– То есть хуже всего пришлось тем, кто взял технику в середине марта, до падения ключевой ставки? Или нет?
– Сложно сказать. Мы продавали технику все это время и прикладывали максимум усилий, чтобы договор устраивал клиента. Например, в некоторых аспектах снизили лизинговую ставку. Предоставляли сезонные и дегрессионные графики, в которых платежи идут от большего к меньшему, чтобы уменьшить долговую нагрузку. Растягивали сроки, сокращали авансы.
Многие предприниматели приобрели технику из-за опасений, что позже ее не будет или цена вырастет в два раза. И выиграли. Да, купили по ставке 20 % годовых, но за десять миллионов. А сейчас цена выросла до четырнадцати миллионов. Кто-то покупал машины под контракты, которые необходимо выполнить под угрозой штрафов. Еще одна причина покупки – неясно, что будет с деньгами, какой окажется инфляция, случится ли дефолт. Лучше уж вложиться во что-то материальное, выплатив 50 % аванса. И многие из них получили региональную субсидию.
– У нас такая есть?
– У нас есть Агентство технологического развития (АТР) по Курганской области, предлагающее предприятиям компенсировать до 50 % стоимости предмета договора лизинга. Там есть свои условия, но вполне выполнимые. Многие клиенты не знают, что могут получить поддержку, и мы обязательно их информируем. Сами связываемся с АТР, чтобы узнать, получит ли конкретный контрагент субсидию на определенную технику. В некоторых случаях это становится определяющим фактором, почему нас выбирают. Мы профессионалы, которые заботятся о своих клиентах, предоставляют им информацию о всех возможностях, скидках, субсидиях.
Еще один наш важный плюс – наличие полноценного курганского отделения. Почему? Есть крупные, надежные лизинговые компании с выгодными условиями, но очень неповоротливые из-за необходимости пропускать все документы через штаб-квартиру в Москве. Так, одна курганская сельскохозяйственная компания не получила субсидию от АТР только из-за медлительности лизингодателя, просрочившего передачу бумаг на три месяца. В нашей компании я имею право подписи, и таких задержек не бывает.
– А скидки от дилеров у вас есть?
– Да, и от заводов-изготовителей тоже. Сейчас действуют скидки на легковой транспорт от китайских брендов: Chery TIGGO – до 17 %, Exeed – до
15 %, фиксированный размер скидок на Haval и Geely. Эти марки все чаще будут встречаться на улицах, потому что китайские бренды развиваются, делают ставку на качество, на комплектацию. У них очень много опций, хорошая цена и ощутимые скидки в рамках лизинговых программ.
– Сейчас многим предпринимателям сложно не задерживать текущие платежи. У вас есть такие клиенты? Что вы им можете предложить?
– У нашего отделения таких пока не было, потому что мы «на берегу» выбираем оптимальные условия для них. Допустим, клиент хочет платить 100 тысяч рублей в месяц на три года. Мы обсуждаем, почему, какие еще есть варианты графиков платежей. Часто выясняется, что лучше пять лет ежемесячно выплачивать по 50 тысяч, потому что эту сумму лизингополучатель сможет найти при любых условиях. Если сложности все-таки возникнут, у нас есть лизинговые каникулы, перенос даты платежа в рамках месяца, увеличение или уменьшение срока лизинга. Во времена ковида ряд предпринимателей не могли работать, но все равно должны были платить за лизинг. И находились такие компании, которые отвечали им: «У нас деньги заемные, мы в таком же положении, что и вы, платите – или заберем». И забирали. Были и те, кто предлагали скостить 50 % платежей пару месяцев и сразу после этого отдавать вдвойне. Если у нашего клиента нет возможности платить, он может сам через «Личный кабинет» нажать кнопку «Лизинговые каникулы на три месяца». Либо, если человеку это не подходит, он может платить всего 50 % от текущей суммы. Да, ему увеличат сумму договора лизинга, но приплюсуют недостачу к последним месяцам, чтобы он мог спокойно восстанавливаться. Не подходят стандартные каникулы? Можно написать заявление, мы рассмотрим изменения его графика. Потому что нам не нужна машина клиента. Нам надо, чтобы мы получили оговоренную сумму, а клиент мог дальше работать и в следующий раз вновь пришел к нам. Политика компании такова – изымать только в крайних случаях. Если и каникулы не помогли, предлагаем цессию – переуступку права на лизинговое авто. Найди юрлицо, которое захочет выкупить твое транспортное средство, – мы переоформим договор на него.