КУРГАН. БИЗНЕС
От ведра
и до КамАЗа
Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
Хороший путь– с первой горсти крупного щебня.
Без него и асфальт не асфальт,
и дорога не дорога – беда
Ручная работа
Щебень, что мелкий, что крупный требует особого внимания. Перевозить его можно в чем угодно (ведре, мешке, грузовике или вагоне), а вот разгружать только вручную. Причем в любую погоду, и в ясный солнечный денек, и в дождь со снегом и градом.
Подушка для дороги

Профессионалы знают, чтобы дорога была крепкой, ей нужна «подушка». Вместо слоя земли насыпается сначала крупный щебень, затем мелкий. А уже потом они утрамбовываются, и сверху укладывают асфальт, который опять же делается из щебня, перемешанного с битумом и разными полезными добавками. Пригодится этот сыпучий материал и в строительстве: хоть для фундамента, хоть для дорожек, и в производстве бетона, и в возведении ответственных объектов: мостов, аэродромов и т.д. Строители и дорожники со всей области едут в ООО «Курган-Гранит». Кто-то приезжает на КамАЗе, кто-то приходит с ведром, смеются собственники бизнеса Мурашкины Валерий Леонидович и Нина Анатольевна.

- Валерий Леонидович, у вас покупатели от мала до велика. Выгодно ли работать с настолько «малым» бизнесом? И не мешает ли он крупному? Слышала, вы выиграли тендер на муниципальный заказ.

– Да, мы загружены на сто процентов и полностью обеспечены материалами на этот сезон. Средний годовой объем у нас около 400 тысяч тонн. И это объем не маленький. С небольшими заказчиками
мы, конечно же, работаем. Ну а иначе куда им – воровать что ли? Пусть здесь берут. Вот, видите, приехали с несколькими мешками на легковушке? Сейчас прекрасно сами себе наберут лопатой, а
потом машину просто взвесят на больших весах на выезде, заплатит человек рублей 100 и будет счастлив. А что касается муниципального заказа, то он не новый. По этим же договорам шли поставки в прошлом году, в этом делаем его для МУПа и практически уже выполнили свои обязательства, осталось миллионов на 10 поставок (из 50-60 млн). Думаю, что до середины сентября мы полностью его закроем.
Идем на Север
Кто ваши основные заказчики?
Планируете ли выходить за пределы
Курганской области.

- Сейчас основные клиенты у нас
из области, сам Курган, пригород, поселки, Макушино, Лебяжье. А в ближайших планах – Север. За счет собственного подвижного состава и ж/д путей мы обеспечиваем Тюменскую область, Сургут, Ханты-Мансийск, Тобольск, Войновку, Норильск. Работаем мы круглый год, и в жару летом, и

зимой в стужу. Ежемесячно разгружаем примерно 600-700 вагонов, то есть в день - 20-30. Но, к сожалению, экономика в печальном состоянии. У многих банально нет денег на строительство. Кроме того, настораживает и отношение налоговых служб, которые хорошо «вдохновляют» предпринимателей на перенос бизнеса в другой город. Мы вместо нормальной работы вынуждены расписывать, где и что взяли, кому и как продали. Я считаю, что это неправильно. Человек приехал, выписал счет, оплатил. Почему мы должны проводить расследование: где он родился, как родился, и что имеет. Оплатил и уехал. Мы уже встречались с руководителями налоговых служб в прошлом году. Я сказал им, что невозможно так работать, потому что у меня в бухгалтерии несколько раз в неделю проводят камеральные проверки. Мы сумками таскали бумаги. Мы вовремя отчитываемся, вовремя платим налоги. Зачем нужна эта бумажная бюрократия? И сейчас нас вынуждают уйти в другой город. Бизнес останется здесь, и сотрудничество не остановится. Но мы ищем другие ниши. Правда, чтобы осваивать новые рынки, нужны новые потребители. В принципе, они есть, но для увеличения объемов необходимы дополнительные кредиты.

- А вы противник кредитов?

– Кредиты берем постоянно, они то приходят, то уходят. Но сейчас нагрузка большая, экономика в стране нестабильная, и даже твердо зная, что можешь погасить долг, все равно страхуешься – а вдруг ситуация изменится, денег не будет, заморозят строительство. Сейчас, конечно, стало лучше, чем, например, два года назад. Мы много лет работаем с банками, они нас прекрасно знают. И уже весной можно было бы взять еще кредит, чтобы увеличить подвижной состав. Однако мы не пошли на это, потому что при наличии уже 100 миллионов чужих денег, брать в долг еще – ну не мое это. Вот осенью рассчитаемся хотя бы наполовину, тогда и будем разговаривать. Вот тогда нам и пригодятся дополнительные 140-150 млн на покупку новых инновационных вагонов. Тогда и объем работ вырастет. А пока надо разобраться с имеющимися заказами. Чтобы не погубить предприятие, нужно поступать как банки – подстраховываться, предусматривать все риски, не брать лишнего. Мои принципы: не подводи своих партнеров, дал слово – держи. Сегодня я могу привезти 200 000 тонн материалов без денег. Потому что верят моему слову. Нас знают практически все карьеры Челябинской области. Мы с ними работаем. А с кем не работаем, те тоже нас знают, звонят: «Давай с нами». Отказываю, коль у нас созданы партнерские отношения с другими и долгие годы мы с ними сотрудничаем, не подводя друг друга, – зачем метаться?
I'll be back

С хорошей работы уйти, конечно, можно. Но вряд ли получится надолго. Бывает, предлагают конкуренты зарплату выше, а условия лучше. Так и пришел тракторист Кузьмин к директору, объяснил все. Ну и уехал на заработки. А месяца через три вернулся: «Возьмите меня обратно! Я больше не хочу! Никуда не пойду!». Многие сначала обещают, а потом… люди возвращаются. В «Курган-Граните» всегда аванс, зарплата в срок.
Глаз-алмаз
Семь раз отмерь, один «отвесь» - это не про Евгения Кузьмина. Он в компании работает 10 лет, и говорят, что он на глаз нагружает ровно столько, сколько нужно. Просто раз, и ковшичком зачерпнет – и готово. С щебнем плюс/минус 100 кг считается обычной погрешностью. Но не у Кузьмина. У него аптечная точность. Кстати, на второй базе в ООО «Курган-Гранит» есть еще один такой тракторист – Алексей Егоров. Это просто талант.
Тарифная математика
- Насколько большие у вас сейчас риски? Как сильно повлияли на вас санкции, нестабильная экономика, железнодорожные тарифы. Вы как-то отмечали, что ж/д тарифы – это 100-120% от себестоимости товара. Изменилась ли ситуация?

– Конечно, все это влияет. А насколько сильно, давайте посчитаем. Когда мы завозили только товар, в 2000-е годы, те же материалы стоили 250-300 рублей за тонну, а сейчас – тысячу рублей. Существенная разница? Считаем дальше. Закупить щебень в Челябинске стоит около 300 рублей. А железнодорожный тариф – 600 рублей. При этом предлагают 1020 рублей за щебень с доставкой на ж/д вагонах. Плюс его нужно здесь поставить и разгрузить – это еще 100 рублей на каждую тонну. Это уже 1120! А у нас сейчас цена тонны щебня 900-950 и это уже с учетом нашей наценки. У нас тарифы ниже только за счет собственных вагонов и ж/д путей. Кроме того, на стоимость влияет качество щебня. Наш – долговечный, морозостойкий и экологически чистый – входит в «100 лучших товаров России». Сейчас мы привозим гранитный щебень плотностью 1400 – один из самых качественных среди своих собратьев.
Приятно работать на импортной, хорошей технике, когда все там есть. И приемник, магнитофон. Зимой можно ехать в рубашке. Включил – тепло. На улице минус 30 градусов, а он едет в рубашке.
Контроль без контроля
ООО «Курган-Гранит» работает как часы хоть в присутствии руководства, хоть в его отсутствии. Команда такая собралась, надежная. Начальство может приехать позже, или уехать раньше, на клиентах это не скажется. Все отгрузки будут сделаны четко, все счета выписаны и вручены. Тем более, что бухгалтерия находится там же, на базе. Клиентам и ехать никуда не надо.
«Сахарная вата» для дома
- Вы столько лет занимаетесь продажей и перевозкой, наверняка уже стали экспертом в щебне и прочих сыпучих материалах? Никогда не возникало желания самому создать что-то из них?

