– Ранее в одном из интервью вы сказали, что виноградарство в России – априори убыточный бизнес. Это действительно так?
– Да, если оно не поддерживается в должном виде государственными компенсациями и субсидируемыми кредитами. Незакрытый цикл виноделия – действительно убыточный бизнес, учитывая, что присутствуют еще и сельскохозяйственные риски достаточно серьезные.
Государственные субсидии есть и сегодня, но для того, чтобы поддерживать высокие темпы высадки, которые позволят покрыть растущий спрос на российские вина, их явно недостаточно. И здесь необходимо не только увеличить сумму компенсаций, но и расширить общий бюджет программы, чтобы финансовая поддержка стала доступной гораздо более широкому кругу виноделов. Еще крайне важно победить проблему дефицита саженцев – и это должна быть отдельная федеральная программа по компенсации затрат на строительство питомников. Наверное, стоило бы оставить селекцию и семеноводство в государственных институтах, которые серьезно продвинулись в этом направлении в последние годы, однако собственные питомники необходимы практически каждому винодельческому хозяйству. Большинство крупных игроков – «Фанагория», «Кубань-Вино», «Абрау-Дюрсо» – могут позволить себе построить собственный питомник, который априори будет нерентабельным, и не особо рассчитывают на компенсацию затрат. Но если смотреть в масштабах всей винодельческой отрасли, то в нашей стране появилось уже достаточно много достойных малых и средних виноделен, которые производят прекрасное вино и могли бы расширять производство, но все упирается в ограниченные возможности по закупке саженцев – просто потому, что их очень мало на рынке.
– Они заполняют пустующую нишу недорогих европейских вин?
– Нет, это, скорее, вина репутационные, с отменным качеством и совсем не дешевые. Всплеск интереса к виноделию со стороны маленьких хозяйств начался задолго до санкций. Появление виноградников – это, как ни крути, вопрос не одного-двух лет. Это проекты, в которые люди в течение долгого времени вкладывали силы, деньги и душу. Просто сейчас они наконец-то начинают вызревать и приносить первые плоды. Но, как правило, зреют на голом энтузиазме инвесторов и виноделов. Многие сетуют на непостоянство правил игры. И, конечно, малым винодельням гораздо сложнее с административной точки зрения получить льготы и государственные субсидии, чем крупному бизнесу. Но я думаю, это болезни роста, которые со временем нивелируются. Репутация винодельческой отрасли страны не может основываться на трех-четырех, пусть даже очень крупных, производителях. Должны быть и малые, бутиковые винодельни.
– Недавно прошла новость, что в Европе ограбили ресторан, и воры, которые действовали явно по наводке, вынесли коллекционные вина стоимостью более полутора миллионов евро. А есть ли российские вина, которые представляют коллекционную ценность?
– Да, и достаточно давно, есть прекрасные вина, которые могут идти в коллекции и на выдержку. К примеру, малые линейки «Лефкадии», «Имения Сикоры» или винодельни «Ведерниковъ», которая, кстати, входит в Группу компаний «Абрау-Дюрсо» и производит прекрасные вина из автохтонных сортов винограда. За бутылками «Красностопа Золотовского» 2012 или 2014 года гоняются ценители со всего мира. Так что могу смело утверждать, что и в нашей стране уже есть экземпляры вин, достойные быть частью самых престижных коллекций.
– То есть отечественным виноделам все-таки удалось преодолеть некий скепсис, который все-таки проскальзывал, как только речь заходила о российских винах?
– Скажем так: мы работаем над этим. Объективно говоря, от репутации, заработанной российской винодельческой отраслью в девяностых и начале двухтысячных, отмываться придется еще очень долго. Хотя виноделие в стране действительно развивается семимильными шагами. Причем, что особенно радует, скепсис постепенно исчезает не только где-то «в верхах», по отношению к премиальным винам, но и в массовом сегменте. 2014–2015 годы ознаменованы ростом патриотизма, многие рестораны включили российские вина в свои винные карты, ресторанные критики развернулись к ним лицом, и взять с полки российское игристое вино базовой цены стало не стыдно. На мой взгляд, отечественные игристые вина, произведенные методом Шарма, ничем не хуже просекко.
Конечно, настоящие ценители, которые приобретают в коллекцию вина за десятки и сотни тысяч евро за бутылку, наверное, вряд ли переключатся в ближайшее время на «Абрау-Дюрсо» или «Лефкадию». Но это нишевый рынок, за которым мы не очень-то и стремимся угнаться. Гораздо важнее, что сейчас у «Абраю-Дюрсо» показатель в 96 % узнаваемости бренда на полке, причем с позитивной коннотацией. А ведь так было далеко не всегда. Это, можно сказать, прогресс за последние годы. И примерно те же подвижки в той или иной степени происходят по всем российским винам. Даже производители, которые представлены преимущественно в массовом сегменте, выпускают вина, которые вполне могут конкурировать с зарубежными аналогами. И потребители, обожженные девяностыми, когда виноград, хотя и фигурировал на этикетке вина или портвейна, но не имел никакого отношения к содержимому бутылки, постепенно забывают прошлый печальный опыт. И «переоткрывают» для себя российские вина. Пробуют их заново, как в первый раз.
– Весной этого года вы презентовали запуск новой линейки – винонадов. Удалось ли реализовать этот проект?
– Группа компаний «Абрау-Дюрсо» в принципе вышла на новый виток эволюции, и в стратегии развития в качестве одного из ключевых шагов обозначены диверсификация портфеля, выход в смежные ниши. Так в линейке появились артезианская вода, коньяк, настойки, джины, а теперь и винонады. Это довольно интересный рынок, даже если брать только продвижение бренда, – в рекламе безалкогольных газированных напитков нет ограничений. Если же говорить о самом продукте, то мы старались сделать винонад не первой, конечно, цены, но максимально натуральный, без вредных добавок и при этом с неклассическими вкусовыми сочетаниями. На мой взгляд, проект получился довольно успешным, винонады постепенно появляются на полках магазинов рядом с уже привычными брендами.
– Недавно компания объявила о планах запустить собственную линейку брендовой косметики. Расскажите, как появилось это направление?
– Как и ресторанный бизнес, так и производство косметики с натуральными ингредиентами – это смежные отрасли, которые неплохо укладываются в логику винодельческого бизнеса. Конечно, планы пришлось немного скорректировать из-за известных обстоятельств: к примеру, отказаться от европейской упаковки из биоразлагаемого пластика в пользу также перерабатываемых, но не столь революционных материалов, которые производятся в нашей стране. Первая пробная партия кремов и скрабов в подарочных упаковках разошлась довольно быстро, и сейчас мы постепенно масштабируем проект. Пока косметика под нашим брендом представлена только в фирменной розничной сети. Кроме того, мы постепенно заменяем ею то, что использовалось в наших отелях и спа-комплексах. В будущем планируем расширять представленность, пока же просто анализируем спрос.