- Максим, что сейчас происходит в мире офисной мебели и интерьера?
- По большому счету последние 20 лет улучшается формат open space и closed space. Если раньше коллектив просто находился в едином пространстве или в отдельных кабинетах, то сейчас происходит создание командного пространства внутри формата open space. Появляются такие понятия, как командная, коллективная, представительская зоны. И отдельно так называемая лаборатория – комната для мозговых штурмов, где обычно размещают не только электронную или письменную доску, но и бесформенные кресла, барную стойку, диваны, чтобы люди могли почувствовать себя комфортно и поймать вдохновение.
- Представительская зона – это стойка ресепшен на входе в организацию?
- Не только. К этой категории относятся и кабинет руководителя, и переговорные VIP-комнаты, конференц-залы, зоны ожидания и отдыха, демонстрирующие статус и надежность компании.
- А чем коллективная зона отличается от командной?
- Командные зоны предназначены для структурных подразделений, это создание собственного пространства внутри общего. Место лидера обособлено, но и в то же время интегрировано в территорию всего коллектива: сотрудник всегда может подойти, задать какие-то вопросы, а руководитель – оперативно помочь. Командные пространства обычно предназначены для 4-8 человек. Еще один их распространенный признак – функционально огороженная зона под автономные задачи сотрудников, так сказать, структура внутри структуры.
Коллективные зоны – это общее пространство, где можно отдохнуть, попить чай или кофе, рабочие места, которыми может воспользоваться любой человек в компании. Это популярная на Западе тема: стоит стол, кресло, ноутбук – вы приходите в офис, выполняете какую-то работу с обезличенного рабочего места. Такой формат идеально подходит компаниям, где много продажников, менеджеров, людей, которые 90% времени работают «в поле». В офис они приходят только на планерки, для написания отчетов или электронных писем, и ставить для них полноценное рабочее место бессмысленно. Прекрасно, когда коллективная зона имеет мини-переговорные для решения смешанных задач внутри компании – коллективная ответственность сближает людей. Достаточно дивана, столика, барной стойки, где специалисты нескольких подразделений могут встретиться, найти консенсус по какому-то вопросу и вернуться на свои рабочие места.
- Какой мебелью обставляются все эти функциональные зоны?
- Руководителям отделов, как правило, полагается мебель выше классом, столы с брифинг-приставкой. Рабочее место выделяется перегородкой – она должна быть невысокой, чтобы не резать пространство. Также для зонирования используются шкафы, диваны с высокой спинкой – это касается и остальных разновидностей помещений. Возьмем, например, зону автономных задач – чаще всего здесь нужны столы, интегрированные в шкафы: они служат разделителем, но в то же время не нарушают гармонию.
Популярный на Западе формат организации зоны переговоров – стеклянный куб в центре open space. У него своя вентиляция, шумопоглощение, двойные стекла: зайдя туда, вы видите весь офис, но общаетесь с партнером конфиденциально. Зоны быстрых переговоров могут состоять из двух диванов с высокими спинками, отсекающими речь собеседников. Если нужно составить аналитическую записку, подготовиться к встрече, подойдут кабины с полным звукопоглощением, где ничто не помешает сосредоточиться. Туда также можно уединиться, чтобы поговорить по телефону, обсудить информацию, которая не должна быть доступна всем коллегам в офисе.
- Вы можете сделать такую кабину?
- Мы можем привезти готовую от финской, австрийской, немецкой или итальянской компании. Что в ней хорошего – она не встроена в помещение намертво, собирается за день-два, а при переезде легко передвигается.