Просто космос
Выставка «Вездеходер», которая прошла в Москве в декабре 2022-го, побила свои же рекорды прошлых лет – по количеству гостей и участников. Крупногабаритной техники от российских производителей было на 60 % больше, чем в предыдущем году, количество самих производителей выросло на 40 %, а посетителей – в два раза. Десятки журналистов и автоблогеров, камер и фотоаппаратов, тысячи вопросов: «А как? А что? А почему?» И все внимание им – большим, мощным, надежным машинам. Любопытство понятно: разработки новые, технические решения порой неожиданные. И все это – в столь непростое для страны время, когда, казалось бы, нет ни ресурсов, ни сил, ни вдохновения. Но ведь русские не сдаются, и это факт.
Среди всего разнообразия больших машин отдельное внимание гостей привлекла одна – «Феникс» на электродвигателе производства курганского предприятия «МобиДик». Среди российских вездеходов такого еще не было.
– Если честно, боялись, что не успеем к выставке, – генеральный директор ООО «МобиДик» Александр Черняк спокоен, но немного задумчив. – Три года прошло с момента идеи до выпуска. Не получалось. Многое не получалось. Столько всего покупали, пробовали, экспериментировали… Были задержки от поставщиков, еще какие-то проблемы. Уже думали бросить это дело. Такая депрессия нашла. Но потом все начали заново. И вот спустя ровно три года наш вездеход – на крупнейшей вездеходной выставке.
Электродвигатель – полностью собственная разработка. Его создавали под свои нужды, но продаваться он может как в готовом продукте, так и стороннему потребителю. При желании его можно установить в ту же легковушку или коммунально-бытовую машину. Черняк убежден, что недалеко то время, когда электродвигатели будут использовать повсеместно. Они экологичнее, мощнее и в конечном счете экономичнее бензиновых. Инфраструктура для электромашин в крупных городах уже развивается, и дальше будет только больше.
Для самого предприятия такое производство не только выгодно, но и перспективно, поскольку дает возможность не зависеть от поставщиков.
– В сегодняшней ситуации все поняли: лучше повышать свои компетенции и по возможности делать все самостоятельно. Мы могли бы купить все комплектующие для нашего двигателя и организовать только сборку либо отдать на субподряд… Но мы не хотим идти по этому пути. Поэтому наши машины и наша продукция отличаются от других – мы делаем так, как считаем нужным и лучшим, пусть это и непросто, – продолжает Черняк.
Благодаря электрической трансмиссии у снегоболотохода «Феникс» бесшумный и не выделяющий выхлопных газов двигатель. Запас хода – 60 километров. Зарядки аккумулятора хватает на восемь часов непрерывной работы. Он предназначен для решения челночных задач: съездили-вернулись, съездили-вернулись. Для охотхозяйств незаменим.
Впереди у «Феникса» – большое будущее. Сейчас машину испытывают совместно с Уральским институтом Государственной противопожарной службы МЧС России, дорабатывают под их условия, снабжают спецоборудованием. Как только вездеход будет готов, он встанет на вооружение МЧС и выйдет на борьбу с пожарами.
«Феникс» отлично и плывет, и едет. Способен перевозить тяжелые грузы. Абсолютно герметичен, удобен в управлении. Может работать в беспилотном режиме. Специальная конструкция даже в лютые морозы позволяет сохранять в кабине тепло. Глядя на этого красавца, не верится, даже не допускается мысли, что что-то могло не получиться.
– Когда мы увидели, что сделали то, чего никто не делал до нас, и насколько это интересно людям, поняли: ради этого стоило трудиться. И это то, к чему мы шли долгие три года, – говорит Александр Черняк.