребности иностранцев, оставшийся рынок мы делим примерно в равных пропорциях. Правда, пакеты заказов отличались. Кто-то поставлял исключительно «Сургутнефтегазу». Мы же работали с пятнадцатью покупателями в области сопровождения бурения.

Санкции 2014 года изменили отношение к нам со стороны «Везерфорд» и «Шлюмберже». Они перестали игнорировать местных производителей и нашли поставщиков здесь. Представьте: мы стучались в их двери с 2008-го и слышали только: «Россия? До свидания!» Если бы не перемены во внешней экономике, никаких подвижек мы бы не дождались! Сейчас мне трудно даже предположить, какую долю рынка занимает «ЭКОХИТ». Единственное, в чем уверен, мы точно развиваемся из года в год.
Денежный оборот увеличился на 25%. Товарный – на 142%. Сотрудников стало больше всего на 13 человек. Теперь их 37. Во многом прирост продукта произошел благодаря внешнему аудиту и тем рекомендациям, которые мы получали от заказчика по итогу проверок.
- За счет чего?

- В конце января наконец начался диалог с «Сургутнефтегазом». Мы пробивались к нему с момента создания «ЭКОХИТ», и вот после девяти лет усилий это удалось. Компания трудная, но она добавит 18-20% к годовому обороту.

На «Сургутнефтегазе» настороженно отнеслись к нашему появлению, не фейк ли мы, потому что, несмотря на узкий специализированный рынок, им не было известно о существовании «ЭКОХИТ». Сейчас мы ждем технический аудит, о дате которого, кстати, никто не известит нас заранее.
- Как развивается ваша компания «ТЕХНОХИТ»?

- В 2017 году прошли аудиты «Шлюмберже» и «Халлибертон». Им многое понравилось.

Сейчас мы привезли новое оборудование – устройство для очистки воздушной среды. Переработка литиевых батарей, которой занимается «ТЕХНОХИТ», будет происходить с применением инновационной закрытой рециклинговой системы.

- Какова глубина переработки?

- Надо понимать, что это трехступенчатый процесс. Сейчас «ТЕХНОХИТ» находится на первой ступени. Мы разделяем использованные батарейные картриджи на компоненты, а полученные материалы (сырьё) передаем партнерам и платим за их услуги. Наша задача – перейти на вторую ступень переработки и перестать терять деньги. Мы уже вложили двенадцать миллионов рублей в покупку системы газоочистки и уникальной машины для разгерметизации самого элемента питания. Это оборудование спроектировано лучшими специалистами страны! Скоро понадобится расширять лицензию, но конечная цель – достичь максимальной глубины переработки литиевых батарей – пока далеко. Она потребует от нас еще 50 миллионов инвестиций и человек десять высококвалифицированных сотрудников.
- Как изменились финансовые показатели «ЭКОХИТ» с 2015 года?

- Денежный оборот увеличился на 25%. Товарный – на 142%. При этом сотрудников стало больше всего на 13 человек. Теперь их 37.

Во многом прирост продукта произошел благодаря внешнему аудиту и тем рекомендациям, которые мы получали от заказчика по итогу проверок. В результате повысилась квалификация кадров, и «ЭКОХИТ» стал конкурентоспособен не только внутри страны, но даже на международной арене.

Опять же, о развитии предприятия свидетельствуют не только цифры. Довольны ли нами заказчики? Стали ли работники материально защищеннее? Я стараюсь непрерывно улучшать условия труда. Мотивирую сотрудников белыми зарплатами, наличием соцпакета. К сожалению, в нашей стране это тоже аргумент!

Леонид Нестеров,
директор компании «ЭКОХИТ»
- В 2015-м вы перевели бизнес в ХМАО. Собираетесь вернуться?

- Нет, и вот почему. В Зауралье нами основан хороший филиал. Большинство людей трудоустроены в Курганской области и тратят здесь свои зарплаты. Тут мы платим имущественные налоги, налог на прибыль и на доходы физических лиц. У местных фирм покупаем спецодежду, мебель, стройматериалы и машины, заказываем услуги мехобработки и строительства. То есть наши деньги поступают в местный бюджет, но то, что «ЭКОХИТ» юридически относится к ХМАО, совсем не хочется менять. Сейчас визиты курганских контролирующих органов почему-то никогда не заканчиваются ничем хорошим ни для меня, ни для других предпринимателей, хотя я считаю себя добросовестным гражданином и налогоплательщиком. Давайте расскажу случай, и вы все сами поймете.

