Север становится
доступнее и безопаснее благодаря «МОБИДИКУ»

В тот год в новостях по телевизору Илон Маск показывал первый в мире грузовик на электродвигателе Tesla Semi, а центральные каналы, вопреки прогнозам аналитиков, вещали об очередных санкциях в сторону
России от вступившего в должность президента США Дональда Трампа. Инвестиции шли потоком в строительство крупных объектов, вложений ждали Крымский мост, стадионы Чемпионата мира по футболу и магистральный газопровод из Якутии в Приморский край «Сила Сибири». Россия пыталась встать на ноги после инфляции и закрепляла рыночную экономику и ее правила игры. Цифры на экранах росли, а реальные доходы населения падали. В это же время курганское предприятие разрабатывает свой вездеход для покорения непроходимых болот Севера и выигрывает первый тендер.
«Хотелось реализовывать безумные идеи»
Однако обо всем по порядку. За окном июль 2005 года. Два приятеля решают заняться торговлей: сотовые телефоны, перепродажа и подключение. Это была золотая эпоха Sony Ericsson и Nokia, когда на рекламных баннерах блестели вертящиеся телефоны-слайдеры, а сотовая связь активно проникала в быт россиян, пока в эфирах ведущие обсуждали американский ураган «Катрина» и опасность птичьего гриппа.
«Имя компании дал один мой товарищ, с кем начинали работать, – вспоминает директор предприятия Александр Черняк. – Мы искали необычное название, и вот тогда он мне пишет: «Эврика! Придумал! Моби Дик!» Имя белого кита из одноименного романа Германа Мелвилла пришлось по душе. К тому же это одна из любимых книг Стива Джобса, так же, как и роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
Поначалу «МобиДик» занимался торговлей, но душа просила большего: хотелось творчества, интересных и трудных задач. «Только производство дает возможность реализовывать безумные идеи, это интересно и, главное, нужно людям», – уверен Черняк. Так возникла идея организовать предприятие.
К 2017 году в фирме назрели кардинальные перемены. Компания вошла в состав холдинга «Курганавторемонт», чей собственник и предложил заняться новым направлением – термостабилизацией грунта, или, говоря ненаучным языком, замораживанием земли. Выбор ниши оказался удачным. Из-за рис­ка глобального потепления, аномально высоких температур в Сибири и таяния вечной мерзлоты Минстрой стал приглядываться к новым технологиям. Перепады температур ставят под угрозу стабильность фундамента и диктуют строителям новые задачи. Чтобы избежать провалов свай и, как следствие, экологических катастроф, в обиход активно вошли установки для охлаждения почвы.
«Термостабилизаторы – несложная конструкция, – рассказывает Александр Владимирович. – на российском рынке таких предприятий не больше шести, и мы одни из них».
Пришло время «МобиДику» устроить первый показательный «заплыв».
«У вас тридцать дней»
В кабинете генерального два рабочих места. Второе занимает директор по производству и правая рука Черняка Евгений Паршаков. «Я знал Женю еще мальчишкой, – вспоминает Александр, – мы были соседями, когда жили в Притобольном районе, в селе Ярославке. И вот он мне звонит: «Надо встретиться». Ну, надо так надо. «А я думал тогда, – продолжает рассказ Евгений, – что наш сосед – бизнесмен и крутой мужик и что я хочу с ним работать!» На вопрос, какое направление ему нравится и чего он хочет, Женя, не задумываясь, ответил: «Без разницы что, главное – делать что-то вместе». Так и сработались.
На календаре 13 февраля 2017 года. «МобиДику» улыбнулась удача в виде тендера от «Роснефти» на поставку термо­стабилизаторов. «Ура, мы его взяли!» – радовались на предприятии. как никак, а заказ на тридцать миллионов рублей от компании, чье имя весьма украшает любое портфолио. Это была авантюра. В тендерных документах ребята указали срок изготовления девяносто дней. Но когда тендер был взят, оказалось, что сроки сократили в три раза. Ни цеха, ни производства, ни людей, способных изготовить продукт, у «МобиДика» тогда еще не было. Что делать? Александр поехал на переговоры в Нижневартовск оспаривать сроки. Как же так? ведь в документации четко указано – девяносто дней.
Но в «Роснефти» на уступки не шли: «Вы компания молодая, мы вас не знаем, через месяц все должно быть отправлено. У вас есть шанс: если изготовите продукцию вовремя, получите маленький плюсик, нарушите срок – попадете в черный список. У вас тридцать дней». Надо сделать – будет сделано. Иначе никак.
Шел третий день, вылеты домой задерживали, Александр звонит в Курган:
– Жень, у нас сложность, нужен цех.
– Я нашел, – раздается в трубке.
– Нам нужно сварочное оборудование!
– Уже покупаю.
– А труба?
– Я договорился.
– И людей!
– Ищем, несколько человек уже есть, начинаем делать.
