– Вы как врачи – диагностика, проблемы…
– Только мы врачи бизнеса… Пока мы не посмотрим «организм» компании, не изучим его, не исследуем, сложно сказать, есть ли у клиента проблема. Может быть, она ему только кажется или кроется в чем-то другом. А уже когда диагноз поставлен, назначаем лечение.
– Только человеческий организм с возрастом приобретает больше болячек, а бизнес, мне кажется, наоборот: рождается с кучей проблем, а по мере развития крепнет.
– Да. У начинающего бизнеса свои проблемы – лишь бы выжить, поэтому закрывают глаза на многие вещи. А потом, когда уже есть, что терять, в том числе репутацию, задумываются, каким образом сделать бизнес прозрачнее, как не потерять контроль над ним.
– В какой-то момент в стране случилось то, что произошло резкое «обеление» бизнеса. Это было связано со многими факторами: достижением определенной финансовой устойчивости…
– В том числе с применяемыми системами налогообложения. Помните, когда действовал ЕНВД – единый налог на вмененный доход – бизнесу было без разницы, какие у него показатели в отчетности. Сколько бы вы ни заработали, платили примерно одинаково.
– А сейчас происходит регрессивное движение, бизнес снова сереет или нет?
– Только если на начальном этапе. Сложно эффективно вести бизнес и находиться в серой зоне. Когда бизнес становится большим, известным, включаются другие механизмы, появляется необходимость участвовать в различных тендерах, госзакупках, в привлечении инвестиций, компании хотят избежать репутационных рисков, налоговых, трудовых споров с сотрудниками, которые, например, не хотят получать зарплату в конверте. А дефицит кадров у многих. Поэтому предпосылок для наведения порядка в бизнесе достаточно.
– И шансов находиться в серой зоне не так много.
– Они до сих пор есть, но все-таки это время проходит, есть положительная динамика. Если мне встречаются клиенты, которые считают, что надо сэкономить на налогах любой ценой, в том числе за счет искажения финансовых показателей, я объясняю, что они больше теряют на некачественно организованном учете. В бардаке нельзя принимать верные управленческие решения. Вы больше потеряете, чем вы сэкономите на налогах. Это не покроет той экономии. Поэтому я за разумный подход к ведению бизнеса, налоговому планированию, за то, чтобы показатели были прозрачными. Сейчас надо располагать огромным количеством информации для того, чтобы двигаться, развиваться, чтобы понимать какое направление закрывать, открывать, какие продукты выводить на рынок, какие затраты минимизировать. Тебе нужно оцифровывать все. А когда у тебя бардак в учете, ты как ежик в тумане.
– Вы сказали, что с кадрами сложно, не хватает аудиторов. Наверняка вам приходится конкурировать на рынке труда с крупными федеральными компаниями.
– Приходится биться. Но не с коллегами по цеху. Аудиторы уходят в реальный бизнес.
– Аудитор может работать и удаленно – в московских компаниях.
– Значит, мы должны предложить хорошие условия оплаты труда и постоянную загрузку.
– То есть ваши зарплаты конкурентны столичным?
– Скажу осторожно: соотносимы. Но по качеству уровень наших услуг зачастую выше. За 20 лет работы нам было с чем сравнить.
– Я прочитала, что рынок аудиторских услуг в России растет уже два года. В 2021-м он увеличился почти на 9% и составил 44,2 млрд руб. Ждете, что и в этом году он продолжит рост? За счет каких услуг?
– Ну что такое 9%? Обычный уровень инфляции. Не знаю про рынок, могу только о себе говорить. Ждем, что показатели будут не меньше, чем в 2021 году. Будем прилагать усилия для того, чтобы вырасти, потому что есть за счет чего. В разработке много новых проектов, новых направлений. Понятно, что у нас уже устоявшийся пул клиентов, и никто не хочет делиться. Да и вообще нужно постараться, чтобы клиент ушел от аудитора. Должно что-то сверхъестественное произойти.
– Потому что это стресс для клиента?
– Конечно. Открыть свою финансовую «кухню» можно только тому, кому доверяешь. Мы живем в то время, когда информация стоит дорого. А если клиент уже пустил нас в свой бизнес, ему, как правило, сложно решиться на этот шаг еще раз. Поэтому и стараются без веских причин не менять аудитора.
– Вы – помощники для собственников бизнеса.
– Не только, мы помощники для всех: у нас есть услуги для собственника, руководителя компании, финансового директора, главного бухгалтера, кадровика, юриста… В зависимости от того, какая потребность есть. К примеру, консультационный семинар собственнику не нужен, но ему нужно, чтобы учет велся качественно. А уже главный бухгалтер решает: нужно ли ему повышать квалификацию персонала, тестировать его. Финансовый директор тоже сам определяет: есть ли у него ресурсы, чтобы формировать управленческую отчетность, прогнозировать налоги, судиться с налоговой или он обратится к нам. Потребности руководителя заключаются в оценке системы внутреннего контроля, в оптимизации затрат, налогов.
– Вы работаете с 2001 года. Как менялось отношение к аудиту?
– Какой была страна 20 лет назад? Как она изменилась? Также изменились и мы, и отношение к нам. Все меняется – технологии, подходы.
– Я помню, пришла к аудитору лет 20 назад, и у нее висел за спиной прайс: получить ответ – столько-то рублей, получить правильный ответ – столько-то.
– У нас не может быть неправильных ответов, мы как саперы, ошибаться не можем. Вы себе даже не представляете, с какими проблемами к нам обращаются, какие задачи нам приходится решать, как высок уровень ответственности. Среди наших клиентов очень много ключевых предприятий – ММК, ЧЭМК, «Макфа», «Мечел»… Вопросы – на миллиарды, и ты понимаешь, что от твоего совета, рекомендации зависит очень многое. Поэтому я очень трепетно отношусь к качеству оказываемых услуг. Все-таки годами выстроена многоуровневая система контроля. Для нас это не пустой звук. Может быть, поэтому к нам прислушиваются и продолжаются обращаться снова и снова.
– Какие важнейшие изменения сейчас происходят по вашей части в законодательстве?
– Разные. Развивается цифровизация, меняются технологии ведения бизнеса, инструменты налогового контроля, появляются новые отрасли и продукты. Любое изменение порождает огромное количество вопросов, как у нас, так и у наших клиентов. И наша задача прорабатывать их, разбираться с особенностями учета и налоговыми последствиями. Например, на прошлой неделе отвечала на вопрос, как отражать в учете криптовалюту. Как ее правильно классифицировать, документально оформлять, какие налоговые риски могут возникнуть.