- В бизнесе вы участвуете в равных долях? 50 на 50?
- Да. Но у Саши 50 плюс одна акция. Решающее слово всегда было за ним. И это правильно, потому что все, что мы имеем, возникло благодаря ему. Другое дело, что если бы не было меня, вряд ли бы что-то сохранилось. То, что у нас есть семья и бизнес, – моя заслуга.
- А с чего все начиналось?
- В 89-м году я ушла из института, потому что с началом перестройки на зарплату преподавателя стало невозможно выжить. Александр Геннадьевич сказал: «Все, хватит, нужно начинать что-то свое». Но поскольку он был в то время проректором (самым молодым проректором в России тех лет – прим.ред.), ему сложно было встать и уйти. А я сорвалась. Ушла с кафедры, бросила аспирантуру. Сначала работала в горисполкоме, занималась товарами народного потребления, потом стала торговать на бирже. И даже довольно удачно. Провела несколько выгодных сделок, в результате которых у нас появились квартира и первый автомобиль – старенький «Москвич» зеленого цвета. Тогда же на торгах мы купили 20 процентов уставного капитала «Дома быта». Думаю, не ошибусь, если скажу, что с этой покупки началось строительство нашего бизнеса. В 1993-м мы создали инвестиционную компанию «Недвижимость Зауралья», из которой годом позже выделилось «Золотое партнерство». А в прошлом году «ювелирному» направлению исполнилось 25 лет.
- Все эти годы вы кем себя считали: предпринимателем, владельцем?
- Я себя никем не считала. Мне как-то все равно, как называться. Я все время работала и вот уже семь лет продолжаю работать на пенсии, поэтому чувствую себя работником, а никак не собственником. Быть собственником, конечно, хорошо, но прежде чем что-то поиметь, нужно много лет быть самым усердным сотрудником. Думаю, самое правильное название для меня сейчас – это директор.
- Легко ли вы делегируете полномочия?
- Легко.
- Как научиться делегировать?
- Надо начинать лениться)
- А нет ощущения, что вы делегируете, а они все не так делают?
- Нет, я доверяю. Есть, конечно, вопросы, которые нужно решать самой. Вопросы с рекламой, с вывесками, ценообразование, по скидкам все равно со мной советуются. А вот в закуп товара я сейчас не лезу, то, что нравится мне, не обязательно продастся. Люди, которые работают с этим, лучше меня все знают.
- Справедливо ли утверждение, что бизнес – это отражение тебя самой и ты выстраиваешь его, исходя из своих представлений о прекрасном?
- Лена, в торговле этого делать нельзя. Здесь надо чувствовать рынок, надо предугадать, чего ждет потребитель. На свой вкус ориентироваться непрофессионально. Когда были тучные времена, я (как директор) могла себе позволить поехать на выставку, отобрать там очень дорогие изделия. Я делала выбор, брала ответственность на себя. Сейчас такие изделия покупать страшно, шансов их продать очень мало.
- Значит ли это, что для того, чтобы выжить, надо предложить дешевый ширпотреб?
- Нет, надо предложить продукт с оптимальным соотношением цены и качества. Надо, чтобы у тебя был широкий ассортимент на полке. Надо, чтобы продавцы были вежливы и улыбчивы. Цена-качество-сервис. Ничего нового.