- Люди, которые вам интересны?
- Да, люди, чьему мнению я безусловно доверяю. Есть, конечно, более широкий круг тех, кого я хотел бы заинтересовать в профессиональном смысле. Мне интересно играть… Вот я играю спектакль «Ближе» в малом зале Гоголь-центра. Я не знаю, сколько там в этот зал влезает, человек двести, не больше, даже меньше на самом деле. Но этот спектакль для меня ничуть не менее ценен, чем «В Бореньке чего-то нет», который идет в зале на 565 мест. Я к тому, что мне интересен сам процесс. Это не значит, что я как-то пренебрегаю зрителем и делаю громкие заявления, мол, мне на вашу оценку насрать. Нет, это не так. Конечно, зритель является важнейшей составляющей моего дела. Просто в зоне театра я значительно более избирателен, нежели в зоне кино. И пока стараюсь обходить те театральные предложения, которые ведут к большому чёсу по стране, по большим залам, но при этом неинтересные творчески.
- В плане кино вы менее избирательны.
- Безусловно.
- Почему?
- Потому что мне надо зарабатывать деньги, у меня дети. Театром я, конечно, зарабатываю, но это не те деньги.
- А мнение отца для вас важно?
- Когда-то было краеугольно важно. Но он всегда был очень сдержан в этом смысле и не очень деликатен. На сегодняшний день я в общем предполагаю какие-то вещи, понимаю, что мы живем в разной культурной среде, что со временем вкусы у нас разошлись по тем или иным причинам. Нет, я его зову, приглашаю всегда, но он в основном молчит, не лезет со своей оценкой.
- А вообще у вас был выбор? Вы родились в совершенно актерской семье, вы могли стать кем-то другим?
- Не-не-не, я до старших классов собирался поступать либо на юрфак, либо на журфак. У меня даже мысли не было пойти в актерский.
- Что случилось потом?
- А потом в школе, где я учился, решили ставить ни много ни мало «Гамлета» на языке оригинала, у нас было углубленное изучение английского языка. Главная роль досталась почему-то мне. И вот таким образом эта зараза попала мне в кровь. Уже учась в последнем классе школы, я поступил на подготовительные курсы во МХАТ к Табакову. И потом все закрутилось-завертелось и пошло-поехало.
- Немного о взглядах. Круг вашего общения подсказывает мне, что вы не дышите в унисон с партией и правительством.
- (Смеется) Почему? У меня есть разные знакомые. В моем окружении есть люди, которые усердно дышат в унисон. Выходят из дома, набирают воздух в легкие, весь день ходят, усердно дышат, потом возвращаются домой, выдыхают и становятся нормальными людьми. Есть и такие тоже. У нас в этом смысле богатая у всей страны биография и какие-то наработанные высококвалифицированные навыки.
- Недавно прочитала Дмитрия Быкова, он говорит о том, что сейчас, по его мнению, в стране настал такой момент, когда уже нельзя оправдывать себя, говоря, мол, я вне политики, не интересуюсь ею, это становится непорядочным. Вы с ним согласны?
- Да, абсолютно согласен. Жизнь все больше (поскольку все процессы радикализируются и дальше будет только хлеще) будет подводить тебя к черно-белому выбору: быть подлецом или быть героем. Я понимаю, что неправильно требовать от людей быть героями. Люди не обязаны. У них всего одна жизнь, они не должны приносить ее в жертву вот таким сложившимся обстоятельствам. Другое дело, что принцип советского диссидентства о неучастии в подлости – хорошо бы соблюдать. Но это, конечно, тяжело. И чем дальше, тем будет тяжелее.
- Вы уже вставали перед выбором?
- Да мы все встаем перед выбором: и вы, и я. Тут исключений нет. Просто степень у всех разная.
- Вы неоднократно принимали участие в митингах. Сейчас видите в этом смысл?
- Я вижу, что произошла некая эволюция контингента, на митинг приходит уже не совсем та публика, которая была в 12-м году. Это и хорошо, и плохо. Конечно, ни я, ни условный Антон Долин, мы не пойдем биться с ОМОНом. А молодые люди пойдут. И, к сожалению (я всегда об этом говорил и могу повторить еще раз) то, какие выводы были сделаны в 12-м году, и как было воспринято произошедшее, и чем занималась в дальнейшем власть, к сожалению все это обрекло нас на некий исторический виток, который сейчас уже нам избежать никак не удастся. Это виток, может быть, чем-то отдаленно или буквально похожий на крушение Советского Союза. Назовем его так: изменение некой общественной формации, на которую нас обрекли. Потому что ты можешь принимать сколько угодно запретительных законов, ты можешь сажать людей в тюрьму, ты можешь устраивать тайные убийства неугодных. Это все в истории нашей страны уже было. Это способно испортить жизнь не одному поколению людей. Но с исторической точки зрения это недолговечная история. Все равно не хватит пальцев затыкать дырки в бочках. Вы вспомните в каком-нибудь 11-м году на несогласованные акции (тогда, правда, и согласованных-то не было), выходило по 50 человек. Сейчас на любую несогласованную акцию собирается несколько тысяч. И уже не только в Москве. И это после всего, после всех запретительных законов, после всех судебных процессов. Было принято огромное количество усилий. Даже эффект присоединения Крыма, объединивший и воодушевивший нацию, сошел на нет. А ведь это было всего пять лет назад.
- Вы не хотите, чтобы Платон уехал?
- Нет, я не хочу, чтобы он уехал. Мы с Ксенией часто говорили об этом, мы хотим, чтобы он был в этом смысле русским человеком, чтобы он воспитывался на русской культуре. Это совершенно выдающийся феномен. Таких не то, чтобы нет, их мало. Другое дело, нам бы хотелось, чтоб перед сыном были открыты все возможности. Чтобы у него хватало инструментария, чтобы он знал языки. Но такого, чтоб уехал отсюда, нет, такого желания у нас нет. Да и у нас самих, у моих родителей не было такого желания, хотя искушения были. Я надеюсь, что до этого не дойдет. Эмиграция – это очень болезненный, тяжелый процесс. Это как заново родиться, только имея уже сознание 50-летнего мужчины. Когда тебя не кормят грудью, когда ты во всем отдаешь себе отчет, это очень тяжело.
- Вы родом из еврейской семьи. Вы чувствуете себя русским?
- Да, конечно, я чувствую себя русским. Я говорю по-русски, и думаю по-русски, и воспитан на русском кино, на русской литературе. Во мне есть, наверное, какой-то оттенок, даже не то, чтобы еврейства как такового, я не рос ни в каких еврейских или иудейских традициях. Я и в православных не рос. Конечно, в культурном смысле я русский человек, но некий оттенок чего-то другого имеется.
- Инакий, не такой, как все.
- Кто все? Нет никаких «всех».
- Я не еврейка, но папа у меня не русский, и фамилия нерусская совершенно. И я всегда чувствовала это. Ну, не Иванова я. И вы не Иванов.
- Мне лично не важно, какая у человека фамилия: Иванов или Иванадзе, или Иванчук. Я на это, честно говоря, не обращаю внимания. Я сталкивался с проявлением антисемитизма. Это вещь неприятная и вещь, которая заставляет тебя моментально вспыхивать. Это – да. Но мы же не говорим про уродов. Мы говорим про людей…