- Евгений, как в вашей жизни появился рок?
- Все началось с рок-н-ролла. В детстве, как и всех советских ребятишек, меня отправили в музыкальную школу. Наши с ней отношения, мягко говоря, не сложились. Меня отчислили за пропуски сольфеджио. Я не понимал, что от меня требуют преподаватели, и нравилось только петь в хоре. Правда, репертуар состоял из песенок «Савка да Гришка сделали дуду» или «У дороги чибис». Не могли эти произведения стимулировать десятилетнего пацана к занятию музыкой. Но когда лет в двенадцать я впервые услышал Beatles, то сразу понял: мое. До этого подобную музыку я не улавливал своими душевными антеннами, и она меня увлекла. Захотелось стоять на сцене с красивой гитарой… И лет до 25 рок представлял для меня всю музыку вообще. Он был чистой энергией, которая била из динамиков, бодрила, вдохновляла, давала стимул для жизни и творчества.
- Но то, что вы играли в «Майоре Сергееве», было тяжелее Beatles…
- Они стали только первым открытием, замочной скважиной в мир рок-н-ролла. Потомбылидвери, многодверей: Qween, Rolling Stones, Creedence, Slade, Nazareth.И «Майор» прошел длинный путь от полупопсовых баллад к более жёстким вещам.
- Почему вы не продолжили музыкальное образование?
- Были возможности пойти по этой стезе, но я отказывался. Мотивировал тем, что люди с консерваторскими знаниями никогда не двигали музыку вперед. Они играют по нотам, хуже или лучше, но именно недоучки, для которых музыка — это не просто звуки или такты, создают новые стили, работают на грани жанров.
- Вы пишете музыку сами?
- Да, но не владею нотной грамотой. Мое убеждение, вернее, фобия, что если я ее освою, мелодии перестанут приходить в голову. Зачем нарушать эту связь с космосом?
- «Майор Сергеев» появился в 1986 году, когда вам было двадцать. За годы существования его состав менялся. Вы сами уходили и приходили. С чем это было связано?
- Первый раз я оставил группу в начале 90-х. И на родине, и в плане семейном, финансовом, обстановка была непростой. Родился ребенок. Следовало выбрать: посвятить себя добыванию хлеба насущного или музыке. Тогда я не видел перспектив, не представлял, что она сможет меня кормить. Перерыв продолжался года четыре. Я не играл. Гитара стояла в углу, покрывалась пылью. У нее повело гриф. Он стал кривой, как плуг, потому что с отоплением в 90-е была беда. Приходилось заклеивать окна бумагой, класть на подоконник какие-то тулупы, чтобы супруга с сыном не замерзали. Тогда я занимался всем чем можно и нельзя, для того чтобы заработать. Современному молодому человеку сложно осознать, что происходит, когда разрушается огромная страна. Тогда все перевернулось с ног на голову. Бывшие спортсмены и военные пошли в бандиты, дербанились заводы, стрельба, стрелки… Своих учителей, которые вчера учили меня, я встречал на барахолке. Они торговали старой обувью, вещами. Все это казалось странным, и хорошо, что мне было не слишком много лет. Молодая психика все выдержала. Нас столько лет учили: «мы самые лучшие», «нас ждет светлое будущее», «мы строим коммунизм»…
- Вы в это верили?
- Когда тебе девять и на твоей шее пионерский галстук, как можно не верить тому, кого ты уважаешь, — своему учителю?
- А когда все разрушилось?
- Нужно было искать опоры в чем-то другом. Прежде всего в себе, в семейных ценностях. Тогда я пришел к богу, крестился.
- Я вчера весь вечер слушала «Майора Сергеева» и думала о том, что такая музыка не могла бы появиться сегодня.
- Согласен. Музыка отражает мысли людей, которые находятся в данный момент в данном месте в данное время. Я сказал про место потому, что, хотя мы жили в одной стране, условия в разных ее частях отличались, и это выражалось в непохожих строчках и мелодиях. Поэтому мы говорим про питерскую, сибирскую, свердловскую школы рока. Да, не обходилось без копирований, заимствований, появилась магнитоальбомная культура, тем не менее, уникальность сохранялась. В Зауралье тоже было стремление сделать что-то свое.