До нового года «ТЕХНОХИТ» посетила природоохранная прокуратура. Ухватившись за факт, что в состав батарей входит литий, поднялся такой шум: «Это второй класс опасности! Должна быть санитарная зона пятьсот метров! Мы забираем лицензию!» И никто не вспомнил, что этот элемент входит в состав большинства аккумуляторов телефонов, смартфонов, ноутбуков и прочих гаджетов. Литий несет в себе угрозу только при высокой концентрации в открытом виде, которой у нас и близко нет! С таким подходом контролирующих органов мы даже начать переработку не сможем, так как никогда не будем соответствовать идеализированным, заведомо невыполнимым условиям и критериям, обозначенным чиновниками. В итоге мы потратили недели, чтобы отбиться от этой глупости, а могли бы найти нового партнера и завести через нашу компанию еще один финансовый ручеек в Зауралье.
Надзорные органы не должны напоминать карательные спецотряды, чья задача придраться хоть к чему-нибудь и влепить штраф. Чиновники нужны, чтобы помогать бизнесу стать лучше
- То есть дело в некомпетентности чиновников?

- Да, но не только в ней, а в цели, зачем надзорные органы приходят к предпринимателям. Они не должны напоминать карательные спецотряды, чья задача придраться хоть к чему-нибудь и влепить штраф. Чиновники нужны, чтобы помогать бизнесу стать лучше.
- Как вы себе это представляете?

- Вот смотрите. Кроме надзорных органов в мои фирмы регулярно наведываются с аудитом компании-заказчики. В начале февраля, например, был инспектор по качеству от «Бейкер Хьюз». Честно говоря, я нервничал, потому что только на нее работает четверть моего коллектива. И что же? Приехав, инспектор мне три часа разъяснял: «Леонид, я друг. У «Бейкер Хьюз» на ваш продукт существует внутренний заказчик. Наша с вами общая цель – удовлетворить его». После чего приступил к аудиту и выписал замечания, которые я воспринял чуть ли не с радостью. Я вижу: аудит проводят, не чтобы «загасить» нас, а стремясь сделать наш продукт лучше, чем есть, более надежным. Благодаря такому отношению инспекторов по качеству за девять лет мы из пустого места выросли до международного рынка.

- Что будет, если вы не устраните замечания в срок?

- Санкции сразу никто не применяет. Этот инспектор приедет вновь. Во-первых, меня спросят, не было ли объективных причин не устранить замечания. Во-вторых, еще раз разжуют, чего от меня ждут по каждому пункту. Так вот представитель местных надзорных органов должен относиться ко всем курганским предпринимателям так, как этот аудитор – к «ЭКОХИТ».

- Зачем ему это? У аудитора есть внутренний заказчик…

- У чиновника он тоже есть.

- Вы имеете в виду общество? Это звучит как идеализм.

- А что еще, если не общество?! Чиновник остается таковым только в своем кресле. В магазине после рабочего дня он обычный человек. И на автомобиле по колдобинам ездит тоже обычный человек. Грязь и неустроенность тоже окружают не чиновника, а человека.
Мы, бизнес и чиновники, можем улучшить среду вокруг нас, но только если будем действовать сообща. Чем пышнее расцветут курганские компании, тем больше денег поступит в бюджет, тем лучше станут город и регион, где живут и моя семья, и семьи представителей надзорных органов. А вот закрытие моей компании никого здесь не сделает счастливее.

- Не думали о том, чтобы вслед за юридическим изменить фактическое место работы вашей компании?

- Нет, потому что все остальное в Курганской области меня устраивает: недорогая недвижимость, недорогие рабочие руки, даже тарифы на электроэнергию не мешают. Вот только бы надзорные органы стали относиться к бизнесу дружелюбнее. Мне нравится Курган, но я вижу, какие настроения витают среди знакомых предпринимателей. Для многих из них вопрос о перерегистрации и даже фактическом переезде в другие регионы решен.

- Какой вы видите свою компанию в 2020 году?

- Завершенной. Если никто не будет мешать, к тому времени мы сформируем небольшой высококвалифицированный коллектив и доведем до ума производственную площадку. Сделаем ее опрятной, солидной, узнаваемой в Кургане. Я бы желал, чтобы мои сотрудники говорили: «Мы работаем в «ЭКОХИТ»! «И горожане понимали бы, о чем идет речь, реагировали: «О! Классно! Мы тоже хотим!» Цель этого – создать кадровый резерв. Люди должны стремиться попасть в «ЭКОХИТ», как стремятся попасть в «Шлюмберже». Тогда внутри компании вырастет желание повышать квалификацию. Сотрудники будут понимать: за дверью – очередь из желающих занять их место. ///
Текст: Елена Пылаева
Фото: Евгений Кузьмин
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda