Мы живем в интересное время, когда маркетинг часто важнее самого продукта. Со всех сторон нам пытаются навязать товары, часто не очень нужные, но как бы «модные». Приходится все больше и больше работать, чтобы купить новый гаджет, третью шубу или что-то еще, очень желанное, манящее прямо сейчас и в кредит. Имея финансовый план, цели, всегда можно осознанно выбрать, что нужнее. К сожалению, агрессивная реклама присутствует и на рынке финансовых продуктов. Различные форексы, торговые роботы, сложные финансовые продукты. Часто клиенты, получив негативный опыт активных инвестиций в подобные продукты, решают, что инвестиции – это опасно, сложно и вообще бесполезно. В последние десятилетия все большую популярность в мире приобретают пассивные стратегии. Согласно исследованиям (Гарри Марковиц получил за этот труд Нобелевскую премию по экономике в 1990 году) существенным фактором, определяющим доходность и риск, в данном случае является распределение по классам активов. Цель инвестора – не пытаться переиграть рынок, не найти наилучшее время для покупки, а получить среднюю рыночную доходность при заданной степени риска. Опираясь на ваши индивидуальные цели, сроки, склонность к риску, можно сформировать портфель из биржевых фондов. Далее необходимо просто педантично следовать намеченному пути. Регулярно пополнять свой портфель, усредняя стоимость.
На мой взгляд, лучшая стратегия в условиях кризиса – разумно ограничить текущее потребление, сформулировать свои цели и инвестировать. Дальше время будет работать на вас.