– Желание есть, вопрос в возможностях. Например, те материалы, которые мы привозим, отлично подходят для создания хороших минеральных плит. Причем их можно экспортировать в другие страны, тот же Казахстан, или отправлять вагонами во все регионы России. Если наш щебень расплавить, то он получится как сахарная вата только для дома. Минплита. Причем этот экологичный утеплитель подойдет как для внешних стен, так и для внутренних перегородок. Я разговаривал с руководством города еще лет 8 назад, просил отдать нам заброшенный цех на Баумана. Был готов его выкупить и построить там завод по производству минплиты, но нет, не дали. А у нас там буквально за забором база, свои железнодорожные пути. Казалось бы, привез щебень, пересыпал в машину, а через забор транспортером – и перерабатывай. Но нет. Недавно опять встречались – никаких изменений. Видимо, пока не рухнет, так и будет стоять, не отдадут.
Да и у меня желание уже, похоже, пропало, перегорело.

- Будете продолжать развитие компании исключительно в своей сфере? Вглубь и вширь? у вас большая и надежная команда, но, наверное, есть еще перспективы для развития?

– Конечно, хочется, чтобы область развивалась, чтобы росла промышленность, производство, чтобы люди отсюда не уезжали и благоустраивали родной Курган. Естественно, если все это будет, то у нас вырастут объемы и сама команда. И уж мы постараемся, обеспечим людей материалами, чтобы было из чего строить, чтобы город расцвел. И это не только мое желание, всей компании. Ведь мы все здесь родились, выросли. У меня сейчас работает 54 человека и некоторые помногу лет, кого-то уже даже на пенсию проводили.








Мурашкины Валерий Леонидович и Нина Анатольевна
- Железная дорога всегда считалась источником повышенной опасности. Не всем это под силу, а у вас такая редкая стабильность. Чем «держите» людей?

– У нас очень тяжелый труд. Думаете, это просто перевозки? Купил-продал и свободен? Нет. Особенно зимой, когда морозы под 40 и ветер или снегопад. А вагоны идут практически каждый
день и разгружать их нужно с утра до вечера. Разгрузить, очистить вагоны, полностью обледеневшие и это все обычной ручной лопатой. Поэтому и мы стараемся делать все для них. Не только чтобы они вовремя получали зарплату и аванс. Мы помогаем с жильем, например. Кто-то
приезжает из сел, начинает строится. Банковские кредиты дорогие, мы хорошим сотрудникам даем свой, без процентов, и люди с заработной платы потихонечку выплачивают. У нас уже много лет работает тракторист Евгений Кузьмин. Своего жилья у него не было, снимал. Помогли с деньгами, сейчас строится. Еще один тракторист купил квартиру, второй – дом. Три года назад помогли нашему бухгалтеру приобрести квартиру с очень большой скидкой. А еще у нас обязательна страховка. Сейчас мы практически единственное предприятие в области, у которого застрахованы все работники. Причем страховка накопительная (на три года). Если работник соблюдает трудовую дисциплину и за три года ничего не произошло, то он получает дополнительно около 160 тысяч
рублей. А если произошел страховой случай, то его лечение будет оплачено. Ну и, разумеется, лучшие сотрудники получают премии и подарки. Как работают люди, такое и отношение к ним. ///
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda