челябинск. бизнес
Чудеса науки
О том, как челябинский инженер Виталий Павлов создал в стране целую отрасль по производству деталей из композитных и полимерных материалов.
В одном из своих футуристических романов американский писатель Айзек Азимов создал мир будущего, в котором правят инженеры. Они – умницы, технари, вершители технического прогресса и адепты точной науки – являются, по мнению Азимова, настоящей элитой человеческого общества. Фантастика? Но ведь и в реальной жизни именно благодаря изобретательности, воображению и трудолюбию инженеров были приручены природные стихии, в человеческих жилищах появились свет,
водопровод и тепло, холодильник и телевизор, компьютер и телефон – перечислять «инженерные подарки» для современной цивилизации можно бесконечно.

На Южном Урале всегда были свои таланты технической мысли. Челябинские инженеры в годы войны помогли своими инновациями в металлургии и танкостроении победить наступающую на нашу страну Европу. А в мирное советское время местные гении обуздали ядерную энергию и участвовали в покорении космоса. В начале XXI века, когда Россия вернулась в рыночную экономику, труд инженеров, технических директоров, главных конструкторов и прочей ИТР-элиты стал еще более
востребованным, позволяя на одной только крутой идее выстроить целое предприятие. Да что там предприятие, челябинский инженер Виталий Павлов создал в стране целую отрасль по производству деталей из композитных и полимерных материалов, в которой возглавляемая Павловым челябинская компания НПО «Урал» является лидером и законодателем технической моды.
- Вдруг звонок из Магнитогорска: «Нам нужны подшипники для редукторов на линии непрерывной разливки стали. 500 штук!», – рассказывает Виталий Павлов. – Заказ крупный, а мы к нему не готовы. Устроили с заместителем мозговой штурм и придумали переделать имеющийся у нас термопластавтомат под
центробежное литье. И все получилось, кнопку нажимаешь – через три минуты деталь вылетает. И потом
опять из Магнитогорска попросили сделать вкладыш для блюминга. Он бронзовый, весил где-то полтонны, а
из нашего материала – полиамида – меньше 100 килограммов. Раньше его краном приходилось грузить, после
облегчения веса была решена масса проблем. Только полиамидный вкладыш часто ломался. А я ведь в ЧПИ
занимался темой физики кипения. Вот и придумал аппаратуру, в которой наши изделия нагревались и получали эластичные свойства. Через неделю звонок из Магнитки: «Ребята, если вы это не случайно сделали, а
что-то изобрели, то приезжайте, заключим договор. Все прекрасно работает». Это было наше второе рождение.

С тех пор НПО «Урал» трудится в нише производства промышленных изделий (цветочки для похоронных
венков забыты как страшный сон) и делает самую разнообразную продукцию. Заказчики – металлургические и автомобильные предприятия России, налажены поставки на автокрановые заводы и заводы по производству лифтов. НПО «Урал» даже канатные блоки для лифтостроителей делает. Раньше они были из чугуна, каждый весил по 150 килограммов и устанавливался с помощью крана или лебедки. Блок «от Павлова» весит два-три килограмма, разница о-очень существенная. А если полиамиды от НПО «Урал» заменяют изделия из бронзы, которая в 6,6 раза тяжелее «павловской пластмассы», то кроме разницы в весе очень заметна разница в цене. В пользу челябинской продукции естественно.
ПРОДЛЕНИЕ ЖИЗНИ

- Могу без всякого преувеличения сказать, что на «КамАЗе» челябинского инженера Виталия Павлова считают за третьего человека на заводе, – говорит директор завода запасных частей и компонентов ПАО «КамАЗ»
Рафис Галиев. – Практическое использование его изобретений сэкономило нашему предприятию около
миллиарда рублей.

- Именно челябинская команда Павлова показала «КамАЗу» совершенно другой, более грамотный подход в конструировании автомобилей, – повторяет бывший заместитель главного конструктора «КамАЗа» Хайретдин Шараев, – именно новаторские решения Виталия Васильевича компенсировали многие конструкторские недостатки предыдущих моделей наших машин.

- Технические разработки НПО «Урал» удивили нас настолько, что изменилась сама стратегия развития автомобильного производства, – рассказывает сотрудник конструкторского бюро «КамАЗа» Халит Азильгареев. – Мы все дружно поехали в Челябинск лично убедиться в том волшебстве, которое создает на своём заводе
Виталий Павлов.

Звучные и более чем масштабные комплименты… Но звучат они из уст людей более чем серьезных – руководителей крупнейшего в России автомобильного завода. И нет причины им не доверять. Что же
произошло?

Сотрудничество между «КамАЗом» и НПО «Урал» началось в самом начале двухтысячных. В кабинетах топ-менеджеров автогиганта вдруг обнаружили абсолютно незнакомого и с виду неприметного человека, который представился: «Я Виталий Васильевич Павлов, из Челябинска. Хочу предложить вашему автомобильному заводу наши разработки. Будет интересно?».

Такой незамысловатый заход, как ни странно, отлично сработал. Инженерам всегда есть что обсудить, увлеченные наукой люди немедленно завязали разговор. Для проверки татарские автоконструкторы предложили челябинцу более чем актуальную для «КамАЗа» тему антифрикционных материалов и деталей.
Местные специалисты давно бились над проблемой башмака рессоры, где находится большая бронзовая втулка, требующая постоянной смазки и прочей технической заботы: масло подтекает, сальники не держат, много вопросов по экологии. Короче, слабое место этого узла в автомобиле и зимой и летом, местные инженеры по нему постоянно слышали от водителей много нареканий. И попросили у Павлова предложений по такому антифрикционному материалу, который бы заменил бронзу. Но чтобы тот был дешевле, долговечнее, при этом меньше бы тратилось смазки. Челябинец меня внимательно выслушал, что-то записывая себе в блокнот, развернулся и уехал. Погруженные в свои дела и заботы татары немедленно забыли про гостя.

Через некоторое время в конструкторском бюро Азильгареева раздался телефонный звонок: «Здравствуйте, это Павлов из Челябинска! Помните меня? Мы разработали новую антифрикционную деталь и хотим вам представить образцы». Халит Газымович удивился, но оценил настойчивость челябинского ученого и помог организовать стендовые и дорожные испытания. И тут пришла пора удивляться по-настоящему, челябинская разработка полностью соответствовала именно тем требованиям, которые высказал Азильгареев на мимолетной встрече с Виталием Павловым: деталь из полиамида была прочнее, дешевле и долговечнее,
чем бронзовая втулка. В то время цена бронзовой втулки башмака была около 600-700 рублей. Челябинское же изделие стоило 120 рублей, повторюсь, с теми же техническими характеристиками, а то и лучше их. Стоимость втулки с челябинской разработкой снизилась в пять раз! На автомобиль идут четыре таких втулки.
Плюс потребность масла снижается, тоже значительная экономия. Отсюда и взялся сэкономленный Виталием Павловым «КамАЗу» миллиард рублей.
70% ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИНАДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВУ: ТОЛЬКО ОНО СПОСОБНО ВЫДЕЛЯТЬ
НА ЭТО МИЛЛИАРДЫ. К СЧАСТЬЮ ДЛЯ НАШЕГО НПО, Я ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ЗАНИМАЛСЯ НАУКОЙ В ИНСТИТУТЕ И НИКОГДА НЕ РАБОТАЛ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ. ЧЕЛОВЕКУ БЕЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
БЫЛО БЫ ТЯЖЕЛО СОЗДАВАТЬ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, Я ВСТРЕЧАЛ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ, КОТОРЫЕ ГОВОРИЛИ: «У МЕНЯ ПОЛНЫЙ ПОРТФЕЛЬ ИЗОБРЕТЕНИЙ – НИКОМУ НЕ НАДО!». МЫ ИДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ: СНАЧАЛА СМОТРИМ, КОМУ НАДО, А ПОТОМ ДУМАЕМ,
ЧЕМ ПОМОЧЬ. НАОБУМ НИЧЕГО НЕ ИЗОБРЕТАЕМ.
УВЕЛИЧЕНИЕ ВЫГОДЫ

Смелый ход – решительно появиться на любом, пусть даже самом известном в своей промышленной сфере, производстве – Виталий Павлов опробовал еще в конце 90-х. Не дожидаясь особого приглашения, технический директор НПО «Урал» приехал в гости к лидерам – в цеха Магнитогорского металлургического
комбината. Ну, не совсем в плавильные цеха, Виталий Павлов убедил пообщаться с собой и выслушать свои предложения специалистов из отдела главного механика, которые как раз занимались проблемой «его профиля» – отвечали за внедрение в производство новых технологий. Виталий Васильевич приехал к нам показать свои изделия – подшипники скольжения из полиамида.