По прилете директора в цехе на Дзержинского все уже сверкало и дымилось, работа кипела. Казалось бы, простое устройство: длинная труба, заполненная фреоном-410 как хладагентом, и оребренная деталь в качестве конденсатора, что может пойти не так? Но с оребрением пришлось попотеть. Выяснилось, что его изготавливают в Борисоглебске и Костроме, но заказ придет в лучшем случае через два месяца. Пришлось поуговаривать поставщиков, чтобы успеть вовремя.
Основная ответственность легла на плечи сварщиков. Малейшая микротрещина могла привести к утечке фреона из трубы. Если термостабилизатор перестанет охлаждать землю на месторождении, то сваи трубопровода начнут уходить под снег, что может привести к разлому трубы и разливу нефти. Но ребята справились.
Процесс зашевелился. Без помощи «старшего брата» не обошлось. Чтобы создать продукцию на тридцать миллионов рублей, необходимо потратить не меньше двадцати, а поскольку расчет по тендеру происходит через девяносто дней после отгрузки, финансовая поддержка была необходима. Собственники «Курганавторемонта», братья Аверьяновы, поддержали молодое предприятие, дали возможность проявить себя, одолжили денег и не прогадали.
В маленьком цехе дул злой февральский ветер, крыши практически не было, продукцию защищали от таявшей снежной каши пленкой. Команда из двадцати человек мобилизовала все силы и упорно шла к цели: варили 32-ю трубу, красили ее цинковой краской, упаковывали и таскали готовые установки. Такие хоть тридцать лет в земле простоят, им ничего не будет.
И вот настал час икс. 15 марта, ровно в срок, готовая продукция отправилась к заказчику. «Мы сделали все вовремя. Добиться такого результата нам бы не удалось без компаньонов, которые инвестировали и поверили в нас. А также без людей с горящими глазами, которые взяли на себя невыполнимые задачи и осуществили их, – Александр Черняк кивает в сторону своего зама. – Взять, к примеру, Женю. Раньше он никогда не занимался производством, но пришел со жгучим желанием работать, творить. На первых порах я говорил ему: «Нужно сделать это», он брал и делал. А теперь и сам знает, что нужно, и делает это превосходно».
«Выигранный тендер – это еще не выполненный тендер»
Через месяц после авантюрного старта «МобиДик» поверил в свои силы и стал подавать заявки на тендеры. А спустя полгода «белый кит» «переплыл» в новую гавань по проспекту Машиностроителей. Крыша там протекала, от чего чернел потолок, а само строение пряталось под завалами старой рухляди. Но большого кита малым водоемом не испугаешь: через месяц компания организовала все по-новому, а через два наладила стабильное производство и комфортные условия в цехах.
Все эти годы работа строилась на тендерах. Целый отдел занимается поиском подходящего предложения: направление, объем работы, заказчик, – учитывается каждый критерий. Такой подход не из легких: найти тендер, дать самую низкую цену, оптимизировать производство, найти деньги… На одни только расчеты уходит от одного до трех месяцев. Ответственность большая – продукция идет для заказов «Роснефти» и «Газпрома».
Не всегда все бывает гладко: «Сначала мы вы­играли несколько тендеров от «Роснефти», думали, все, хорошая жизнь обеспечена, но как бы не так.
Выигранный тендер – это еще не выполненный тендер. Например, разыгрывается поставка двух тысяч термостабилизаторов, а потом переносят сроки на год или два. И такие случаи не редкость.
Но даже при отсутствии тендерных заказов предприятие не стоит без дела, а ищет другую работу, меняет направления, перестраивает производство. В один из таких штилей «Тюменская сервисная геофизическая компания» предложила производить вагон-дома и сейсмостанции для рабочих на Севере. И «МобиДик» взялся за новое направление – обеспечивать нефтяников рабочим местом, где будет тепло и комфортно даже при минус шестидесяти градусах. А для передвижения вагон-­домов в суровых северных условиях изготавливаются огромных размеров сани и лыжи.
Экстремальная погода и низкие температуры быстро выводят из строя любую технику и строения, и в портфеле «МобиДика» сегодня заказ на тринадцать вагон-домов. «Мы уже зарекомендовали себя в сфере производства, все зависит от того, как правильно и четко заказчик оформит техническое задание, а сделать мы можем все что угодно. В настоящее время наш портфель заполнен заказами на два года, мы развиваемся в сторону качества: закупаем новое оборудование, проводим обучение людей».
«Соперничать с илоном маском»
Реализовать идею с вездеходами решили почти сразу, в 2017 году, как организовали производство. Концепция первого вездехода родилась еще в 2013-м в голове опытного конструктора-изобретателя Антона Евгеньевича Кузнецова. В 2014-м он сделал опытный образец. В 2015-м собрал вездеход с коробкой-автоматом. А уже в 2017 году тестировал машину по болотам и водоемам вместе с «МобиДиком».
