– В истории предприятия, выстоявшего в девяностых, были сложные периоды, так что, когда «ревущие двадцатые» нового века подкинули непростых задач, никто не собирался прятать голову в песок.
Мы не стали тратить много сил на размышления: «А что же будет?» Мы знаем, куда движемся и чего хотим достичь. Поэтому 2022 год для нас был успешным. Если в цифрах, то прирост выручки к 2021 году составил около 40 %. Это очень хороший показатель, которым я горжусь.
Крупных рывков в развитии отдельных направлений не было, но в сумме достижения дали хороший результат. Для начала быстро перехватили позиции нескольких ушедших с рынка игроков. Грамотно сработал отдел ретейла, который работает по Курганской и части Тюменской области.
– У нас нет задачи открывать свои магазины в области, мы налаживаем связи с поставщиками на местах, которые потом обеспечивают население нашей продукцией, – поясняет Максим. – Это что-то вроде системы дилерства у федеральных поставщиков. Сотрудники нашего отдела ретейла приезжают на место, обследуют его, находят заинтересованных лиц и доводят дело до заключения контракта на поставки. Кроме того, мы не так давно организовали отдел маркетинга, который помогает нам стать более заметными и узнаваемыми. Это направление мы будем развивать и дальше.
Козырем стал и созданный не так давно сервисный центр для обслуживания приобретенной в «РегионТорге» техники, который в 2022 году расширили за счет направления кондиционирования и вентиляции: теперь здесь можно заказать любые услуги по подбору оборудования и его монтажу.
– В прошлом году, – продолжает Дробыленко, – мы сделали под ключ и запустили два довольно больших объекта. На 2023-й планы в этом направлении еще масштабнее. Мы готовы работать и с частными заказчиками, а также отслеживаем крупные тендеры. Но «РегионТорг» всегда в прямом контакте с клиентом и честно отвечает за обязательства, которые на себя берет. Поэтому мы принимаем не все заказы, если видим, что не можем гарантировать выполнение работ в срок.
Стало ясно, что предприятию снова нужен свой автопарк (когда-то он уже существовал, потом от него отказались), чтобы доставлять продукцию до клиентов, потому что покрытие по области увеличилось. Эти вложения себя окупили, добавив прибыли в общую копилку результатов.
Успешная торговая компания обязана иметь обширные связи с поставщиками товаров. «РегионТорг» этим всегда славился, поэтому уход с российского рынка мировых лидеров в сегменте сантехнического и инженерного оборудования стал для компании серьезным вызовом.
– Конечно, начались трудности – в обслуживании оборудования, в продажах, потому что не стало некоторых позиций товаров. Но при этом ряд поставщиков российских производителей начали работать над замещением ушедшей продукции, и этот процесс еще идет.
Компенсировать просадки «РегионТоргу» помогает принцип комплексного обслуживания клиентов.
– Когда у клиента появляется потребность, ты начинаешь с ней работать. Тут нет нерешаемых ситуаций. Если заместить требуемый товар невозможно, потому что его нет на рынке, мы помогаем переделать проект под новые реалии, – говорит Максим. – Поэтому мы и являемся, наверное, лидерами в инженерной сантехнике Кургана. Мы не просто продаем, но берем на себя всю техническую часть проекта и ведем его вплоть до завершения. У нашей команды нет такого, чтобы мы просто выставили счет, отправили товар и забыли про него. В связке «заказчик – поставщик» надо работать сообща, потому что проект – наше общее дело, если он будет сделан некачественно или не в срок, от этого никто не выиграет.
– Сейчас в Курганской области активно идет строительство различных крупных социальных объектов и жилых комплексов, в том числе с привлечением федерального финансирования. В работе над какими из них участвует «РегионТорг»?
– Я назову несколько самых крупных: хирургический корпус Курганского областного онкологического диспансера, детская поликлиника в 7-м микрорайоне Заозерного. Также мы участвуем в капитальном ремонте нескольких школ: гимназии № 19, школы № 50, Мокроусовской школы № 2, Раскатихинской школы. К нашим проектам относятся капитальный ремонт спального корпуса санатория «Озеро Медвежье», реконструкция санатория «Лесники». Кроме того, мы участвуем во множестве проектов и частного финансирования.
Если крупных проектов меньше не стало, то прирост розничных клиентов пока снизился.
– Хотя прибыль от розницы приросла к 2021 году, но не на такую существенную сумму, как другие наши направления. Тем не менее мы ставим планы по розничным продажам на 2023 год выше, чем на 2022-й, – говорит Максим Дробыленко.
Более того, в Кургане откроется новый филиал «РегионТорга», на этот раз в районе Швейной фирмы. «Мы идем ближе к людям, – улыбается Максим. – На новую торговую точку у нас большие ставки».
Все это позволяет «РегионТоргу» с оптимизмом смотреть в будущее. Прогнозные планы на 2023 год составлены с учетом роста прибыли к предыдущему периоду. Хотя в эмоциональном плане напряжение сохраняется. «Даже не напряжение, а как в спорте – то чувство, когда ты полностью готов к тому, что что-то может произойти. И когда оно происходит, ты максимально быстро реагируешь. У кого-то это волнение, у кого-то – напряжение, у кого-то, наоборот, страсть. Последние годы нас приучили к тому, что все меняется молниеносно, но и мы можем оперативно реагировать», – объясняет Максим Дробыленко.
– Как вы можете оценить конкуренцию в вашей сфере сейчас – стала сильнее, осталась прежней, снизилась?
– Конкуренция – это один из двигателей развития. Конкуренция заставляет всегда быть на острие, быстро реагировать. Не говорю «ждать удара» – слава Богу, нам от конкурентов такого ожидать не приходилось, но при этом быть в тонусе. Сегодня, при том что некоторые компании с нашего рынка ушли, нельзя сказать, что конкуренция снизилась. Наоборот, нам становится труднее, потому что федеральные деньги, которые приходят в Курганскую область, не дают спокойно спать и крупным федеральным поставщикам. Все тендеры, закупки – на поверхности, и они тоже хотят успеть что-то из этого взять себе. С каждым годом такая внешняя конкуренция увеличивается. Но при этом мы, находясь здесь, можем оказаться оперативнее, лояльнее, гибче. Эти наши плюсы в сумме дают нам хороший запас прочности в конкурентной борьбе.
Вообще, быстрота реагирования наряду с клиентоориентированностью – важнейший принцип работы «РегионТорга».
– Я говорю не только о том, что мы подстраиваемся под изменения, которые происходят у нас в стране, в жизни, в развитии торговли и бизнеса. Мы стараемся предсказать, как будет дальше, чтобы успеть провести реорганизацию, сыграть на опережение, – объясняет Максим Дробыленко. – Ответственный подход значительно расширяет рамки простой сделки «я вам товар – вы мне деньги». «РегионТорг» ведет каждого клиента, участвует в принятии технических решений, обеспечивает комфорт и после завершения контракта через сервисное обслуживание.
– Не создает ли багаж 27-летнего опыта соблазн почивать на лаврах: мол, мы самые лучшие, к нам и так придут клиенты, незачем придумывать, как еще их привлечь?
– Нет, такого у нас никогда не было и никогда не будет. Самое главное для «РегионТорга» – это, во-первых, люди, которые работают в нашей команде. А во-вторых, мы очень трепетно относимся к нашим партнерам, которые многие годы, а иногда и десятилетия работают с нами. Подниматься вверх всегда сложно, а падать вниз – легко и быстро, поэтому почивать на лаврах мы не собираемся.
Если говорить о неосязаемых преимуществах в торговле, то одно из них – так называемая предпринимательская интуиция.
– Сегодня она направлена на то, чтобы быстро улавливать, куда все движется, как меняется. А еще интуиция помогает быть внимательнее к клиенту, слышать и чувствовать, что именно ему требуется. Но этого недостаточно для успешной работы. Нам важно оставаться в контексте событий, отслеживать тенденции, быть гибкими, много и упорно работать.
Когда спрашиваешь у Дробыленко, в чем секрет многолетнего успеха «РегионТорга», он не задумываясь отвечает: в людях. Компания для него, как и для многих других сотрудников, это больше чем просто место работы. Некоторые члены коллектива работают в «РегионТорге» с момента его основания либо пришли в период становления компании.
– Эти люди несут в себе и поддерживают в коллективе его внутренний огонек, запал, дух компании. Если мы расширяем штат, в каждого нового сотрудника они вкладывают искорку этого огня. Когда каждый несет в себе такой запал, то вместе они разжигают большой костер, подпитывающий энергию предприятия. Сообща мы творим какую-то магию, – с гордостью говорит гендиректор. – Да, не каждый человек готов в себя этот огонек принять. Это нормально. Но и у нас такие сотрудники надолго не задерживаются. При этом людей с запалом, впитавших в себя корпоративный дух «РегионТорга», в разы больше. Им часто даже словами не надо проговаривать, как именно нужно работать, – они сразу проникаются этими принципами. Я сам заразился этим огоньком еще в 2002 году, когда работал в «РегионТорге» рядовым сотрудником.
Свои достижения на посту руководителя Максим Дробыленко предпочитает оценивать через призму истории предприятия, не противопоставляя сделанное им самим тому, что было до 2018 года.
– Элементарно приятно осознавать, что нам регулярно удается добиваться всех поставленных целей. Даже разбираясь с неприятностями, когда осознаешь, что ты принял правильное решение, это – достижение. Тебя это закаляет, ты двигаешься дальше, составляешь более амбициозные планы. Но при этом понимаешь, что любая цель должна быть достижимой. Смысла в заоблачных планах нет. Мы – все тот же «РегионТорг», каким он был с момента основания, но мы идем в ногу со временем и меняемся. Наша история для нас очень важна, именно на нее мы опираемся в своем росте, – говорит он.
Есть у Максима Дробыленко и собственный «секретный ингредиент» эффективного менеджмента – надо ценить время и хорошо отдыхать.
– Мне всегда не хватает времени в течение дня. Причем я хорошо умею планировать, у меня все расставлено по полочкам, весь день расписан, я стараюсь никогда никуда не опаздывать и считаю, что у меня неплохо это получается. В нашем бизнесе иногда опоздание даже на пару минут может стоить больших денег. Поэтому ко времени я отношусь очень внимательно, но оно все равно остается в дефиците. Хочется же не только работать, но и отдыхать, встречаться с друзьями. Нужно от чего-то заряжаться энергией, чтобы дальше идти сворачивать горы и искриться для своего коллектива. Этого подхода я придерживаюсь по отношению ко всем сотрудникам. Они обязательно ходят в отпуск, потому что неотдохнувший человек не может эффективно работать.
– Какой вы руководитель по характеру управления?
– Ставить себе как руководителю оценку я не буду, потому что, хоть у меня и технический склад ума и я люблю все оценивать цифрами, в руководстве важны не только числовые показатели. Я лишь надеюсь, что как руководитель я – тот человек, который объединяет вокруг себя единомышленников, понимающих меня с полуслова. Мне иногда достаточно просто посмотреть на человека и сказать ему одну фразу, а дальше он уже знает, что я от него хочу. Это очень ценно для меня. Мы с коллективом привыкли друг к другу, это сильно экономит время в работе.
Напоследок мы попросили Максима разрешить вечный спор тех, кто производит, и тех, кто продает: нередко можно услышать рассуждения, что сфера продаж – это вторично, легко и «деньги на ровном месте».
– На эффективном, успешном предприятии нет ненужных людей. Нельзя сказать, что, к примеру, комплектовщик менее важен, чем оператор ЧПУ высшего разряда, непосредственно выточивший деталь. То же самое относится к тем, кто продает. Каждый человек в цепочке создания товара и доведения его до потребителя важен, он помогает добиться общего успеха. Мы ближе к покупателям продукции, можем устанавливать с ними прочные партнерские отношения, что очень важно при ведении бизнеса. А производители далеко не всегда имеют ресурсы для построения сильного отдела продаж. Так что сегодня от производителей чаще можно услышать другую фразу: «Помогите нам продавать нашу продукцию».
Торговля – это такая сфера, которая захватывает «своих» людей, пришедших туда по зову сердца, навсегда. Почувствовав однажды азарт завершения удачной сделки, услышав от клиента: «Я буду работать только с вами», найдя товар под запрос самого взыскательного заказчика, превысив плановые показатели продаж, человек получает одновременно всплеск адреналина и глубокое удовлетворение от своей работы. Когда торговля превращается из простого процесса обмена товара на деньги в своеобразное кредо, клиенты это тоже замечают.