Естественно, выбор Павлова был не случаен. Дело в том, что на ММК раньше использовали подшипники скольжения из разных видов бронзы или текстолита, и до 90-х годов это не приносило каких-то неудобств. Но именно в лихие 90-е по стране открылось большое количество пунктов приема цветных металлов, поэтому стало распространено воровство изделий из бронзы.

- Виталий Васильевич предложил нам использовать на комбинате подшипники скольжения из полиамида – это дешевле, по свойствам не уступает бронзе, да еще и безопасно с точки зрения воровства, – улыбается бывший инженер ММК Игорь Богомолов. – Таким образом, мы и стали с ним сотрудничать. Со временем номенклатура композитных изделий, которые поставляло нам НПО «Урал», разрослась. Всего мы заказывали около 200 наименований – подшипники, направляющие, гайки с левой и правой резьбой и другие изделия. По своим
свойствам они бронзовым ни в чем не уступали! Я лично делал доклад техническому совету ММК по поводу замены металлических деталей на «павловские» пластмассовые, и мы пришли к выводу, что использовать эти материалы действительно выгодно. Не хочу употреблять пафосных слов, но и для ММК, и для предприятия НПО «Урал» это был настоящий прорыв, локальная техническая революция. Компания Павлова только начинала прорабатывать направление композитов и полиамидов, и ММК был его первым крупным заказчиком. Потом мне часто звонили с других заводов и комбинатов, интересуясь нашим с Виталием Васильевичем сотрудничеством, и я неизменно рекомендовал им работать с НПО «Урал». И те, кто меня послушался, так же как и ММК, не прогадали!
99% ПРЕДПРИЯТИЙ ВООБЩЕ НЕ ГОТОВЫ ВКЛАДЫВАТЬ
ДЕНЬГИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ. ОНИ
РАССУЖДАЮТ ТАК: «ПРИНЕСИТЕ ГОТОВУЮ ДЕТАЛЬ, И ЕСЛИ ОНА
ПОДОЙДЕТ, МЫ БУДЕМ ЕЕ ПОКУПАТЬ». ПОЭТОМУ МЫ ВСЕ РАЗРАБАТЫВАЕМ
ЗА СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В НАДЕЖДЕ, ЧТО КОГДА-НИБУДЬ ОНИ ОКУПЯТСЯ. В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ТАК И ВЫХОДИТ. НО БЫВАЕТ
И ТАК: ДЕНЬГИ И ВРЕМЯ ПОТРАЧЕНЫ, А ИЗДЕЛИЕ НЕ ПОШЛО.
КОГДА МНЕ ГОВОРЯТ:
«ДА НЕ БЕРИСЬ ЗА ЭТО
ДЕЛО, МНОГИЕ БРАЛИСЬ –
НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»,
Я ОТВЕЧАЮ: «ЕСЛИ БЫ У
ВСЕХ ПОЛУЧАЛОСЬ, Я БЫ
ТЕМ БОЛЕЕ НЕ БРАЛСЯ».
ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ

Как гласит энциклопедия, «инновация» – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Ключевое слово здесь – ВНЕДРЕННОЕ, то есть недостаточно придумать какую-то принципиально иную технологию, ее важно реализовать на практике. А
к этому результату можно идти годами. Виталий Павлов такой путь прошел? Нет, не ПРОШЕЛ, а еще идет, стремительно ВНЕДРЯЯ в жизнь задумки, сделанные, быть может, десятилетия назад и на полсотни лет вперед. Слово «новатор» заимствовано из латинского языка и в первоисточнике «novator» значит «обновитель», именно так называют человека, который придумывает и проводит в жизнь что-то абсолютно новое в своей трудовой деятельности. ///
Follow on Facebook
Made on
Tilda