А потом, за столом,
О былом, и о том, и о сем,
Мы споем. И нальем,
И снова нальем,
Пусть это будет не чай -
Помянем Блюз Шанхай.
- Евгений, начну с глупого вопроса. Вы выпиваете перед выступлением?)
- Да, немного. Обычно коньяк, потому что он благотворно влияет на связки, расширяет сознание и не дает сушняк в глотке, как водка.
- Немного – это сколько?
- Ну не больше ста. Так было не всегда. Раньше мы пили портвейн до беспамятства и ходили играть. Потом вкусы поменялись, мы стали культурными, почетными семьянинами и начали бережнее относиться к своему здоровью. Нельзя больше уподобляться молодежи. Мы все-таки уже солидные люди.
- А рок-н-ролльщики могут быть солидными людьми?
- Некоторые да. Но я ж не рок-нролльщик. Я себя определяю «просто музыкант». А стили и прочую ерунду навешивают на себя люди, кто не стал хорошими музыкантами.
- Вы как-то сказали, что рэп не приемлете. Почему?
- Ну нет, я сказал, что я его не слушаю. В нем есть масса достойных артистов. Я и общаюсь с ними. И Басту снимал, и Noize МС. Мы делали rap day: L-one, Smoky Mo, Legalayz. Они интересные ребята. В рэпе американском в основном шайки и банды, а у нас ребята умные, образованные. Я принял на себя удар старшего поколения и послушал, о чем поет молодежь. Весьма неплохо. Не могу сказать, что я поклонник
этого стиля музыки, но ребята не противные, мне с ними интересно.
- Кумиры нынешней молодежи поют о другом, чем вы пели в свое время?
- Они произносят много слов в секунду. У нас же была пара фраз, но таких, которые сразу ставили все на место.
- Творчеству каких современных исполнителей вы импонируете?
- Большое количество нравится, но выделить кого-то, кто бы снес башку, не могу. В музыке существует цикличность, и все повторяется спустя двенадцать лет. Ярких звезд, похожих на те, что меня зацепили в
детстве, я сейчас не видел.
- Может быть, дело в возрасте?
- И в возрасте, может быть. Хотя я стараюсь отслушивать все модное и новое. Одно время я был писателем, в журнале «СВ» («Саквояж СВ» – прим. автора) вел колонку о музыке. Будучи в Канаде, я спросил у своей племянницы (на тот момент ей было семь лет): «Что тебе нравится?». Она мне показала всю дрянь, которую слушает, и я честно об этом написал. Что-то мне понравилось, что-то нет, но в музыке я знаю много.
- Что племянница говорила о вашем творчестве?
- А племяннице мое творчество пофигу, потому что я ее дядя.
- Вы бы хотели, чтобы вашу музыку слушало молодое поколение?
- Не уверен, потому что у него другие вкусы. Они одеты по-другому, они питаются кока-колой и педигри пал. Они с другими приоритетами.
- Я заметила тенденцию последних лет, когда поп-исполнители, кумиры наших мам: Киркоров, Басков, Маликов – вдруг включаются в молодежную движуху и снимают клипы, нацеленные
на школьников, студенчество.
- Они ловят хайп, да.
- И я ни разу не видела, чтобы рок-исполнители так делали.
- Мы по-другому воспитаны. Они молодые: Дима Маликов – пятидесяти лет. Им нужно показывать свою красоту, надевать коровьи пиджаки. Мы-то все время придумывали песенки и говорили то, что нам хотелось сказать, – большая разница.
- Но они уменьшают разрыв между поколением отцов и детей. Становится понятно, что Киркоров не напыщенный павлин, у него есть самоирония. А вы говорите, что разрыв непреодолим.
- На самом деле возрастного ценза не существует. Существует уровень культуры, и тогда неважно, каким возрастом обладает твой зритель, каким возрастом обладаешь ты. Поэтому я не парюсь на эту тему, а они пускай парятся. Это им нужно привлечь золотозубых теток, кримпленовых. У них своя публика.
- В каком-то интервью вы сказали: «Нравится артист – не знакомься с ним». Что вам навеяло эту мысль?
