Если слова спецпредставителя президента считать озвученным государственным курсом, встает вопрос, как наладить взаимодействие движущих сил технологического суверенитета – бизнеса и науки. Пока, по общим оценкам, они плохо идут на контакт. Мы поговорили с профессором Сергеем Сапожниковым о коммерческих заказах на примере НПО «Урал» и клюшек «Заряд», положении ученых в России и том, что мешает науке и бизнесу соединиться и что сделать, чтобы это произошло.
– Сергей Борисович, начнем издалека. Почему глобализация, в том числе технологическая, в итоге оказалась несостоятельной?
– Идея глобализации заключалась в том, что товар нужно производить в местах, где это можно делать эффективно и с наименьшими затратами, – так будет хорошо для всего мира. Страна, богатая ресурсами, поставляла ресурсы странам, где их нет, и взамен получала то, чего нет у нее. Но это означает, что у всего мира должна быть единая система ценностей. Кем она формируется, ведь всеми невозможно? Золотым миллиардом, тем, у кого деньги. Это право сильного, которое ни в природе, ни в обществе никто не отменял. Но если прогресс существует в одной точке, а все остальное остается на низком уровне, такое государство устойчивым не будет. При глобализации наука общая, а уровень развития и ценности разные: в Азии одни, в Европе, России, Америке – вторые, третьи, четвертые. И вроде бы мы несильно отличаемся друг от друга, все хотим счастья и любви, жить в безопасности и стабильности. Только мы привыкли к своему и не трогайте нас, а любые перемены, особенно те, что приходят со стороны, – это слом образа мышления и стабильности не способствуют. Я так радовался глобализации, так радовался возможности свободно перемещаться по планете, почти не замечая границ… Получил шенгенскую визу на пять лет – и все, счастлив. Для ученого, для конференций – это просто супер. Но раз начался новый передел мира, значит, все будет по-другому, появляется другая система ценностей.
– Сейчас, чтобы плыть в сторону технологического суверенитета, нужно понять, где Россия находится, как выглядит отправная точка?
– Если говорить про материаловедение, про композитные материалы, то мы тридцать лет опирались на импортную химию, на полимеры и – в критических приложениях – на иностранные же волокна, углеродные в основном. Мозгов у нас хватает, чтобы сделать из этих волокон конфетку, лучшую конструкцию. Вопрос, хорошие волокна где? В Японии. Химия где? В Германии.
– А мы смогли бы это произвести?
– Смогли бы, безусловно. Но взять их за границей было и дешевле, и лучше, потому что иностранные волокна оказывались прочнее, имели более высокие характеристики. В материаловедении, высоких технологиях многое значит опыт, передача достижений от предыдущего поколения ученых к следующему. Каждое что-то подтачивает, подпиливает и поднимает уровень еще выше. Только все это стало ненужным в период глобализации. Непонятно, зачем тратить деньги на разработки, когда есть уже готовый хороший продукт и его можно купить. В тех обстоятельствах это было неплохо, нормально было. Сейчас мы такую возможность потеряли. Надо быстро восстановить утерянные компетенции и сделать это в необходимых объемах и высокого качества. Но это не делается по щелчку, понадобится не год и не два – много времени.
– Насколько серьезно мы отстали?
– Изначально мы не отставали, а перешли в другую экономическую формацию, когда необходимости не возникало. А теперь, получается, условия меняются, приходится сравнивать и понимать, что в каких-то вещах, да, отставание есть. В химии, например, сильное, но идем семимильными шагами. Государство дает деньги, чтобы вновь запустить производства. Это называется «технологические субсидии», и программы вовсю работают. Мы умеем прекрасно добывать газ и нефть, лучше всех в мире. А вот остальное напокупали.
– Кроме раздачи денег в виде субсидий что еще государство должно сделать, чтобы процесс пошел быстрее?
– Хороший вопрос, ведь процесс делают люди, а не деньги. Нужны люди, которые скажут: «Я готов. Я буду технологом, инженером, предпринимателем, и это станет делом моей жизни». И тут мы обнаруживаем самую большую проблему. Технические специальности в вузах страдают от недостатка хороших абитуриентов. В 1969-1970 годах отличники шли в ракето- и приборостроение. Там хорошо платили, там было перспективно работать, потому что, если ты умный, значит, будешь жить лучше других. Существовала карьерная траектория, и тогда она строилась и субсидировалась государством, которое стремилось развивать космос, оборудование, приборы. И сейчас именно этот вопрос надо решать государству. Второе – кто будет учить студентов? Нужны люди, которые хотят заниматься наукой и преподаванием, очень хотят и только этим. Значит, здесь должно быть интересно и с точки зрения денег привлекательно. Опять же, если вернуться во времена моей молодости, тогда доцент, кандидат наук получал больше, чем директор любого завода. 320 рублей – только оклад, плюс еще 160 можно было заработать на науке. Не было такого в промышленности, директор имел от силы 300-400 рублей. Как говорили греки: преподавать, то есть создавать будущее, могут только лучшие члены общества. Им надо платить, их надо искать, удерживать. А попробуйте сейчас удержать молодого талантливого выпускника-отличника в вузе! Получается, государству необходимо построить новую систему приоритетов.