курган. бизнес
По газам
Интервью с Андреем Шумаковым, директором по развитию Уральской испытательно-технической лаборатории
С 2018 г. в России заработала государственная программа, благодаря которой больше автомобилей начнет передвигаться на природном газе. Так, в Кургане, например, около 80% общественного транспорта уже работает только на нем, построены шесть специальных заправочных станций и на подходе седьмая. Растет потребность в газовом топливе и соответственно в проверке и легализации газовых баллонов. Мы поговорили с Андреем Шумаковым, директором по развитию Уральской испытательно-технической лаборатории, занимающейся проверкой и
регистрацией установленных баллонов в ГИБДД. Зачем ездить на природном газе, насколько безопасно газовое оборудование, для чего нужны освидетельствования - читайте в нашем интервью.
- Установка газобаллонного оборудования (ГБО) – это большой плюс или «деньги на ветер»? Кому она может быть полезна?

- В первую очередь, это экономически выгодно. Природный газ дешевле бензина в несколько раз, потому что не требует затрат на переработку и транспортируется по трубопроводам прямо на заправку. Некоторые устанавливают баллоны ради заботы об окружающей среде – от бензина больше вредных выбросов в атмосферу, выше задымленность. Опять же при переходе на газ увеличивается ресурс двигателя.

- Какие типы баллонов у вас можно проверить?
- Нам привозят разные: металлические, композитные,
предназначенные для топлива или для технических газов,
использующихся на производстве, для тушения пожаров, в летательных аппаратах. Главное, не больше 300 литров и с проверочным давлением не выше 30 МПа – на такие параметры рассчитан наш универсальный стенд. Универсальный, потому что на нем можно проверять все перечисленное. Еще он включает специальное устройство для демонтажа и установки вентиля, на котором автоматически выставлено усилие, требующееся, чтобы гарантированно запереть газ. Мы занимаемся освидетельствованием под кураторством «Ростехнадзора», конкретно - Уральского управления по экологическому, технологическому атомному надзору. Все сотрудники прошли специальное обучение, сдали экзамены – только после этого нам выдали разрешение на работу.

- Как происходит освидетельствование газовых баллонов?

« НАМ ПРИВОЗЯТ РАЗНЫЕ БАЛЛОНЫ: МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ, КОМПОЗИТНЫЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ТОПЛИВА ИЛИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ГАЗОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ, В ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ. ГЛАВНОЕ, НЕ БОЛЬШЕ 300 ЛИТРОВ И С ПРОВЕРОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ НЕ ВЫШЕ 30 МПА – НА ТАКОЙ ОБЪЕМ РАССЧИТАН НАШ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД.
- В два этапа: аттестация, то есть осмотр и обработка поверхности, и опрессовка – испытание баллона водой. Первое, что делает слесарь, получая баллон, – проверяет его на наличие газа. Иначе приступать к работе просто нельзя. Затем на емкости ищут дефекты – коррозию, трещины, вмятины. Проверяют на прикрепленной или выбитой табличке, когда он выпущен и проходил предыдущее освидетельствование. Если внешне и по документам все нормально, специалист закрепляет емкость на универсальном стенде. Затем из баллона выкручивают вентиль, промывают внутреннюю поверхность от газового конденсата и удаляют ржавчину. Теперь можно заполнить очищенной водой до испытательного давления и проверить литраж.

- То есть до максимального?

- Указанного на баллоне и в прилагающемся к нему документе – больше нельзя, а меньше бессмысленно. Слесарь держит оборудование необходимое время под проверочным давлением, затем снижает его до рабочего, ослабляя штуцер и спуская воду. Так емкость стоит еще какое-то время, а мы наблюдаем – не появилось ли деформаций, не отпотела, не дала течь и, главное, не снизилось ли давление на манометре. Если баллон прошел испытание с честью, отправляем его в сушку, затем проверяем вес.

- Для чего проверять литраж и вес?

- Если масса емкости стала меньше указанной заводом-изготовителем более чем на 7,5%, значит, стенки износились и истончились. Это только кажется несущественным. Представьте, один баллон на ПАЗах весит 100 килограммов, и если отнять 7,5% веса, останется около 92. Чувствуете разницу? Увеличение литража более чем на 1% значит, что баллон раздуло, он потенциально опасен. После этого мы зачищаем емкость от коррозии, красим атмосферостойкой красной грунт-эмалью, чтоб не выцветала и держалась до следующего освидетельствования. Все, остается поставить свою отметку – наше клеймо, выданное «Ростехнадзором».
Указываем дату нашей проверки и следующей – конкретный месяц и год. Баллоны для метана, как правило, служат 20 лет, интервал между их освидетельствованиями – пять лет. Пропановые испытывают каждые два года, а сделанные из композитных материалов, вне зависимости от содержимого, три.
- Вы исправляете небольшие дефекты в процессе исследований? Можно ли приносить к вам ГБО для мелкой починки?

- Мы можем устранить небольшие повреждения, за серьезным ремонтом, например сварочными работами, лучше обратиться к специализированным организациям. Скажем, если это отслоение композитного материала, нужно проверить глубину повреждения и площадь. В зависимости от результата можем отремонтировать сами или забраковать.

- Баллоны с газом часто ассоциируются с опасностью.

- Ездить с ними не опаснее, чем с баком, полным бензина. Проще разрушить весь автомобиль, чем баллон, прошедший освидетельствование. На этапе проектировки это оборудование проходит различные испытания: падение с высоты, попадание из огнестрельного оружия, воздействие открытого пламени, экстремальных температур и агрессивных сред. Многие зарубежные и российские автопроизводители выпускают транспорт на природном газе – в нем сразу устанавливают несколько детекторов утечки и не менее трех запорных устройств. Так же поступают при переоборудовании в компаниях, заслуживающих доверия. А еще ГБО обычно крепят в статистически наименее уязвимых частях машины. Ставя свою подпись, мы берем на себя ответственность за баллоны до следующего освидетельствования. Но не стоит забывать, что кроме них есть еще целый комплекс оборудования, к которому мы не притрагиваемся, – о нем тоже нужно заботиться,
проверять у специалистов. Необходимо вовремя проводить проверки, не пытаться самостоятельно заправлять емкости. А то некоторые умельцы убирают воздушную подушку и закачивают 100% топлива – это просто опасно. Еще у нас были клиенты, с 80-х не проверявшие баллоны, – а что, стоит, работает, есть-пить не просит. В таких случаях мы сразу бракуем оборудование. Если выполнять все рекомендации в паспорте устройства, оно проживет долго и не причинит хлопот.

« Если мы беремся за работу, сроки регистрации сокращаются до одной-двух недель. Наш специалист сам будет доказывать, что все корректно оформлено, делать фотографии. Мы на этом собаку съели, в курсе всех нюансов.
- Кто ваши клиенты?

- Городской транспорт, летный центр «Логовушка». Последние привозили к нам емкости для сжатого воздуха от самолетов «Цессна» и АН-2. Постоянный клиент – организация «Технофтор», перезаряжающая комплексы пожаротушения с железной дороги. Перед чемпионатом мира у Екатеринбургского муниципального управления пассажирских перевозок, имеющего в парке больше сотни автобусов, подошел срок освидетельствования на баллонах. Они объявили тендер, и мы выиграли. На таких же условиях работаем с
«Газпром трансгаз Екатеринбург» - в основном помогаем регистрировать транспорт.

- «Технофтор» - это ведь пермская компания? И они специально к вам везут баллоны?

- В целом цепочка выглядит так: из Иркутска комплексы пожаротушения едут в Пермь. Там из оборудования удаляют содержимое и отправляют к нам пустые баллоны. Мы их проверяем, выдаем документы, высылаем обратно «Технофтору». А тот в свою очередь закачивает огнетушащее вещество. Возвращаясь к клиентам – есть среди них и обычные автомобилисты, установившие на машину ГБО. Надеемся, что теперь больше людей узнают о существовании нашей организации. Мы ведь не только проверяем оборудование, но и выдаем необходимые документы для регистрации в ГИБДД, и помогаем зарегистрироваться.

- Расскажите о сложностях, которые могут подстерегать тех, кто решит зарегистрировать газобаллонное оборудование самостоятельно, сколько времени это займет.

- Регламент следующий: владелец авто должен найти организацию (например, нас), которая проведет техническую экспертизу и выдаст соответствующие документы. С ними он отправится в ГИБДД, где транспорт осмотрит инспектор, и потом технадзор. Так процедура затягивается приблизительно на месяц. Нужно приходить в приемные дни, стоять в очередях, тратить личное время, отпрашиваться с работы, заполнять документы, бегать по кабинетам. Легче передать дело профессионалам. Во-первых, если мы беремся за работу, сроки сокращаются до одной-двух недель. Во-вторых, наш специалист сам будет доказывать, что все корректно оформлено, делать фотографии. Мы на этом собаку съели, в курсе всех нюансов. Да и в инспекции уверены в качестве нашей работы. Когда мы только открылись, они сюда приезжали – проверить, что за лаборатория. Видели полный цикл освидетельствования, теперь точно знают, как у нас все организовано.
« Мы работаем с 1999 года, наши ПАЗики развозят людей по основным городским маршрутам и отчасти
в пригород – Черемухово, Нижняя Утятка. Когда перевозчиков только обязали регистрировать ГБО через
ГИБДД, нам приходилось доставлять баллоны на освидетельствование в поселок Красногорский в Челябинской области. Учитывая, что у «КурганАвтолайт» 330 баллонов, это было проблематично. С 2017 года пользуемся услугами «Уральской испытательно-технической лаборатории» - 230 баллонов уже прошли проверку. Мы довольны этим сотрудничеством – стало намного удобнее, специалисты в точности соблюдают все требования и укладываются в сроки.

Николай Корюкин,
заместитель генерального директора «КурганАвтолайт»
- Как планируете развиваться?

- В перспективе – организовать установку ГБО и дальнейшее обслуживание оборудования. Будем сами ставить, настраивать, освидетельствовать, регистрировать в ГИБДД – полный цикл. Но для этого нужны первоклассные специалисты. У нас в городе много кто устанавливает газ, а за метан не берутся, хотя потребность есть, –
квалификации не хватает. Если рабочее давление пропана 16-20 атмосфер, то метана – 200 и больше – нужны особые навыки работы. В Кургане такому не научат, придется ехать в Италию, учиться на их оборудовании. Но мы работаем над этой задачей. В любом случае, я вижу будущее за газом и собираюсь поставить себе газобаллонное оборудование. ///
Текст: Юлия Киреева
Фото: Евгений Кузьмин
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda