***
– Сколько времени вам потребовалось, чтобы выйти на объемы, которые были до пожара?
– Примерно шесть лет. В начале 2021-го мы вновь стали выпускать по триста тонн продукции в месяц, за последнюю пару лет приросли раза в полтора и вышли на пятьсот.
– Что дало вам этот толчок?
– Волшебной таблетки нет, просто подросли компетенции: мы начали делать более вкусный и недорогой продукт, нежели конкуренты. Второй фактор – многие импортные товары ушли с полок, сети стали более сговорчивыми. Раньше у федералов была стабильная матрица, которую пересматривали редко или за большие деньги. Сейчас эта политика смягчилась. Появилась возможность заводить товар на тестирования, предлагать свой продукт. И денег у людей все меньше, так что они выбирают продукт по его цене, удобству потребления, пользе и экологичности. Холодец выигрывает по всем параметрам.
– Но ведь это закуска, а не основной прием пищи. Можно ли заработать, делая на него ставку?
– Можно. Как и на колбасе. При этом холодец стоит раза в два дешевле. В «Магните» например, наш холодец можно купить за 62 рубля. Что еще можно купить за такие деньги? Лапшу быстрого приготовления? Да и та, наверное, уже дороже. Мы проводили исследование в Московском научно-исследовательским институте. Выяснилось, что холодец содержит необходимые аминокислоты, коллаген, витамины. Некоторые коллаген специально покупают в аптеке. А мы выпускаем его в виде еды, которая намного лучше усваивается организмом, да и стоит дешевле. Так что наши бабушки были правы: холодец – это отечественный суперфуд. На него обращают внимание все больше людей. И здесь наша задача как производителя – не задирать ценники. Приезжаем мы в Москву, а там такой же холодец стоит 700–800 рублей. Мы – за то, чтобы делать продукт доступным, чтобы как можно больше людей могли его попробовать и потом с удовольствием покупать и есть.
– А, казалось бы, такой несерьезный продукт…
– Мы уже года четыре входим в «100 лучших товаров России». Наши холодцы, да и пельмешки регулярно туда залетают. А в этом году решили поучаствовать в «Мясном Оскаре».
– Как отбирают компании для участия?
– Податься может кто угодно. Потом заявки с образцами продукции попадают в Институт имени Горбатова, где проходят лабораторные исследования и дегустации. Продукты проверяют по десяткам параметров и на протяжении длительного времени: микробиологические показатели, физхимия, разбирают продукт по частичкам… Есть и электронный дегустационный блок – электронный «нос», улавливающий определенные запахи. Потом приглашают экспертов, которые пробуют обезличенный продукт. Для этого в помещении включают красную лампу, скрадывающую оттенки цвета холодца, по которым можно было бы опознать производителя.
– Какую долю у вас в объеме занимают холодцы?
– Около 70 %, свыше миллиона упаковок в месяц. Всего же на предприятии выпускается около сотни наименований разной продукции — не только холодцы, но и пельмени, котлеты, блины.
– В 2019 году рост продаж полуфабрикатов в России по сравнению с 2018 годом составил 11,6 %, в 2020-м – 14,1 %. Уже в 2021-м, во время пандемии коронавируса, можно было заметить замедление роста – всего 5,7 % по сравнению с 2020 годом. Наконец, в 2022 году рост составил всего 0,8 %. Вы ощутили на себе это снижение?
– Надо смотреть, что включено в объемную категорию полуфабрикатов. Так, продажи классических пельменей не растут, а вот наггетсов – да. Еще популярны шашлыки, мясо гриль и то, что можно приготовить в микроволновке за пятнадцать минут. Сейчас почти все мясокомбинаты прирастают за счет таких продуктов, как, например, мясо в су-вид-пакетах. Это новые технологии, дополнительный передел рынков.
– А вы будете вводить что-нибудь новое, модное?
– Пока нет. Я считаю, что важна специализация. Если заниматься всем понемногу, очень сложно добиться профессиональных результатов. Поэтому мы сфокусировались на холодце. Много лет его готовим и знаем, где еще можно автоматизироваться, стать эффективнее. Конкуренты не дремлют, они видят падение колбас на 5–7 % в год, пробуют заходить в мясные полуфабрикаты – шашлыки, холодцы. Но у нас есть преимущество – компетенции, наработанные за десять лет. И я вижу, как их можно капитализировать, меняя технологии, процессы производства.
– Получается, вы не стремитесь чутко реагировать на то, как меняется потребитель?
– Не так. Мы просто стараемся доводить технологию до совершенства, до конкурентного преимущества. Кто выигрывает в этой гонке? Два варианта. Первый: тот, у кого эффективнее производственный процесс, — оборудование, технологии. За счет этого он может делать дешевле. Второй: у кого профессиональнее команда. Это позволяет ему пробовать новинки: быстро запускать и отрабатывать, изменять существующие техпроцессы, снимать информацию с рынка. При этом важен высокий уровень безопасности — и юридический, и санитарный. В каждом из этих двух блоков ты должен завтра сделать больше, чем сегодня. Пересматривать технологии, настраивать оборудование, учить людей. Вчера учил? И завтра учи! Потому что мир уже поменялся, нужны новые компетенции. Это постоянное развитие выводит компании на новый уровень.
Сейчас мы можем получить конкурентное преимущество, которое в перспективе даст нам более устойчивое положение на рынке. Начнем отвлекаться – может не хватить внимания на основное, то, что нас кормит. Нужно обойти конкурентов процентов на пятнадцать, не меньше. Тогда можно будет работать и не беспокоиться, что кто-то подожмет. А значит, экспериментировать, вкладывать дополнительные средства в новые проекты.
– В чем сейчас заключается главная проблема мясоперерабатывающей отрасли?
– Дефицит персонала. По разным оценкам, нехватка составляет от 10 до 30 %. Я общаюсь с российскими мясниками, у всех одна беда, но решают ее по-разному. Некоторые привозят работников из Кыргызстана, Узбекистана, особенно это касается московских производителей. Другие пытаются производить нужный объем продукции тем составом, который у него есть.
– Я была на мясокомбинате, где есть участки, совершенно не требующие присутствия человека. У вас возможна такая глубокая автоматизация?
– Идеальный пример автоматизации я увидел в Италии на производстве равиоли. В помещении размером сто квадратов пять человек делают тысячу тонн пельменей в месяц. Открываешь дверь – там сплошные конвейеры и датчики. С одной стороны загружаются мука и мясо, с другой выходят запакованные коробки – подъезжай и загружай. Спрашиваю: «А вдруг что-то сломается?» Оказывается, у них везде датчики, и если компьютер уловит поломку, то мгновенно отправит сигнал партнеру – технической компании. Те приедут за пятнадцать минут и разберутся. Мы так прикинули: в России вряд ли кто-то за пятнадцать минут сорвется и приедет чинить. То, что я описал, – максимальная степень автоматизации, позволяющая получать по двенадцать миллионов прибыли на человека. Россия сейчас к этому только идет.
– На каком этапе пути вы находитесь, если его начало – ручной труд, а конец – стопроцентная автоматизация?
– Хотелось бы верить, что посерединке, но рассчитываю когда-нибудь оказаться на вершине. Конечно, это происходило бы быстрее, если бы Россия была интегрирована в мировую экономику, но — что имеем.
– Вы много импортировали? Как сказалось на вас начало СВО?
– Пока была такая возможность, мы покупали оборудование за рубежом, а вот сырье брали у местных. Сейчас по моим направлениям чувствуется дефицит расходных материалов и деталей. Все компании перестроились, завозят необходимое. Мне хватает, но у меня и компания небольшая. Думаю, у крупных мясокомбинатов и проблемы больше – все эти резинотехнические изделия, редукторы… Так же и с мясом. Ограничь импорт говядины – все мясокомбинаты в России встанут. Потому что в России ее мало и она очень дорогая. А я смогу и на отечественном продукте пересидеть – мне не нужны большие объемы. Холодец из говядины мы тоже делаем, но есть еще заливные из мяса птицы, из свинины с говядиной. На мой объем сырья хватает.
– А какие отдаленные непрямые последствия глобальных событий влияют на вас и на отрасль?
– Еще когда началась пандемия, мы ощутили значительное увеличение стоимости сырья, разрушение логистических поставок. Китай – основной игрок, поставляющий все — от специй до сырья для изготовления гофрокартона, пластиковой упаковки, пленки. Их проблемы – это наш рост цен или даже дефицит. С началом спецоперации многие люди уехали из страны, выросла инфляция, увеличились политические риски. Все компании это ощущают. Вопрос в том, можем ли мы реагировать на эти обстоятельства эффективно. Да, пока, слава Богу, справляемся. За счет профессионализма сотрудников — в первую очередь. Потому что нельзя во всем разбираться самому. Когда происходят эти сумасшедшие перемены, ты должен заниматься стратегическими целями и поддерживать работников, которые стоят на первой линии и там самостоятельно решают тактические вопросы. Когда сотрудник самостоятелен в пределах своих компетенций, в выборе вариантов реагирования на внешние факторы, предприятие работает быстрее. Он сам вникает в ситуацию, выявляет узкие места, определяет, что ему делать.
– Каков сейчас у вас размер площадей? Ведь вы же не просто восстановили сгоревшее здание?
– Мы сделали перепланировку, места стало чуть больше – около трех тысяч квадратных метров.
– За последние полтора года вы выросли в полтора раза – это очень динамично. Планируете сохранить темпы роста? Возможно ли это?
– Чтобы сохранить такой темп, нам надо автоматизироваться и расширять производственные мощности. Мы сейчас как раз в поисках дополнительных производственных мощностей – нужно добавить еще один цех для варки, помещение для холодильников. Если получится – сохраним темп. Раз в год мы формируем инвестиционный бюджет, в нем запланирована модернизация. Иногда развиваемся за счет собственных средств, иногда пользуемся заемными.
– А в вашей отрасли есть господдержка?
– Есть, но Минсельхоз поддерживает в основном сельхозпроизводителей, а мы как переработчики пролетаем мимо большей части промышленных программ. То есть государство тратит немало денег на поддержку сельского хозяйство, но возникает вопрос: и что дальше? Люди вырастили урожай, скотину. Но теперь же надо это все переработать. И даже ту небольшую поддержку, на которую мы можем претендовать, добыть сложно. Более или менее доступно субсидирование лизинговых платежей, получение микрозаймов через Фонд микрофинансирования. Сейчас еще запускают программу, через которую можно взять производственные мощности за счет льготных пятипроцентных кредитов. Мы пока не брали, изучаем вопрос.
– Какие цели ставите перед собой на 2023 год?
– Развиваться! Увеличить объем производства. Глубже автоматизировать производственный процесс. Сейчас по России мы занимаем около десяти процентов рынка желейных продуктов – холодца, заливных, студней. Это если считать все, включая и собственные торговые марки сетевых магазинов, и то, что выходит под нашим брендом. Хотим увеличить свою долю рынка: пятнадцать процентов к двадцати пяти годам — звучит неплохо!