- Это фраза моего дружка Андрея Вадимовича Макаревича: «Если тебе нравится артист, нефиг с ним знакомиться». Потому что при более близком знакомстве он тебе покажется совершенно другим: обычным
человеком, сквалыгой, скрягой, сволочью, пьяницей, негодяем. Поэтому пускай ореол остается недосягаемым.
- А эти слова вы можете отнести к себе?)
- Ну, во-первых, я же не знакомлюсь с людьми)) Есть определенный круг моих друзей, моих знакомых, которые как бы допущены к телу, а так я на улице ни с кем не буду разговаривать.
- Поклонники вас одолевают?
- Дураков, естественно, много, диванных критиков. Нормальным отвечаю, ненормальным – нет, тут же отправляю в бан. У меня небольшое количество подписчиков – мне это даже нравится.
- Вы не любитель вступать в длинные полемики?
- Избави боже. Это можно делать только с близкими друзьями, а с людьми на стороне – нафиг, нафиг.
- Почему музыка вечна, а за технологиями нужно бежать? Как это отражается на музыкальной деятельности?
- Технологии технологиями, но семь нот никто не отменял. Они как были, так и остались. Но благодаря технологиям можно развернуть эти семь нот в нечто другое, в иную историю: придумать новое звучание,
новый формат.
- Не девальвирует ли это искусство? Я видела ребят без музыкального образования. У них были компьютер, клавиши, программа, и они просто нажимали кнопки.
- История жизни подобных музыкальных произведений – 15 минут. Выложил в интернет, тебя налайкали и забыли. Вспомните великого корейца PSY с больше миллиарда просмотров. Одна песенка, и все. Вот они – технологии. Чтобы сделать что-то по-настоящему запоминающееся, нужно создавать шедевры, а шедевры украшать музыкальными инновациями.
- База должна быть классическая?
- Конечно, надо хотя бы уметь играть.
- Вы же самоучка?
- Ну и что? Я любил музыку. Научился играть на гитаре, чтобы девчонок охмурять. И я это не скрывал.
- То есть можно пропустить этап обучения?
- Сейчас масса курсов, которые ведут величайшие музыканты мира. Ты залез в интернет, нашел уроки, допустим, Рэя Чарльза: сидит он и рассказывает, как играет, ты повторяешь. Этого раньше не было. Мы были слухачами, получали информацию со звуковых носителей: пластинок, магнитофонов. По незнанию пытались это все «выслушать», «снять», как на пленке, а потом технологии перевернули нашу жизнь.
- Сейчас проще стать музыкантом?
- Не проще. Хорошая была шутка у Утесова. Когда ему задали вопрос: «Можно ли научиться играть на скрипке в пятьдесят лет?», он ответил: «В принципе, можно. Только первый концерт ты сможешь дать на том свете».
- В одном интервью Максим Фадеев был зол на радио и телевидение, потому что туда не пускают неформальную молодежь. Вы видите параллели со временем, когда туда не пускали вас? Ваши записи расходились в рваных катушках. Молодые исполнители пробиваются через интернет.
- Это лукавство. Достаточно посмотреть какую-нибудь из моих программ – там неизвестного молодняка очень много. Причем неизвестного людям, кто смотрит телевизор. Главное, чтобы было желание их приглашать, если они интересны. Вот у Фадеева была программа «Песни» на ТНТ. Все герои похожи друг на друга. Чем они отличаются от ребят из программы «Голос»? Ничем.
- Почему квартирники как формат уходят в прошлое?
- Новые технологии, коммуникации… Раньше можно было показать себя только на квартирниках, не было возможности выйти на официальную медийную историю. Играли дома, записывали, это расходилось
по всему Советскому Союзу. А тут захотел, записал, запустил в интернете, пошло, клево – всем понравилось.
- Если современный музыкант никогда не пробовал себя на квартирниках, он чего-то лишился?
- Нет. Это не более, чем программа для людей (имеется в виду «Квартирник у Маргулиса» – прим.автора), которые приходят на тебя и хотят посмотреть на артиста без компьютеров, пудры на морде, без крыльев, перьев. В домашних условиях, как бы на первый показ авторской песни. Ты же пишешь ее дома под гитару или фоно, а потом она идет в народ. А тут покажи все без прикрас. Люблю квартирники, потому что это клево и ностальгия. Я много времени посвятил им в детстве, и большое количество запрещенных на тот момент артистов прошло перед моими глазами.