Производственная компания «МобиДик» стоит на семи китах и умудряется объять необъятное. Давайте по пальцам. Производство термостабилизаторов – раз, вездеходов – два, металлоконструкций – три, габионов – четыре, снегоходов и электродвигателей – пять и шесть. А еще «МобиДик» строит свой индустриальный парк – семь. Каждое направление успешно и востребовано. Генеральный директор компании Александр Черняк убежден: для промышленности сейчас время непростое, но золотое. Почему – узнаем у него самого.
Просто космос

Выставка «Вездеходер», которая прошла в Москве в декабре 2022-го, побила свои же рекорды прошлых лет – по количеству гостей и участников. Крупногабаритной техники от российских производителей было на 60 % больше, чем в предыдущем году, количество самих производителей выросло на 40 %, а посетителей – в два раза. Десятки журналистов и автоблогеров, камер и фотоаппаратов, тысячи вопросов: «А как? А что? А почему?» И все внимание им – большим, мощным, надежным машинам. Любопытство понятно: разработки новые, технические решения порой неожиданные. И все это – в столь непростое для страны время, когда, казалось бы, нет ни ресурсов, ни сил, ни вдохновения. Но ведь русские не сдаются, и это факт.

Среди всего разнообразия больших машин отдельное внимание гостей привлекла одна – «Феникс» на электродвигателе производства курганского предприятия «МобиДик». Среди российских вездеходов такого еще не было.

– Если честно, боялись, что не успеем к выставке, – генеральный директор ООО «МобиДик» Александр Черняк спокоен, но немного задумчив. – Три года прошло с момента идеи до выпуска. Не получалось. Многое не получалось. Столько всего покупали, пробовали, экспериментировали… Были задержки от поставщиков, еще какие-то проблемы. Уже думали бросить это дело. Такая депрессия нашла. Но потом все начали заново. И вот спустя ровно три года наш вездеход – на крупнейшей вездеходной выставке.

Электродвигатель – полностью собственная разработка. Его создавали под свои нужды, но продаваться он может как в готовом продукте, так и стороннему потребителю. При желании его можно установить в ту же легковушку или коммунально-бытовую машину. Черняк убежден, что недалеко то время, когда электродвигатели будут использовать повсеместно. Они экологичнее, мощнее и в конечном счете экономичнее бензиновых. Инфраструктура для электромашин в крупных городах уже развивается, и дальше будет только больше.

Для самого предприятия такое производство не только выгодно, но и перспективно, поскольку дает возможность не зависеть от поставщиков.

– В сегодняшней ситуации все поняли: лучше повышать свои компетенции и по возможности делать все самостоятельно. Мы могли бы купить все комплектующие для нашего двигателя и организовать только сборку либо отдать на субподряд… Но мы не хотим идти по этому пути. Поэтому наши машины и наша продукция отличаются от других – мы делаем так, как считаем нужным и лучшим, пусть это и непросто, – продолжает Черняк.

Благодаря электрической трансмиссии у снегоболотохода «Феникс» бесшумный и не выделяющий выхлопных газов двигатель. Запас хода – 60 километров. Зарядки аккумулятора хватает на восемь часов непрерывной работы. Он предназначен для решения челночных задач: съездили-вернулись, съездили-вернулись. Для охотхозяйств незаменим.

Впереди у «Феникса» – большое будущее. Сейчас машину испытывают совместно с Уральским институтом Государственной противопожарной службы МЧС России, дорабатывают под их условия, снабжают спецоборудованием. Как только вездеход будет готов, он встанет на вооружение МЧС и выйдет на борьбу с пожарами.

«Феникс» отлично и плывет, и едет. Способен перевозить тяжелые грузы. Абсолютно герметичен, удобен в управлении. Может работать в беспилотном режиме. Специальная конструкция даже в лютые морозы позволяет сохранять в кабине тепло. Глядя на этого красавца, не верится, даже не допускается мысли, что что-то могло не получиться.

– Когда мы увидели, что сделали то, чего никто не делал до нас, и насколько это интересно людям, поняли: ради этого стоило трудиться. И это то, к чему мы шли долгие три года, – говорит Александр Черняк.

Всё получится

Александр Черняк не боится неудач. Потому что знает – без них в бизнесе никак. Здесь – как на американских горках: то на всех парах мчишься вверх, то резко падаешь вниз. Это нормально. Но только если четко знаешь, куда держишь путь.

– Когда мы затеваем новые продукты, всегда говорим: у нас может не получиться, но мы сделаем все, чтобы получилось. В истории с электродвигателем сыграло роль случайное, но невероятно удачное совпадение людей, идей, мыслей… Это, знаете, такая цепочка, когда один что-то сказал, второй подхватил, случайно встретил третьего, а четвертый проходил мимо, зашел поздороваться с приятелем и остался у нас работать, – смеется он. – Такое вот стечение обстоятельств. Это сложно объяснить и тем более повторить. Наверное, просто так Богу было угодно.

Родоначальником идеи с электродвигателем стал изобретатель-конструктор Антон Кузнецов. Когда он ее озвучил, она казалась нереальной – никогда раньше на «МобиДике» ничем подобным не занимались. Но отказать Черняк не мог – во-первых, из уважения к Кузнецову. А во-вторых, какое-то чутье на людей и вера в них всегда помогают сделать правильный выбор.

– Не все решают деньги. Успех складывается из множества пазлов. Но главный – это команда, с которой к этому успеху идешь. Коллектив должен иметь определенную цель и не сворачивать с пути. А задача инвестора – вкладывать деньги, не диктовать условия и ждать, ведь создание чего-то нового – это творческий процесс. Начнешь давить – люди будут выбиваться из колеи. А перейдешь черту – потеряешь команду, – рассуждает Александр Черняк.

Ему нравятся смелые люди. Смелость ведет к успеху. Смелый не боится показаться смешным. И не пасует перед неудачами. Таких видно сразу, и такие остаются здесь, на предприятии.

Статусы и регалии неважны. Слесарь может возглавить целое производство, если к этому есть талант, инициатива, экспериментаторство и жажда нового. Задача хорошего руководителя – разглядеть своего человека.

Есть на заводе один парень… Школьник еще, а его изобретение уже используется при производстве вездеходов. На завод его привел брат – просто посмотреть, как все устроено. Александр паренька приметил, пообщался, и вот что из этого вышло:

– Я предложил ему поработать у нас. Они из многодетной семьи, и мне захотелось, чтобы у мальчишки были свои собственные деньги. А через какое-то время в нашем вездеходе появились сидения, которые он сам продумал и прочертил. Они уже в производстве. Таких способных ребят надо поддерживать. И пусть даже он не будет у нас потом работать и вообще не свяжет свою жизнь с инженерией – это неважно. Важно, что этот этап поможет ему в жизни. Он будет знать, что возможно все. И даже то, что твое изобретение большие и взрослые дяди будут применять у себя на производстве. Мне кажется, это дорогого стоит.

Надёжная конструкция

Производство термостабилизаторов грунта – важнейшее направление производственной компании. Два года назад «МобиДик» купил территорию и базу предприятия «Стальмонтаж». Территория приличная. Здесь три больших цеха, и один из них отдан под терморегуляторы.

На Крайнем Севере без них никак: из-за глобального потепления грунта и таяния вечной мерзлоты под угрозой оказались стабильность фундаментов и строительство новых зданий. Чтобы сваи стояли прочно, грунт замораживают, прочно сковывая его ледяными оковами.

На «МобиДике» придумали новый метод заморозки азотом. Если традиционная круглогодичная система выходит на рабочие температуры за два месяца, то экстренная заморозка начинает работать с первого дня. Это затратно. Но дешевле, чем строить заново, если все рухнет.

Экстренная заморозка грунта с использованием жидкого азота – далеко не единственная уникальная разработка предприятия «МобиДик». Успешно прошла испытания трехконтурная система. «МобиДик» получил на нее патент. Эта система промораживает землю круглый год и очень выручает в условиях постоянных климатических изменений.

На приобретение оборудования для производства трехконтурной системы «МобиДик» выиграл грант в Фонде содействия инновациям на общую сумму 25 миллионов рублей. Деньги потратили на станки.

Эта разработка – потребность времени.

– В конце января, – говорит Александр Черняк, – мы участвовали в Международной конференции «День науки» в Салехарде. Там же находится Центр изучения Арктики. Ученые следят за проблемами глобального потепления, деградации мерзлоты и рассказывают, улучшается или ухудшается динамика и к чему нас это ведет. А производственники рассказывают о новых продуктах, с помощью которых эти проблемы можно решать. Мы говорили о нашей разработке – системе всесезонной заморозки. Не знаю, можно ли назвать то, что происходит, глобальным потеплением или нет, но определенные изменения в земле происходят. И порой обычных термостабилизаторов недостаточно. Чтобы они эффективно работали, нужно, чтобы разница между температурой в грунте и температурой воздуха была примерно двенадцать градусов. Летом это проблематично.

Система всесезонной заморозки – это по сути холодильная машина, которая может работать как временно (например только летом), так и постоянно.

– Эту систему мы сделали давно. Но чтобы доказать, убедить, заинтересовать и получить первый заказ, требуются время, упорство и настойчивость, – продолжает Александр Черняк. – Мы это понимаем. И чтобы о нас и нашей продукции знали как можно больше, мы регулярно посещаем различные выставки и конференции. Это неизбежно начинает приносить плоды.

Сейчас продукция компании незаменима в Салехарде. Один застройщик поспешил со стройкой и начал возводить дом на незамороженном грунте (термостабилизатору нужно отработать два сезона, чтобы грунт был готов). Построили несколько этажей, и дом начал проседать. Решать проблему нужно быстро. Вариантов – два: останавливать строительство и ждать следующего сезона, а это очень дорого. Либо попробовать применить систему «МобиДика» и ускорить процесс строительства. Заказчик в раздумьях. Но, по всем подсчетам, второй вариант обойдется ему значительно дешевле.

Парк будущего

Сейчас все внимание Александра Черняка привлекают два больших проекта – строительство индустриального парка на площадях «Стальмонтажа» и цеха по производству габионов в Варгашах.

С приобретением базы «Стальмонтажа» у «МобиДика» появилось новое направление – металлоконструкции. Большой цех на 6 500 квадратных метров отдан под их обработку и производство. Резиденты в этом индустриальном парке – из этой же отрасли. Им удобно оборудовать площадки в Кургане – наш город отлично подходит в качестве логистической развязки.

Еще один цех – на девять тысяч квадратов – будет на соседней территории бывшего предприятия «ДАСКО». Этим «МобиДик» не планируется ограничиваться. Еще три цеха хотят построить за собственные деньги. Таким образом, всего к 2025 году их будет пять.

– Идея с индустриальными парками хорошая. Это как раз и есть та помощь государства, которая нужна для нашего промышленного скачка. Государство выделяет предпринимателям деньги, предприниматели строят парки и предоставляют площади другим предпринимателям – начинающим или уже опытным, но желающим развития и расширения своего бизнеса. Курган логистически очень удобно расположен: отсюда можно отправлять грузы в соседний Казахстан, на север и восток России. Поэтому иметь здесь производство – очень правильно. Но чтобы иногородний предприниматель сюда пришел и начал строить, ему нужно создать условия. Региональные власти, в частности, губернатор Вадим Шумков, не просто это прекрасно понимают, но и делают, за что я выражаю огромную благодарность. В индустриальном парке есть все условия: недорогие площади с хорошей инфраструктурой, льготы и всесторонняя поддержка – работай не хочу, – говорит Александр Черняк.

В парке на территории «ДАСКО» основными направлениями станут машиностроение и металлообработка. Цеха с высокими потолками оборудуют большими грузоподъемными механизмами. Будет хорошая, продуманная инфраструктура: краны, складские территории открытого и закрытого типа. Резидентами станут предприятия преимущественно из других городов.

Сейчас уже дозабивают сваи и начинают заливать фундамент. После начнется подготовка для укладки сетей. К осени должны начать монтаж конструкций.

Стройка цеха по производству габионов в индустриальном парке в Варгашах немного сдвинулась в сроках. Но не остановилась. Весной планируют возобновить строительство, и, Александр Черняк в этом уверен, этому уже ничто не помешает.

Раньше цех по производству габионов находился в Кургане. Это был филиал московской, а по факту – итальянской компании. В Кургане собственники производство закрыли, ниша оказалась свободной. «Почему бы не занять ее?» – рассудили в «МобиДике». Опять-таки логистическая развязка помогает поставлять как на Дальний Восток, так и на Север.

Поскольку Варгаши – территория опережающего социально-экономического развития и там для производств предоставляются хорошие налоговые льготы (снижение налога на прибыль до 15 %, нулевой налог на имущество и транспорт), для строительства производственных площадей выбрали их. Площадка под строительство готова. Коммуникации подведены. Осталось построить цех. К концу года Александр Черняк рассчитывает увидеть готовый продукт.

Только вперёд

2022 год был сложным – для страны в целом, для каждого предприятия и семьи в отдельности. Начало СВО, сбои в поставках и логистике, уход зарубежных компаний… И шторм еще не миновал.

– Выручка по сравнению с предыдущим годом упала процентов на десять. Это существенно. Во-первых, крупные компании (а наши основные заказчики – «Газпром» и «Роснефть») заморозили или переориентировали большие стройки. А во-вторых, перестали действовать некоторые финансовые программы, которыми мы пользовались. В частности, отменили банковские гарантии, которые давались на семь лет. Из-за этого сдвинулось строительство цеха в Варгашах. Но я бы не сказал, что для нас это было сильно критично и кардинально поменяло планы. Мы выровняли ситуацию, – говорит Александр Черняк.

Что и как будет дальше, он не загадывает. Это зависит от политических решений руководства страны. А пока предприятие работает, и даже круглосуточно. Продукция востребована, есть заказы.

Вообще, Черняк смотрит в будущее уверенно. И своим спокойствием вселяет уверенность в других. Кризисы были, есть и будут. Где-то они проходят сложнее, где-то легче. Где-то дольше, где-то быстрее. Но стабильности в производственном бизнесе не бывает. И рецепт от этих неурядиц у Александра один – работать.

– Сейчас то время, когда и мы, и государство понимаем, что нужно развивать свое. И как только предприниматели поверят государству, деньги будут оставаться в стране, а страна – развиваться очень быстро. И мы сами удивимся, насколько быстро. Ни капли в этом не сомневаюсь. Нужен лишь толчок, – рассуждает он. И продолжает:

– Я сейчас думаю больше о том, чтобы страна процветала. И это не пафосные речи. Потому что, если я, вы, другие не будем думать о стране, наши родные и близкие не выживут. Мне так кажется. Да, мы столкнулись с трудностями и видим, как сильно зависели от других. Когда кто-то нам диктует условия – это неправильно. Нужно быть самостоятельными. В этом есть дальнейший путь нашей промышленности – ее нужно развивать. Что государство сейчас и делает, например теми же грантами.

Черняк не строит планов на будущее. Но ставит цели и четко обозначает задачи. Первая – это строительство индустриального парка. Вторая – продвижение на рынок электродвигателя, над которым еще нужно поработать. В остальном – как Бог даст. Но с таким настроем и подходом к делу – все будет хорошо.

Made on
Tilda