БОГ ПОСЛАЛ
В 2019 году на Курганскую епархию обрушилось немало бед. Скандалы, связанные с митрополитом Иосифом, пожар, уничтоживший деревянную церковь и святыню в Чимеево, едва не свершившееся из-за отсутствия финансирования закрытие православной школы… Наконец синод РПЦ назначил нового митрополита. Верующие тревожно замерли. Каким он будет? Как изменится жизнь епархии с его появлением? На нас владыка Даниил произвел впечатление человека подвижного, искренне влюбленного в жизнь и людей и очень доброго. Его путь в Курганскую епархию был длинным: в 1985 году, тогда еще просто монах, отец Даниил был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, где дослужился до благочинного. Спустя шестнадцать лет в его безмятежной приходской жизни произошел резкий поворот – он был рукоположен в сан епископа Южно-Сахалинского и Курильского. В 2011 году стал главой Архангельской митрополии, где служил больше восьми лет.
В трехчасовом интервью мы поговорили почти обо всем: в чем смысл жизни, что такое настоящая близость, как монахи относятся к удовольствиям и о многом другом.

– Ваша команда приехала вместе с вами из Архангельска?

– Да. Значит, эти люди верят мне. Рэмбо, герой-одиночка, существует только в кино. А на деле без коллектива ты никто. Поэтому я дорожу людьми, которые оставили Архангельск, своих родных и переехали сюда. В эту далекую, неизвестную на тот момент местность.
– Как вы восприняли свой переезд сюда и чем он стал для вас?
– Переехать сюда из Архангельска было не слишком тяжело – уже и расстояние не так велико, и все задачи знакомы, привык жить в этой среде. А вот совершить переезд из Троице-Сергиевой лавры на Сахалин… Это действительно для меня было очень тяжело. Когда телом ты на Дальнем Востоке, а сердце и сознание все еще в лавре. Я не знал этой новой жизни. Она тоже церковная, но приходское служение – это одно, а епархиальное – совершенно другое. Приехал, не знаю никого…
– Тогда у вас команды еще не было?
– Именно! Говоря светским языком, пришли не профессионалы, а дилетанты. И не знают, с чего начать. А епархия была в тяжелом состоянии – и экономическом, и духовном. Очень трудно было поначалу. Но чем отличается человек, живущий под Богом? Ему легче, потому что Бог всегда рядом. Он над тобой, как мама, которая учит ребенка ходить. Она всегда рядом, и когда малыш падает, она его поддерживает. Когда мы вырастаем и становимся уверенными в себе, забываем, что все равно встретится ямка побольше, – и падаем.
– Вы часто падали на Сахалине?
– Спотыкался и падал, и шишки набивал. Я и сейчас спотыкаюсь, как все мы. Если бы жил без ошибок, то не нужно было бы ходить на исповедь, но все мы туда идем. Какая разница, какой у тебя сан, сколько лет ты пребываешь в православии. Человек живет по синусоиде: где-то расслабился, не посмотрел под ноги и упал. Мы не удивляемся, когда кто-то из нас спотыкается в духовной жизни, делает ошибки. Самое страшное другое – когда человек не признает за собой грехов. В Архангельске, как задуют ветра со снегом и дождем, тротуары покрываются льдом, но людям все равно надо на работу. И они спешат, бегут, падают. Обычное дело – встал, отряхнулся и дальше пошел. Внимание нужно обратить, когда человек упал и не встает. Это значит, что ему нужна помощь. Так и в духовной жизни. Только нормальный человек поймет другого человека: не будет смеяться, возвышаться, посочувствует и протянет руку помощи. Достаточно помолиться за споткнувшегося, оправдать в глубине сердца. Люди несамостоятельны в своих ошибках, грехах, падениях. Рядом с ними бес-искуситель и ангел-хранитель. Мы должны видеть главного виновника, и это не человек, а дьявол.
– Удобная позиция, она освобождает от ответственности.