Небольшая с виду металлическая коробка на гигантских колесах способна тащить на себе буровые установки весом до двух тонн, перевозить людей и грузы через топи глубиной до двадцати метров, плыть по воде и вытаскивать себя из торфяных ловушек. Не зря еще на испытаниях машину ценой два с половиной миллиона рублей переворачивали, топили и мяли, чтобы найти изъяны и исправить их. Ведь в реальности ее ежедневная задача – двигаться вперед в экстремальных условиях. В северные края, куда раньше люди добирались втридорога только на вертолете, сейчас можно отправиться в путь на таких снегоболотоходах.
Вездеход должен не только проходить любые препятствия, но и быть ремонтопригодным даже на Крайнем Севере. На помощь вновь пришел надежный и сильный партнер – завод «Курганавторемонт».
«Конечно, наша машина не универсальна, – объясняет Александр Черняк, – она заточена под определенные задачи. На российском рынке есть много конкурентов, но мы стараемся найти свой путь развития и не переходить никому дорогу. Все начинают с гаража, но, прикладывая усилия, постепенно развиваются. Конечно, хочется получить что-то идеальное и как можно быстрее, но всему свое время».
Раньше машины выпускали по одной и давали им имена: «Казанская», «Выставочная», «Гламурная» и так далее. Сейчас налаживается серийное производство, теперь каждый вездеход имеет свой индивидуальный номер. Все как положено, по сертификату: как изготовили технику – сразу поставили на учет в Ростехнадзоре. На территории компании на наших вездеходах будущие водители сдают на права категории «АII».
Останавливаться на достигнутом на предприятии не планируют: «Идей много! Но главная мечта, конечно, построить марсоход и конкретно нагнуть Илона Маска! – смеется главный инженер Антон Евгеньевич. – А пока трудимся над вездеходом-гибридом, работающим на электроприводе. Параллельно наши молодые конструкторы разрабатывают корпус в форме фюзеляжа из алюминия, чтобы сделать машину легче. Мы стараемся брать в свой коллектив молодых, у них есть идеи и запал».
Из эксклюзива – новое направление всесезонной заморозки грунта. Новая установка позволяет исключить меж­сезонные паузы в работе термостабилизаторов. Такая система вертикальной и горизонтальной термостабилизации обеспечивает защиту фундамента от излома и провала круглый год. Пока идут испытания на полигоне в условиях жаркого курганского лета, заполярные районы уже ждут у себя такие технологии, в частности, Варандейское нефтяное место­рождение на берегу Печорского моря.
«Главная ценность – люди»
Сегодня в «МобиДике» работают уже больше ста человек. Предприятие имеет представительства в Уренгое и Москве. База организации является аккредитованной площадкой АО «Газпром СтройТЭК Салават» для сварщиков высшего разряда. Все сотрудники, технологии и оборудование аттестованы по стандартам «НАКС» («Национальное агентство контроля сварки»).
Специалистов искали повсюду: из других предприятий и городов, через знакомых и на сайтах.
«Когда находили, старались завлечь интересными проектами, а потом человек и сам уходить от нас не хотел. Мы – организация, живущая по демократичным принципам, еще не замученная стандартами, регламентами и бюрократией. У нас все друг с другом на «ты», каждый в цехе или в кабинете знает, что трудится над общим интересным делом».
Должности появлялись по ходу и зависели от того, у кого как горят глаза. «У нас нет времени на раздумья, решения принимать нужно быстро и правильно. Людей просеиваем через самое мелкое сито. Выбираем лучших, кто стремится изменить свою жизнь, не рассуждать, как все плохо, а брать и делать».
«Главная ценность – люди. Многие со мной не согласятся, – объясняет Александр, – скажут, что хороший человек – это не профессия, а я так не считаю. Только когда с тобой работают целеустремленные, надежные, трудолюбивые единомышленники, которые поддерживают твою идею, только тогда можно достигать целей и получать удовольствие от того, чем занимаешься».
Еще одной важной частью компании являются семьи сотрудников. Приводить детей на производство здесь не запрещают. Наоборот: для них проводят конкурсы рисунков, подкармливают бездом­ных собак и кошек, которых содержат при цехах, а когда проводят испытания машин на воде, катают ребят на Голубых озерах.
«Как-то раз привожу шестилетнюю Сашку на работу. Заходим в цех. Дочь с наслаждением разводит руки в стороны, делает полной грудью вдох и говорит: «Обожа-а-ю этот запах!» – Черняк-старший смеется.
Кто знает, может, именно сейчас в Кургане начинается продолжение истории, написанной когда-то в Америке писательницей российского происхождения? Только вместо Дагни Таггерт – Александра Черняк, а вместо «Таггерт Трансконтинентал» – машино­строительный гигант «МобиДик»…
Как тебе такое, Илон Маск? ///
Made on
Tilda