– В прошлом интервью вы говорили, что «клевер» предлагает клиентам нестандартные решения. А что для вас «нестандартно»?
– «С-Т» по буквице означает «слово твердо», то есть как говоришь, так обычно и делаешь, идешь по тому же пути, что ходил всегда. А «нестандартно» – это когда начинаешь искать более сложные пути решения, когда у тебя даже нет четкого понимания, чего хочешь ты и что получится в итоге, но стараешься решить задачу самым оптимальным путем. Вот взять, к примеру, солнечные панели. Есть же электричество от сети – воткни в розетку, и все. А солнечная панель – это тоже электричество, но уже нестандартное. Приставка «не» как бы показывает, что еще не все испробовано, не все тропы истоптаны, что есть интересные решения, которые можно воплотить в жизнь.
– В вашей компании есть корпоративные ценности?
– Да, и главная ценность для нас – это человечность. У нас в компании 150 человек, сотрудники проводят на работе около 70 % времени, поэтому в коллективе должна быть соответствующая дружественная атмосфера, она должна способствовать развитию человека как личности. Ежегодно проводим летний и зимний корпоративы, дни рождения,
23 Февраля, 8 Марта, Масленицу, иногда на Крещение купаемся в проруби и уже семь лет подряд ездим в походы – рыбачим, отдыхаем, устраиваем конкурсы. Вот такие у нас традиции.
– Когда принимаете новых сотрудников, как понимаете, что их ценности совпадают с вашими?
– Обычно я присутствую на собеседовании руководителей среднего звена и выше и начинаю задавать непривычные вопросы: ваше хобби? А поете ли вы? А пляшете? На каких музыкальных инструментах играете?
– А почему вам это важно? Что эта информация дает вам как работодателю?
– В первую очередь это раскрывает личность. Нам нужна не серая масса, которая сделает то, что скажешь, или то, что написано в инструкции. Нам нужны люди, готовые развиваться, которые видят цель и идут к ней. Вот творчество – это что? Это проявление себя. Когда у человека нет внутреннего огонька, с ним в какой-то момент становится трудно и неинтересно. Поэтому чем больше в нашей компании будет креативных людей, тем больше у нас будет шансов на успех.
– Какие направления вы развиваете вашим нестандартным подходом?
– Кроме основного вида деятельности моих компаний – это инженерное оборудование и сантехника, уже три года занимаюсь благоустройством и участвую в тендерах: укладывал плитку в скверах, лил бетонные формы, делал фонари… Так как у нас есть садовый центр, занимаемся еще и ландшафтом и озеленением частных территорий.
– А почему решили заниматься этим?
– Потому что это красиво. Потому что понял, что могу сделать лучше, чем нарисовано в проекте. Потому что будет нестандартно и чуть-чуть по-другому. Потому что на этом можно заработать и это изменит нашу жизнь.
Обычно я рассматриваю то, что затрагивает интересы большинства людей. К примеру, сейчас есть идея создания большой городской теплицы. Жители города, которые не могут себе позволить дачные участки, смогут иметь свою грядку и что-то выращивать. Эта идея пока что сидит в голове, но я хочу ее воплотить и ищу партнеров, которые помогут мне в этом.
Важно слышать, о чем говорят горожане и что их беспокоит. Например, в Кургане недостаточно городских фонтанов и бассейнов. Это обсуждают, а значит, надо решать вопрос. Следует не только слышать чужие мнения, но и анализировать их и делать выводы.
– Что еще в рамках улучшения городской инфраструктуры вам хотелось бы изменить?
– Я бы хотел уделить внимание развитию электротранспорта в городе, поэтому начал развитие нового направления бизнеса – установка зарядных станций и продажа техники, которая подойдет как для города, так и для сельской местности, как частным лицам, так и бизнес-компаниям. Это направление мы назвали «ЭлектроТяга».
На данный момент в «Клевере» представлены четырнадцать видов электровелосипедов, складская техника на аккумуляторах и техника для гостинично-туристического бизнеса: квадроциклы, трициклы и мотороллеры.
Также в планах развитие станций быстрой и медленной зарядки для электромобилей. Быстрой (20–40 минут) – для автомобилей, которые двигаются в городском режиме, медленной (6–8 часов) – для парковок и подземных стоянок. Этот вариант больше подойдет для застройщиков и управляющих компаний.
– Андрей Петрович, так в Кургане же нет еще ни одной зарядной станции, это будет круто! В чем главная ценность проекта?
– Он послужит толчком к тому, чтобы люди переходили на электромобили: не будет сети – не будет и транспорта. Такие поездки выгодней как минимум в четыре раза, ведь, во-первых, электротопливо гораздо дешевле, во-вторых, можно будет забыть про масло для двигателя и всякие фильтры. Электромобили изобрели больше ста лет назад, а потом процесс будто взяли и затормозили. Кажется, пришло время лопнуть этот пузырь.
И, кстати, для тех, кто купит зарядную станцию мощностью более 150 кВт, предусмотрена компенсация издержек до
60 % за счет государства. Так оно поддерживает компании, которые развивают в стране сеть электрического транспорта. Ежегодно в России увеличивается число электромобилей (в Курганской области сейчас их около девяноста), соответственно, будет расти и количество заправочных станций.
– А как во всем мире? Бензин как привычное топливо побеждает или проигрывает?
– Я бы сказал, что электротранспорт вытесняет автомобили с бензиновым двигателем: за этим будущее, а в Курганской области мы как раз стоим у его истоков.
– Какой вариант идеально подойдет автолюбителям нашего города?
– Для наших климатических условий больше подойдет закрытый транспорт, который зимой спасет от холода, а в дождливое время года от осадков.
На сегодняшний день идеальным вариантом я вижу трицикл МК-17, в котором сочетаются компактность, закрытая кабина, высокая мощность и электрический двигатель. Пока он еще не запущен в серию в нашей стране, но все впереди. Кто еще не готов переходить на электромобили, смело может попробовать велогибриды – они понравятся тем, кто живет за городом и постоянно находится в пути.
Для предпринимателей будет интересна складская и грузоподъемная техника, тележки и трициклы с кузовом. Для гостиничных комплексов отлично подойдут тихие мотороллеры, на которых можно перевозить постельное белье или грузы. Для сельской местности оптимальными будут мотороллеры для хозяйственных работ и обычные трициклы. Основной ассортимент транспорта представлен у нас в «Клевере», а всю нужную информацию можно посмотреть на нашем сайте «ЭлектроТяга».
В этом году я планирую установить в «Клевере» первую станцию быстрой зарядки.
– Но ведь каждый раз специально к вам не будут ездить, чтобы зарядить электромобиль…
– Верно, поэтому я приглашаю к диалогу застройщиков. Мы расскажем им о своей идее и вместе подумаем, как включить зарядные станции в проект застройки и благоустройства.
– Мне кажется, это может стать одним из преимуществ, почему людям стоит выбрать тот или иной жилой комплекс. Как думаете, сколько станций нужно установить в городе, чтобы автовладельцы переключились на электротранспорт?
– Это будет зависеть от количества автомобилей. Думаю, для того чтобы у нас начало развиваться это направление, в каждом районе города нужна как минимум одна станция быстрой зарядки. А вообще, было бы хорошо, будь она в каждом строящемся доме.
– Андрей Петрович, у вас столько идей… А от чего у вас обычно опускаются руки?
– Мою энергию сливает отсутствие оценки. Почему-то мы не приучены хвалить друг друга, нам всегда проще поругать или промолчать. Я чувствую неудовлетворенность, когда что-то делаю и не получаю обратной связи. Пусть даже она будет плохой, но все же будет.
– Если бы можно было вернуться в прошлое, что бы исправили?
– Я бы больше улыбался и делал больше добрых поступков.
– А какие качества вам удалось развить и прокачать в себе в роли руководителя?
– Я научился молчать. Знаешь, как это иногда трудно?)) Сейчас учусь правильно доносить свои мысли и сдерживать эмоции, стараюсь быть осознанным.
– Если вспомнить опросные тесты, то кто вы: человек-человек, человек-техника, человек-природа?..
– Наверное, я человек-творец. Мне интересно создавать что-то новое. Я моментально загораюсь, люблю быстрые процессы, и мне всегда важно видеть результат. То есть я творческий спринтер – чье-то мне делать не хочется, а свое – всегда готов.
– Какие ваши главные личные ценности?
– Быть цельным и всегда оставаться самим собой. ///