финансы
Жизнь с комфортом
Где застраховать хорька или мини-пига? Что делать, если автомобиль
на гарантии, а его производитель свернул работу в России?
Зачем в страховой полис включать услуги сантехника и клининга?
На эти и многие другие вопросы нам ответил директор филиала
ПАО СК «Росгосстрах» в Курганской области Игорь Курц.
Директор филиала ПАО СК «Росгосстрах»
в Курганской области Игорь Курц
- 2022 год по многим параметрам стал шоковым для разных деловых сфер, в том числе и страхования. Как вы можете оценить показатели работы по итогам прошлого года?
- Год был и сложный, и интересный. Но мы уже научились работать в таком режиме в период пандемии. В марте минувшего года наш рынок немного просел. Однако с июля 2022 года мы зафиксировали оживление страховой отрасли. Филиал «Росгосстраха» в Курганской области работает уверенно, в том числе по страхованию имущества физических лиц. Больше трети жителей нашей области имеют полисы нашей компании.
- Страховых компаний в России становится все меньше, и эксперты прогнозируют дальнейшее снижение числа игроков. Как в этих условиях чувствует себя «Росгосстрах»?
- На самом деле это нормальное и логичное явление. Еще в 2019 году Центробанк повысил требования к уставному капиталу страховых компаний, чтобы гарантировать их надежность и финансовую устойчивость: 300 млн рублей по страхованию имущества физлиц, 450 млн для страхования жизни и 600 млн по перестрахованию. Не все региональные страховщики выдержали это. Наш уставной капитал сегодня – 19,58 млрд рублей, так что мы твердо стоим на ногах.
- В прошлом году лицензии лишилось ПАО «АСКО-Страхование», хотя компания по взносам занимала 22 место в России. На что в таких условиях можно опираться страховой компании, чтобы чувствовать себя уверенно?
- Важные показатели устойчивости и надежности страховой компании – платежеспособность, достаточный размер страховых резервов и состояние активов компании, а вовсе не рейтинг собранной страховой премии. Особое внимание надо обращать на структуру портфеля: если у какой-то страховой компании доля ОСАГО в портфеле достигает и даже превышает 90% (а это очевидный перекос), у нее как минимум есть проблемы.
- Страховые полисы ОСАГО и каско в прошлом году существенно подорожали. Это отразилось на работе вашей компании?
- С учетом неопределенной ситуации с растущими ценами на детали многие страховщики для компенсации взлетевшей стоимости запчастей в первом полугодии формировали резервы по ОСАГО, чтобы иметь возможность в полной мере покрывать обязательства перед страхователями. Поэтому во главу угла в работе ставилось увеличение среднего чека по ОСАГО, снижение убыточности вида, а не рост числа договоров. После того, как был второй раз расширен тарифный коридор (на 26% для легковых транспортных средств физических лиц), ситуация с запчастями несколько стабилизировалась и был запущен перестраховочный пул, можно уже было подумать о смене приоритетов в этом сегменте. Но в целом по прошлому году в Курганском филиале заключили меньше договоров по ОСАГО, чем в 2021-м, и это общая тенденция для многих крупных компаний. В то же время по страхованию ОСАГО юридических лиц была положительная динамика.
Одновременно автовладельцы стали больше задумываться о страховании каско. Причем, не только новых машин. Ведь сегодня даже не самое серьезное происшествие на дороге или парковке может обернуться большими непредвиденными расходами. Мы в Курганском филиале приросли в прошлом году по каско на 9%.
- Многие банки организуют собственные страховые компании и побуждают своих клиентов пользоваться только их услугами. Как в таких условиях можно конкурировать на рынке?
- Да, сейчас многие крупные организации создают свои так называемые экосистемы, в которые включают не только финансы и страхование, но и многое другое. Однако тарифы непосредственно по страхованию у них не всегда бывают самыми интересными для клиента. Мы ищем решения, корректируем продуктовую линейку, тарифную политику, чтобы быть конкурентоспособными в такой ситуации.
- Изменились ли принципы выстраивания диалога с клиентами сегодня, когда процветают всевозможные онлайн-сервисы?
- Да, клиент стал моложе, и интернет-сервисы активно развиваются. Но наши опытные страховые агенты всегда могут лично проконсультировать человека, помочь сделать верный выбор. В Курганской области 170 агентов «Росгосстраха», они могут дойти до самой отдаленной или маленькой деревни, где, к примеру, нет интернета. Агент не просто оформляет страховку – он помогает в урегулировании страхового случая и в целом формирует привычку страховаться. В эпоху обезличенных онлайн-сервисов нашим конкурентным преимуществом становится возможность человека поговорить со страховым агентом лично.
И при этом мы развиваем цифровое направление — у нас, например, есть мобильное приложение, через которое можно выбрать страховые продукты и оформить полис.
- Что больше интересует курганских клиентов – страхование жизни и здоровья или имущества?
- Как ни парадоксально, договоров страхования имущества значительно больше. В первую очередь, люди думают, как сохранить свой дом, а не здоровье, хотя дом восстановить гораздо проще. Мы стараемся доносить эту мысль до клиентов, и они начинают подходить к страхованию более сознательно. Например, ребенку нужно ехать на спортивные соревнования. Раньше оформляли полис за 150 рублей на пять дней и все. Сейчас уже предпочитают застраховать полностью на год.
Или, к примеру, Курганская область в рисковой зоне по распространению клещей. Поэтому в нашем филиале защита от клеща – это второй по востребованности вид страховки после ОСАГО, на которую людей практически не надо уговаривать, они сами проявляют инициативу.
- Статистика «Росгосстраха» говорит о том, что страховые выплаты владельцам домов в среднем в 9 раз превышают выплаты собственникам квартир. А в Курганской области что чаще страхуют – квартиры или частные дома?
- В денежном эквиваленте выплаты при страховании частных домов правда значительно выше, чем по квартирам, и по ним в 2,5 раза больше обращений по страховым событиям. Общий объем выплат компании «Росгосстрах» в 2022 году по договорам имущественного страхования физическим лицам превысил 1,91 млрд рублей.
Люди стали серьезнее относиться к страхованию. Многие увеличивают стоимость страхуемого имущества, доводя ее до рыночных значений. Эта тенденция связана с ростом цен на стройматериалы. И дома в Курганской области страхуют чаще, чем квартиры.
После природных пожаров весной 2022 года в нашем филиале было 30 заявленных страховых случаев – от незначительных повреждений до полного уничтожения имущества наших клиентов. Мы выплатили почти 14 млн рублей, в том числе одному клиенту 1,8 млн рублей — это была самая крупная наша выплата физическому лицу в прошлом году. Особый статус таких убытков позволяет страхователю просто подать заявление и получить выплату в течение 3-5 дней. Нас с коллегами до сих пор благодарят за быстроту и качество выплат.
- Что изменилось сейчас в сфере страхования бизнеса?
- Текущая экономическая ситуация внесла свои коррективы, но спрос на страхование не упал. По-прежнему актуальны договоры добровольного медицинского страхования – социально значимая дополнительная опция для сотрудников учреждений, компаний и предприятий. Недавно мы также заключили первый в филиале договор по достаточно редкому продукту страхования ответственности товаропроизводителя на крупную сумму.
- Есть ли страховые продукты, которые особенно актуальны в данный момент?
- Сейчас из России ушли практически все привычные иностранные бренды автомобилей. При этом возник вопрос гарантийного обслуживания уже купленных машин этих марок. Мы с одним из партнеров разработали новый продукт: страховой полис, который позволяет в случае поломки деталей автомобиля получить направление на ремонт за наш счет. И его наряду с каско уже предлагают в автосалонах покупателям автомобилей с истекшей гарантией или поставленных по параллельному импорту.
- Программа страхования домашних животных от «Росгосстраха» «Зверье мое» стала «Инновацией года» в 2022-м. Как к этому продукту отнеслись клиенты в Курганской области?
- Эта программа создана для владельцев собак, кошек, хорьков и мини-пигов. С ее помощью владелец животного может оперативно проконсультироваться с ветеринарным врачом онлайн и компенсировать расходы в случае лечения питомца в ветклинике. Стоимость такого полиса – от 1000 до 5000 рублей. По нашим данным, в 80% случаев обращений достаточно онлайн-консультации. В Курганской области уже заключены первые такие договоры. У меня две кошки, и они тоже застрахованы.
- Чем «Росгосстрах» отвечает на вызовы времени?
- В первую очередь, своими страховыми предложениями и расширением клиентского сервиса. И здесь нам во многом помогает наша агентская сеть. Общаясь с клиентами, наши агенты чутко прислушиваются к их пожеланиям, и эти пожелания мы воплощаем в своих страховых продуктах.
Так, полисы по страхованию домов и квартир мы дополнили сервисными услугами – вызов электрика, сантехника, слесаря для замены замков. Причем воспользоваться помощью этих специалистов наш клиент может и без наступления страхового случая. А если вдруг что-то произошло, то нашему страхователю будет предоставлена услуга по уборке дома. Выполняют эти работы специализированные компании, в качестве работы которых мы уверены.
Безусловно, этот тренд будет распространяться и на другие страховые продукты. Дополнительные сервисные составляющие у нас есть и по полису каско, такие как запуск двигателя, замена колеса, подвоз топлива, вызов эвакуатора и т.д. Это уже не просто страхование, а обеспечение общего комфортного уровня жизни.
Made on
Tilda