- До вашего отъезда в Израиль у вас случился пик популярности. Пережив то обожание, которое вы здесь по отношению к себе испытали, каково там вам было играть по клубам?
- Уезжая, я прекрасно понимал, что теряю. Я же не дурачок. Но вы знаете, в какой-то момент у нормального человека все это начинает вызывать отрыжку. И мне хотелось наоборот… мне хотелось себя… вздрючить, прошу прощения за такое слово, мне нужно было снова самому себе доказать, что я что-то стою. Меня манила борьба, я искал трудностей.
- А когда в 96-м вы решили вернуться, вы опять шли за собой, в поисках себя?
- Да, это единственный путь, которым надо идти, другого нет, все остальное ерунда.
- Мне очень понравились слова, которые произнес Георгий Георгиевич Тараторкин много лет назад: «Актерство – это всегда путь к себе. А путь к себе – это никогда не путь назад».
- Ну, наверно, можно и так сказать. В принципе, то же самое. Потому что артист, который не знает себя, не может сказать ничего миру, он будет только повторять чужое.
- Оглядываться назад?
- Да.
- Оглянувшись посмотреть, можете ли сказать, какую часть пути вы уже прошли?
- Не знаю. Иногда, когда у меня плохое настроение, мне кажется, что большую. Когда настроение хорошее, я думаю, что далеко не все еще пройдено)
- Я ведь не про жизненный путь говорю)
- А это вещи связанные: чем дольше мы живем, тем больше переживаем, тем больше с нами происходит. Наш опыт становится богаче, а опыт – то, что нас меняет.
- Вы считаете, что нельзя найти внутреннюю гармонию …
- В пещере?
- Нет. Нельзя найти ее не на закате, а когда еще многое остается впереди?
- Можно, безусловно, просто эта гармония через десятилетие покажется смешной и наивной, поскольку у вас будет уже другое представление о ней.
- Ок, вы приехали в Россию. И?
- Ну, надо было все начинать заново, доказывать, что ты чего-то стоишь. Это было интересно и познавательно, я оказался совершенно в новом мире, непонятном мне, требующем новых свершений, вложений. Мне было 36 лет, и у меня были еще силы. И я начал.
- Вы ни разу не пожалели, что вернулись?
- Нет, я вообще не жалею о прошлом, пустое дело.
- То есть вы не смотрите назад? Оглядываетесь, но не рефлексируете?
- Почему? Нет. Я смотрю, понимаю, что где-то допустил ошибку, где-то поступил правильно, но никогда не жалею о том, что со мной что-то произошло.
- Я тут выписала цитату из Дмитрия Быкова. Он сказал однажды, что сейчас, по его мнению, в стране настал момент, когда уже нельзя оправдывать себя, говоря, мол, я не в политике, не интересуюсь ею. Это становится непорядочным. Слова произнесены в прошлом году. Потом случился выход из Опек, последовавший за ним обвал нефти и рубля, а затем и вовсе – обнуление. Актуальны ли они сегодня?
- Безусловно да.
- Вы говорите «да» после того цирка, который был буквально на днях? Я вот вообще не понимаю, если столь циничное представление заходит у нас «на ура», нужна ли гражданская активность? И ведет ли она у нас в стране к чему-то?
- А это ведь не вопрос логики, это вопрос потребности души. То есть, по логике, нет, не нужна, конечно, а по потребности, если ты не можешь молчать, то тогда, наверное, нужна.
- А вы ходили голосовать?
- Да, конечно. Я долго думал, ходить/не ходить, с одной стороны, признавать это мракобесие законным не хотелось, с другой – я всегда поступаю так, как, мне кажется, будет лучше для меня. Я понял, что мне станет легче, если я схожу и поставлю галочку в графе «нет». Поэтому – да, мы с супругой сходили.
- А вы хотите, чтобы дети здесь жили?
- Не знаю, это вопрос, над которым я думаю ежедневно. С одной стороны, хочу, с другой – нет. Хочу, потому что я очень люблю русскую культуру, русский язык, Петербург, все, что мы любим, и все, что нас делает русскими. Понимаете? И не хочу, потому что не вижу будущего у этой страны, совсем не вижу. Если до голосования у меня оставалась хоть какая-то надежда (знаете, ведь надежда умирает последней), вдруг случится чудо, прилетят марсиане, и что-то изменится. Или вдруг народ скажет, нет, хватит, мы больше так не хотим. Но этого не произошло, к сожалению.
- В последнее время я стала задумываться о том, что что-то не так не только с народом. Что-то не так с гуманитарной элитой, если она своим творчеством, его результатами не может ничего сделать. Ну, какая-то она беспомощная, корявая, эта элита. Может быть, в ней много снобизма, разделения на умных, умеющих анализировать и думать, и на не умеющих анализировать и думать. Слишком жесткий прошел водораздел. И эти события, связанные с Конституцией, очень болезненны, потому что ярко подчеркнули различия. Совсем в духе Советского Союза, призвав на помощь все худшее, что есть в человеке, власть поделила нас в соответствии с тем, что в душах есть темного, и дала каждому то, что ему было надо. Гомофобам – поправку про брак между мужчиной и женщиной. Националистам – про главенство русских. Пенсионеров купили индексациями пенсий. И все остались довольны. При этом какая-то часть интеллигенции радостно поддержала этот обман. А какая-то – ничего не сделала, чтобы нами нельзя было манипулировать. Или делала, но делала это высокомерно и с чувством собственного превосходства, вызывая в ответ еще большую ненависть.
- А интеллигенция, к сожалению, ничего не может сделать, она может только поднимать вопрос, может обнажать рану, может ее расчесывать и демонстрировать обществу. Ведь что такое интеллигенция? Кроме того, что это люди образованные, это еще и люди совестливые, люди, которые не могут замалчивать боль общества, люди, которые эту боль обнажают. Они, к сожалению, кроме того, что обнажать боль, ничего больше делать не могут.
- Слушайте, среди интеллигенции оказалась масса людей, не только очевидно неумных, но еще и продажных.
- Среди интеллигенции – нет. Но среди образованной части населения, конечно, да.
- Я говорю о некоторых актерах, причем актерах талантливых.
- Значит, они неинтеллигентные люди. Понятие «интеллигентность» не равно «образованность и начитанность». В России интеллигентность – это еще и совестливость обязательно, это некое повышенное чувство социальной справедливости. Этими качествами может обладать человек и необразованный, и неначитанный. Среди крестьян и рабочих есть врожденные интеллигенты, они являются таковыми по совокупности черт характера и психологическому устройству. А среди артистов много дураков. Эта профессия не подразумевает большого ума.
- Как живет мастерская Максима Леонидова?
- Сложно. Сейчас никак не живет. Как она может жить сейчас? Нас эта пандемия просто подкосила. Полтора года мы вставали на ноги, что для такого рода учебного заведения, кстати, совсем немного, и только начали выходить в ноль, только я перестал туда каждый месяц заносить деньги из своего кармана, как грянул коронавирус.
- А вы были инвестором?
- Да, у меня не было никаких в этом смысле помощников и партнеров, все было сделано на мои деньги. И по сути дела на взлете нас подкосило: закрылся торговый центр, где мы занимали помещение. Мы в подвешенном состоянии, что будет дальше, не знаю.
- А вы чем-то занимались в этот период? Была возможность вести профессиональную деятельность?
- Я написал несколько песен. Снял клип на песню Mon amour, сейчас она активно ротируется «Нашим радио» и «Дорожным». Давал инстаграммные домашние посиделки, которые пользовались большой любовью моих подписчиков. Читал людям вслух свою книжку. В общем, сам развлекался и как умел развлекал окружающих. Сейчас с этим делом (я имею в виду интернетную активность) немного подзавязал, поскольку строгий локдаун закончился, люди выжили, им не до того, они не хотят больше жить в интернете, им хочется дышать воздухом и общаться.
- А планы на ближайшее будущее? Концерты, спектакли?
- Жизнь показывает, планировать что-либо бессмысленно, что будет на самом деле, никому неизвестно. Я могу рассказать, какие у меня были планы до того момента, пока все не началось. У меня написан чудесный новый мюзикл, который ждет своей постановки.
- Как он называется?
- Он называется «Я ненавижу Гамлета», сюжет рассказывать не буду. Это современный мюзикл, дело происходит в Петербурге в наши дни. У меня было два варианта его постановки. Один – большой, условно назовем его «бродвейский», театральный, для постановки на большой хорошей оперной сцене. Второй – в другом жанре, который я сравнил бы с английским камерным театром, где пять-семь артистов почти без декораций, исключительно на актерском мастерстве, на игре делают спектакль. Я понимаю, что, когда и если все это отроется, я буду склоняться ко второму варианту. Потому что на первый, видимо, денег не найду. Их и до пандемии искать было тяжело, а после мы, наверное, совсем окажемся на руинах шоу-бизнеса, никто деньги вкладывать не захочет, поэтому мне придется делать все самому. Камерный вариант я потяну возможно. Вообще я это дело люблю. Люблю театральную музыку, очень. В питерской музкомедии идет большой мюзикл, где я играю одну из главных ролей, еще несколько мюзиклов идет в Москве и Питере, тоже моих. Музыка для театра дает мне больше возможностей как композитору, я сам артист, я знаю, как писать мюзикл, режиссёру потом не приходится бороться против музыки, потому что я знаю, как это должно быть, и мне это очень интересно.
- Ваши профессиональные интересы сейчас лежат на стыке театра и музыки, да?
- Да, мне вообще музыкальный театр сейчас интереснее, чем концертная деятельность. Приходит такой момент, когда я… Я не Гребенщиков, понимаете? И прекрасно отдаю себе в этом отчет. У Бориса есть призвание. Он человек, который пишет песни. Пишет и исполняет. Это его путь. И он им следует. Я раскидан, не могу заниматься чем-то одним. Бывают периоды, когда мне интересно писать, но последние полтора-два года, например, я почти не пишу стихов, за редким исключением. Хотя почти все тексты для десяти своих альбомов написал сам. Я не знаю, о чем писать в этой ситуации, у меня нет темы. Последнее, что я написал, – это стихи к песне Mon amour. Там тема любви в условиях разлуки, продиктованной жизненными обстоятельствами. Общественная жизнь нашей страны меня так сильно угнетает, что я не могу, как Гребенщиков, остаться в своем мире, и не умею, как Макаревич, сочинять социальные песни. Это не мое. Поэтому… поэтому я начинаю заниматься чем-то другим: театральной музыкой или просто писать мелодии на чужие стихи.
- Гражданская лирика вообще очень часто получается какой-то плоской, прямолинейной, не иносказательной. Она редко становится классикой в смысле вневременной актуальности. Может, так и должно быть, если ты хочешь донести свою мысль до широкого потребителя. Прошу прощения за язык маркетолога.
- Это плакат, он таким и должен быть, просто мне это неинтересно. Я не умею этого делать. Это особый дар.
- А у вас какой дар? Есть же какая-то магистральная дорога?
- Я про любовь. Про любовь в хорошем смысле слова, не про «выпьем за любовь, родная!», а про чувство, которым хочется делиться с миром и принимать его в ответ. Я про светлое. Мне это интересно.