– Нет, личная ответственность остается. Зато такая позиция освобождает тебя от осуждения, ненависти. Да, кто-то совершил ошибку. Но мы разделяем грех и человека. Если ты выступаешь адвокатом, а не прокурором, то и к людям совсем иначе будешь относиться. Можно унизить человека в своем сознании, в сердце, но Господь этого не хочет. Посочувствуй тому, кто впустил злобу в сердце, ведь она в первую очередь разрушает его самого, его близких.
– А вы вспыльчивый?
– Знаете, внутри бывает, хотя внешне я держусь. Тогда включаешь мысленно пластинку: подожди, вспомни о том, что в Священном Писании мудрец уподоблен стрельцу из лука, который во всех неудачах винит себя. Можно сказать: «Лук плохой, ветер дует, стрела кривая, да еще ты мне под руку тут». А можно иначе. И это «иначе» украшает человека. Как мне рассказывали капитаны, у маленьких и больших кораблей разные траектории. Если владелец большого судна вывернет руль, то все мелкие суденышки перевернет волна. Все мы разные эмоционально, одни больше, другие меньше.
– Вы – большой корабль?
– Если меня загрузили большим грузом, значит, у меня большие трюмы. Получается, я большой корабль.
– Груз и корабль не стали меньше, когда вас отправили в Курганскую область?
– Не стали – по количеству жителей мы с Архангельском не сильно отличаемся. Зато по Кургану значительно удобнее передвигаться, расстояния меньше. Я восемь лет и восемь месяцев пробыл в Архангельске, и меня всегда угнетало, что ближайший областной центр за 750 километров. Чувствовал себя, как на острове, как будто снова на Сахалине. Там же огромные расстояния: сам Сахалин плюс Курильские острова, на которые тоже необходимо попасть. Приезжаю в Архангельск – опять острова с храмами. А здесь рядом Тюмень, Челябинск, Екатеринбург. И знаете, что еще радует? Я – человек южный, родился в Воронеже. Люблю солнце. Есть песня: «Над Сахалином низко облака, на острове нормальная погода». Мне это сразу не понравилось. Нормальная погода для меня – это когда нет облаков, светит солнышко. У меня на Сахалине барометр просто стоял на месте, хотя то снег валил, то дождь лил, то солнце светило. Я говорю: «Наверное, сломался, надо в ремонт». А мне отвечают: «Владыка, не надо. Здесь просто показатели часто меняются, прибор не успевает их отслеживать». Приехав в Курган, я увидел солнце. Здесь и земля другая, все растет. У нас в Кетово баклажаны прямо в открытом грунте спеют!
– Можно считать ваше направление в Курган понижением?
– У нас нет понижений, только церковная необходимость. Человек, который знает, что над ним есть Бог, спокойно воспринимает любые перемещения, не теряет самообладания. Везде свои плюсы и минусы. Для меня плюсов здесь, пожалуй, больше. В Архангельской области несколько сотен старинных деревянных храмов – огромное количество. После революции они были во владении государства, которое за ними не присматривало. А потом вернуло нам в ужасном состоянии: то потолок рушится, то крыша течет… Дел непочатый край. Мы не можем забрать все храмы, которые сейчас нам пытается вернуть государство, потому что не можем их содержать. Ведь если я их заберу, но не смогу восстановить, то понесу ответственность. Всегда говорю: вы эти храмы взяли в идеальном состоянии, довели, а теперь возвращаете полуразрушенными. Одни Соловки чего стоят! Слава Богу, что от них отказался правящий архиерей Архангельской епархии. В начале девяностых годов Церкви пытались передать Соловецкий монастырь. Владыка Пантелеимон (он сейчас на покое, а тогда был епископом Архангельским и Мурманским) сам лично туда слетал, обошел своими ножками, посмотрел и схватился за голову, потому что понял, что сами мы это никогда не восстановим. Огромное количество денег потребуется. Прилетел в Москву к патриарху, попросил: «Ваше Святейшество, возьмите под свой омофор, тогда монастырь будет считаться патриаршим, и на его восстановление можно будет собирать средства со всей страны. А мы одной епархией никогда не поднимем». Патриарх забрал. Монастырь по сей день не отреставрирован до конца, хотя государство выделяет деньги. Поэтому, возвращаясь к Архангельску, надо сказать, что забот там столько, что не одному епископу еще придется работать на износ. Здесь у нас другая ситуация, всего несколько деревянных храмов, и те в хорошем состоянии. Мы живем и радуемся. Я так на это смотрю: все же мне шестьдесят лет – не может машина ездить с одинаковыми нагрузками, когда она новая, и после большого пробега. И режим выбираешь щадящий, и на сервис чаще загоняешь. Климат в Архангельске тяжелый – болота, сырость. Я постоянно на себе это чувствовал. Тяжело было, но приходилось терпеть. Все возложил на Господа: «Ты все видишь, все знаешь». И когда я приехал в Курган, то обрадовался, потому что в шестьдесят люди ищут уже не тяжелой работы, а хороших условий для жизни.
– 30 августа исполнилось ровно два года с момента, когда вас сюда направили. Как отпраздновали?
– Открою секрет: служил литургию и благодарил Бога: «Господи, Ты все видишь, Ты дал мне такую возможность – служить в соборе Александра Невского!» В Архангельске, в Ильинском кафедральном соборе, был маленький алтарь, мы там всегда ютились, света не хватало. А здесь так просторно, воздуха и света много. В новом храме и вовсе чувствую себя, как в столице. Посмотрите, какие у нас здесь цветы! А в Архангельске не растут – садим семена, но растения чахнут. Север, понимаете? Я каждый день просыпаюсь и благодарю Бога, потому что это милость Его.
– Сужу как руководитель: сильного сотрудника обычно направляешь туда, где есть какая-то проблема. У вас так же?
– Да, здесь были проблемы с кадрами и финансами – долги перед поставщиками. Мы же все время покупаем что-то.
– А откуда епархия берет деньги?
– Ищет благотворителей. Приходится. В том и дело: я семнадцать лет прожил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Никогда там не побирался, ничего не просил… А потом приехал на Сахалин и понял, что в этих краях не прожить иначе. Все в долгах. Только стало известно о моем назначении туда, сразу поступил звонок от Хабаровского епископа, который временно управлял Сахалинской епархией. Говорит: «Ищи благотворителей».
– Когда вы говорите про кадровые проблемы, вы имеете в виду нехватку кадров или их качество?
– И то и другое. Что с этим делать? Есть данность, которую мы не можем изменить. Приезжаю в один поселок на Сахалине, там батюшка просит: «Владыко, я обещал предыдущему епископу, что пробуду здесь три года, уже прошло шесть. Болею, тяжело, и для детей школы нет. Отпустите меня». Я посчитал, что не имею морального права его держать, отпустил. А люди привыкли, что у них есть свой батюшка, их не устраивает, когда раз в неделю приезжает священник из соседнего села. Просят: «Дайте нам своего». Да пожалуйста, заказывайте, какого вам: с академическим образованием или семинарским, иеромонаха или женатого? Но поймите одно: на Руси всегда селом выбирали самого благочестивого человека и отправляли его владыке, чтобы тот рукоположил. А у вас как будто нет детей и внуков, вы хотите попользоваться чужим сыном, забрать его у матери откуда-нибудь из Подмосковья и отправить на Сахалин. Она согласится на это, но задаст вопрос: «А там – что, бесплодные люди живут? Не родятся свои дети?» Нужно своих священников выращивать. Давайте с этого и начнем – найдите желающего, я пошлю его в семинарию.
– У вас есть патриарх, разве он не может заниматься распределением? Вот как вас – взяли и отправили на Сахалин.
– Понимаете, мы епископат, неженатые люди, нас распределять легче. Вот нас и посылают с одного конца континента на другой. А священнослужители – семейные. Их посылают в семинарии от определенной епархии. Если я нашел кандидата и отправил его учиться, я буду против, если его распределят на Сахалин. Так же неправильно. Молодые люди приходят к архиерею, смотрят на него и понимают, что хотят с ним служить. Я посылаю в семинарию, он возвращается, но на это нужно время. Когда я начинал на Сахалине, у меня было очень мало священнослужителей. А потом стало сорок – ура! Я стал шутить, что мы теперь Али-баба и сорок разбойников. Я передал эту команду своему брату, пришедшему на мое место. Сейчас Сахалинская епархия просто замечательная. В Архангельске тоже была острая нехватка кадров, и мы решали этот вопрос. У меня один из священнослужителей аж из Молдавии приехал с семью детьми.
– А Молдавия – это тоже владения РПЦ?
– Да, как и Украина. Церковь одна.
– Но они же вроде отделиться хотели?
– Это устроили раскольники при поддержке украинских властей. А основная масса верующих, епископы, священнослужители – они самостоятельны в своих решениях и сохраняют единство с Русской Православной Церковью. Поминают за богослужением патриарха Кирилла. Сейчас просто Константинопольский патриарх Варфоломей хочет незаконно себе эти территории забрать. С подобной проблемой мы столкнулись и в России в девяностых, когда стали появляться представители зарубежных конфессий, миссионеры, которым благодаря щедрому финансированию было легко привлечь прихожан.
– Я с вами не соглашусь. У меня есть опыт, который показывает, что проблема не в иностранных миссионерах. Проблема в том, что место было свободно, а свято место, как известно, пусто не бывает. Я не вижу сейчас священников, которых могла бы назвать духовными отцами, к которым хотелось бы прийти и поговорить. В основном они выступают для меня в роли декорации: живописная церковь, священник в парадной ризе что-то читает, хор поет – мне это нравится, это оказывает психотерапевтический эффект. Но это не носит глубокий характер. А товарищи с книжками из девяностых – очень неплохие психологи, которые своими разговорами заполнили в свое время пустое место в душах русских людей…
– Которое мы не смогли охватить, да. У меня есть сестра, которая работает врачом. Она показала мне статистику, сколько докторов должно быть на душу населения. Если это количество сокращается – люди начинают болеть. И моей сестре сейчас приходится работать, даже если у нее самой температура, потому что больше просто некому. Это меньшее из двух зол. Возвращаясь к религиозной сфере: нас, православных священнослужителей, очень мало, мы действительно не охватываем население чисто физически. Священников просто не хватает. Да, у нас есть свои минусы и плюсы, как у всех людей. Это ведь трудно – заставить себя прийти на встречи с людьми, разговаривать, заинтересовывать. А некоторые отцы просто не могут хорошо объяснять. Я всегда говорю: если ты загружен своими проблемами и к человеку относишься, как к вору времени, то ты не священник, а чиновник, наемник. Тебе все равно, а так не должно быть.
– А что вы делаете со священниками, которые недостойны своего сана?
– Отстраняем и запрещаем. Мы ведь все жалобы людей рассматриваем. Священник не должен быть бессердечным, теплохладным. Спрашивает, например, у меня батюшка: «А чем я могу помочь, там такая ситуация у прихожанки». Я отвечаю: «Чем?! Словом добрым! Ты послушай человека, помолись вместе с ним, а потом еще раз, когда он уйдет». Мы на исповеди не говорим, что больше никогда грешить не будем. Вместо этого обещаем, что станем бороться со своими недостатками. И эта борьба длится всю жизнь, каждый день. Мы ежедневно отмываем тело от грязи и так же регулярно должны очищать душу. Обязанность батюшки – с пониманием отнестись к прихожанам. Вот приходит человек на исповедь, рассказывает, что напился на корпоративе, а священник говорит: «Ты что, опять?!» Почему он так сказал? Потому что дурак был, извините. Да, у прихожанина сразу руки опустились, больше не хочется на исповедь вообще ходить. Но ведь глупцов-то и среди врачей хватает, если вас плохо лечили – вы с медициной решите завязать? Нет, пойдете и найдете нормального доктора. Может быть, вам попался неопытный батюшка или грубиян по жизни. Я некоторым говорю: «Будь я мирянином, никогда бы к тебе на исповедь не пошел. Благодари Бога, что ты еще служишь, странно, что от твоего угрюмого вида люди не разбегаются». Ругаю, бывает. Обижаются на меня, не нравится.
– Почему вы приняли постриг, не захотели быть мирским священником?
– Мы ведь сердцем живем. Бывает же, что человек работает на хорошей вроде работе, но хочет уйти. Почему? Чего не хватает? Да просто не мое. Вот и меня сердце потянуло в монастырь. Я как пришел лавру, когда стал учиться в академии, увидел всю эту красоту, сразу понял, что должен там остаться, хочу там жить, среди этих людей. Монахи могут казаться суровыми, когда идут по лавре: тебя тут фотографируют, искушения кругом, надо сосредоточиться. А когда братия встречается между собой, они такие добрые, простые люди. Очень правильные, без двойного дна. Я сам открытый человек и люблю, когда вокруг такие же. С просчитанными, хитрыми не хочу жить.
– Есть ли на этой Земле человек, который продолжает вас называть Александром?
– Нет. Потому что мы, монахи советских времен, прошли тяжелую школу жизни. Когда часть людей не принимала нашего нового призвания. Я стал новым человеком, пошел в другую жизнь, у меня новое имя. Но был у меня знакомый, который говорил: «Я в ваши церковные игры не играю, ты для меня не Даниил, а Александр, как по паспорту. И обращаться к тебе буду так, а не по кличке». Я отвечаю: «Вы уверены? Это ваша установка? Отлично. Я тогда везде буду говорить, чтобы никаких кличек не было. И с мавзолея надо снять надпись «Ленин». Это же кличка, в документах при рождении он был записан как Володя Ульянов. Полностью с вами согласен, так и будем делать». Этот человек сразу раз! – и замолчал.
– То есть сейчас все близкие люди приняли ваш выбор? И родители?
– Приняли. Ведь близость как раз заключается в том, разделяет ли человек ваш выбор. Представьте, вы меняете паспорт, решаете изменить имя на то, которое не знали, но хотели. С этим связана ваша жизнь, вы изменились. Вы не хотите быть прежним. Как можно с этим спорить? Понимаете, должно быть уважение к человеку. Тогда и его выбор можно принять.
– Человек становится другим, принимая постриг?
– Да, становится. Он приходит к Богу, и у него меняется сознание. Если раньше я смотрел на что-то и думал, что это нормально, то теперь все иначе. Помните такой анекдот про мужика, которого принимают в партию? «Если партия прикажет бросить курить, бросите?» – «Брошу», – без раздумий отвечает он. «А если партия прикажет бросить пить, бросите?» – «Брошу», – чуть задумавшись, говорит он. «А если партия прикажет с женщинами бросить гулять, бросите?» – «Брошу», – после еще большей паузы протягивает мужик. «Ну и последний вопрос: если партия прикажет жизнь отдать, отдадите?» – «Отдам!» – без раздумий восклицает бедолага. «Вы ответили, даже не задумавшись. Почему?» – «А зачем такая жизнь нужна?» Понимаете, у человека такое понимание было, что без этих пунктов жизнь – не жизнь и не нужна. Но сознание меняется. Если раньше главной доминантой было собственное «я», то в Церкви мы стараемся ее чуть-чуть сдвинуть. Сделать доминантой Бога и ближних. Как соединиться с Богом? Сделай доброе дело. Нет возможности – скажи доброе слово. И этого не можешь – подумай хорошо об этом человеке.
– А вы отмечаете только тезоименитство или день своего рождения тоже?
– Ну а как день рождения не отметить и друзей не пригласить, не угостить вином?) Мы же только богаче становимся, когда приходим к Богу. Такое чувство, что раньше ты около маленькой клумбы сидел, радовался одуванчикам. А потом вышел за калитку, и там, оказывается, целое поле цветов. Когда я был маленький, у нас река Воронеж по весне разливалась, а потом вода уходила, и пробуждались заливные луга. Помню, как все было покрыто цветами, в основном тюльпанами. Сейчас их много в магазинах, да все не те, больше каких-то однотонных.
– Вы производите впечатление очень живого, подвижного человека. Я знаю, вы спортом занимались. А мне всегда казалось, что монах – он вообще не про бренное и заботиться о теле не может. Спорт и монашество сочетаются друг с другом?
– В спорте обязательно стать первым, часто слишком высокая цена. Поэтому у нас просто физическая нагрузка. У нас организм такой – не может без нее. Тело – это ведь дар Божий. Отец дает сыну машину – на, покатайся, новые «жигули». А потом я тебе еще подарю – «гелендваген»! А сам присматривается. Если сын не моет авто, громыхает, что-то поцарапать успел… Нет, не подарю я тебе дорогую машину. Нужно ухаживать за телом, следить, поддерживать в тонусе. Святой Серафим Саровский говорил, что наше тело – ослик, на котором мы едем в Царствие Небесное. Если ослика не кормить, он сдохнет и нас не довезет. А если перекормить, то взбесится и сбросит седока. Надо искать золотую середину.
– Когда сгорел Чимеевский храм, я часто вспоминала историю, как митрополит Филипп, перед тем как его убили, отпустил братию. Сказал: «Вам необязательно умирать со мной, уходите». Ушел, по-моему, всего один человек. Я почему об этом вспомнила? Мне показалось это признаком веры. Братьям не страшно было умирать, потому что они знали, что их ждет. А те люди, которые боятся смерти, мне кажется, не до конца верующие. Ну или как я – только пытаются верить. Думаете, это так?
– Не совсем. Вера, как и любая добродетель, очень многоступенчата. Человек боится смерти – так и святые боялись. Но только естественной, а не насильственной. Сисой Великий, который прожил жизнь в покаянии в пустыне, просил Бога дать ему еще возможность покаяться. Его ученики удивились: как же так, отче? И он ответил: «Иной суд человеческий, а иной суд Божий». Когда святые знали, что идут на подвиг, на который их позвал Господь, они знали, что это лучший момент в жизни. Для нас день смерти Иоанна Крестителя – траурный. А для него самого – день наивысшего торжества и радости, потому что через страдания человек получает награду и прощение своим грехам.
– Как могло такое случиться, что в Чимеево сгорела святыня? Почему никто не зашел и не снял ее?
– Пытались. Но икона была в бронированном киоте, а ключ от него взял с собой наместник монастыря и уехал в Курган. Когда произошел пожар, монахи стали бить стекло, но не смогли разбить. Пошел едкий дым, и один монах чуть не умер. Едва успели оттащить. Он был готов умереть, но нужна ли такая смерть? Сколько у нас за столетия сгорело икон? Что вообще такое икона? Картина, на которой написано дорогое нам лицо. Картина сгорела. Жалко, искусная была. Но Богородица с нами, и портрет будет написан вновь. Когда я приехал в Чимеево, то почувствовал, что место благодатное, Божья Матерь здесь. Да, иконы нет, монастырь сгорел. Заново отстроят. Главное, что место намолено и оно остается благодатным.
– Может ли монах, не потеряв веры, уйти из монастыря и жить в обычной квартире?
– Да, он только с женой не может жить.
– Но он же монах. Вот обычный девятиэтажный панельный дом-муравейник. Там жизнь кипит, вокруг люди влюбляются, пьянствуют, ругаются…. Буйство жизни во всех ее проявлениях – прекрасных и ужасных. А монах – это ведь человек, который ушел из мира.
– В первую очередь он должен уйти в своем сердце. Внешняя отстраненность от мира помогает настроить правильно свое сердце. Мало решить: я не буду делать того и этого. Нужно внутри себя избавляться от страстей. Они к тебе проникают, а ты снова их вытесняй. Это как борьба с грязью. Я когда-то жил возле шинного завода, мы там протирали подоконник не раз в неделю, а три раза в день. Иначе все было в пыли. Вот так же мы живем сейчас – чаще очищаем свое сердце. Есть монахи, которые приняли тайный постриг, в советское время их было много. И внешне такие люди ничем не выделялись. Главное – внутри ты кто? Монах или нет? Если человек поедет отдыхать на море, он в тех же шортах пойдет гулять, а не в подряснике.
– Зачем монаху на море? Это же телесное удовольствие?
– Есть удовольствие, а есть необходимость. У одного монаха была проблема с кожей, никак врачи не могли вылечить. Болеет и болеет человек. Один доктор хороший попался: «Езжай-ка ты к морю, в другой климат, а то еще несколько лет проживешь на Валааме и красиво помрешь». Быстрее закончить свою жизнь – это не плохо. Но все же должность у тебя такая, надо сперва на Земле потрудиться.

– А в чем смысл жизни?
– В том, чтобы подготовиться к жизни вечной. В чем смысл школы? Чтобы человек был хорошим учеником, впитал максимальное количество знаний, настроил свою волю, научился говорить «нет». Мы здесь учимся, сдавать экзамены будем там. Чему? Самому тяжелому искусству – любить. Это очень тяжело. Я все еще учусь любить людей. Самое тяжелое – «возлюбить врагов своих».
– Вы усмехнулись, когда я спросила: «Зачем монаху на море?» Но ведь с точки зрения светского человека, это все о бренном. А если мы говорим о вечном, то при чем здесь море и солнце?
– Удовольствия не запрещены, но им есть предел. Наш устав, Типикон, гласит: в такой-то праздник бывает великое утешение, братия. Пьем две красовули вина, едим сыр и яйца. А красовуля – это специальная чаша для вина объемом примерно в половину литра. Но они остались только в качестве музейных экспонатов. А на стол ставят стакан вина – больше монахи не выдержат. Есть еще такое удовольствие – пятьдесят граммов кагора и пятьдесят кипятка. Называется «теплота». В шестидесятых годах в Троице-Сергиевой лавре был очень добрый келарь – тот, кто ведает продуктами, кормит братию. Он и сам любил это дело, удовольствие получал. Но пришел новый наместник, которому алкоголь не нравился. Как всегда в большой праздник, келарь выставляет вино на столы. А наместник запрещает: «Нет, им не нужно вино». Нарушение устава, но хозяин – барин. Пожалел келарь братию, задумался. И придумал: добавил коньяк в квас, который не пил наместник. Монахам понравилось, они были рады)) А наместник сидит за своим столом, поражается: «Почему это монахи красные?» Благочинный отвечает: «Так ведь окна закрыты, чтобы старцы не простыли, жарко». Так что безгрешное удовольствие не запрещено, и нам даже мороженое дают в монастырях. Просто есть предел.
– Вот человек живет хорошей жизнью, приближается к Богу. Старается, работает над собой. С какой целью он это делает? В чем смысл соединения, для кого оно? Это не грех – идти к Богу ради своего спасения? Это же эгоизм.
– Мы приближаемся не для Бога, Он и так вседовольный и всеблаженный. Это нам нужно. Серафим Саровский что говорил? Приобрети мир духовный, и вокруг тебя спасутся тысячи. Исцели свою душу, и тогда к тебе потянутся. Мы рождаемся со страстями и должны с ними бороться. Каждое утро я делаю зарядку по тридцать минут. Мне это необходимо, чтобы спина не болела. А чтобы душа не болела, нужно двигаться к Богу. Грех бывает, как туберкулез, – не сразу виден, нет болевого синдрома. А помолишься, послужишь, думаешь: «Господи, как хорошо». Когда я учился в лавре, то в пять тридцать вставал на молебен у мощей. Никто не ставил нам это в обязанность. Но меня тянуло! Просыпаюсь – и бегу на молебен.
– Женщине можно зайти в церковь без платка? И что делать, если заходишь, а к тебе подходят и говорят: «Надень!»
– Можно. Если вам предлагают платок – наденьте, зачем конфликты. Но я всегда учу: есть те, кто специально собираются на литургию, готовятся с утра, они в платках и длинных юбках. И есть те, что просто заскочили в храм. Да, человек в светской одежде. А вы его не терроризируйте, не трожьте, он сам понимает, что одет не по церковным правилам. Но и у нас в храмах люди бывают разные. Одна подаст платок и отойдет. А есть такие, как я их называю, «вчерашние комсомолки». Жизнь не удалась, и эта бабушка ищет, на ком бы оттоптаться: «Ага! Без платка в храм пришла! Ну, сейчас я тебя, красавицу, прищучу!» Это не дело.
– Однажды я была с деловой поездкой в Далматово, и мне понадобилось зайти в монастырь. На мне были обычные брюки, ничего вульгарного. На входе меня притормозили и попросили не только повязать платок на голову, но и большое полотнище на туловище. Спрашиваю: «Зачем? Отвечают: «Чтобы не искушать братию». Неужели братию так легко искусить?
– Действительно, это делается, чтобы не искушать. Будучи студентом, в обычной мирской одежде приехал в женский монастырь, думал, я ведь уже свой, церковный. Идет мимо послушница лет двадцати. Окликнул, попросил рассказать про храм. А она, не глядя на меня, мимо прошла. Я обиделся – как же так? А потом вспомнил: я для нее кто? Объект искушения. Еще история: в 1986 году, когда я стал благочинным, распределял братию на работы, в том числе водить экскурсии. И вот звонят, говорят: «Отец Филипп бросил экскурсию и ушел». Люди в замешательстве. Думаю, что за своеволие?! Вызвал к себе. Отец Филипп рассказывает: «Да я больше не мог, там одни девушки молодые! Чувствую, совсем мне плохо, соблазн один! Развернулся и ушел». Я решил, что на экскурсии, видимо, надо ставить более совершенных духом братьев)
– Как вы относитесь к тому, что монахи, дав обет нестяжания, продолжают владеть имуществом?
– Обет нестяжания, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), это внутреннее отношение к тем предметам, которые у тебя есть. Нигде не прописано детально, сколько и чего должно быть в твоей жизни. Бывает, старинная икона стоит, как хорошая машина. Будет пять таких икон – это уже стяжательство? Важнее то, как ты к этому относишься. Можно пристраститься к телефону и быть его рабом. Что в твоем сердце на первом месте? Автомобиль? Телефон? Крест? Это ради денег или ради святыни? У меня иконы в основном современные, чтобы не искушать других. Мне дарили дорогие, но я их передаривал. Бывают, конечно, те, кто на это обижаются. У меня есть панагия, которую я специально надеваю, когда еду в гости к дарителю. Он радуется. Это, конечно, очень по-человечески. Или был у нас в лавре такой брат: пришел, увидел мой крестик – давай поменяемся! Проходит две-три недели: «А давай назад?» Да пожалуйста! Монахи – они как дети. А не будете как дети – не войдете в Царствие Небесное. Так что без удовольствия никак нельзя.
– Будучи митрополитом, какую вы ставите перед собой цель?
– Просвещение людей. Когда я хожу, моя одежда звенит. В древности так у шутов было – позвонки. И у владыки они есть. Это символ того, что я должен нести слово Божие вовремя и не вовремя. Посмотри и хоть немного кинь туда. Может, не сразу, но семя взойдет.
– Каким вы видите будущее и настоящее Православной Церкви?
– Я не вижу. И не стараюсь смотреть, потому что это выше моей компетенции. Вот мой коридор, мой сектор обстрела. А что там дальше – я не спрогнозирую, слишком далеко. Церковью управляет Бог, а я управляю только собой и малой паствой. Он знает, что мы не должны ходить только по ровному полу, должны быть нагрузки – восход, падение. Чего мы хотим? «Тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Но Тренер говорит иначе: надо тебе дать нагрузку. Бывает, нужна встряска, чтобы вернуться на путь истинный.
– Что для вас самое важное в жизни, в работе, в служении?
– Бог и связь с Ним. Потому что Он дает тебе силы, чтобы ты мог помогать людям, источник энергии. Что главное для телефона? Источник энергии, чтобы быть заряженным и служить людям. К сожалению, невозможно никогда не терять связь. Как спутники раньше были несовершенные: едешь, пропала связь, навигатор выключился, и ты чувствуешь себя беспомощным. Такое и у нас в жизни бывает. Бог-то всегда на связи, а мы – нет. Бывает, увлечешься, забудешься. Поэтому для меня самое главное – быть на связи с Богом и как можно меньше ее терять. ///
Made on
Tilda