Участники разговора:
Сергей Лютиков, генеральный директор
Павел Тарунин, исполнительный директор
Елена Максимова, журналист
Бизнес
с человеческим
лицом
Производителю дорожной техники «Регион45» чуть больше семи лет. Кроме обычных инструментов, помогающих завоевать место на рынке: востребованного ассортимента, своевременной модернизации, хорошей дилерской сети, завод пользуется еще одним – разнонаправленными социальными связями. Если верить утверждению, что «люди – это новая нефть», то «Регион45» занимается именно нефтедобычей, то и дело открывая следующее месторождение – в социальных сетях, образовательных учреждениях города, активно сотрудничая с КГУ и профильными колледжами, в бизнес-среде или в высоких кабинетах правительства.
– У нас не так много предприятий в Кургане, которые регулярно и профессионально ведут группы в соцсетях и видят в них пользу. Почему на «Регион45» к этому другое отношение?
Сергей: Мы понимаем, что интернет сегодня – это важный, я даже скажу, основной инструмент развития бизнеса. Как теперь знакомятся? Прежде всего открывают Instagram, «ВКонтакте» и смотрят профиль человека: кто он, чем интересуется, какие посты выкладывает. Это дает понимание, с кем придется иметь дело. И мы сами можем использовать социальные сети, чтобы создавать правильный образ компании, поддерживать ее имидж.
– С их помощью вы ищете новые кадры?
Сергей: Да, это не совсем инструмент продаж. У нас специфический продукт, и в соцсетях его вряд ли будут покупать. Наши социальные сети в первую очередь направлены на то, чтобы показывать предприятие людям: новинки, производство, сотрудников или общественную жизнь. Благодаря постоянной активности в интернете ­аудитория видит, что мы делаем, как и зачем. В будущем, возможно, кто-то из подписчиков и купит продукцию «Регион45», но пока нам важнее, что многие, кто приходят устраиваться на работу, заочно знакомы с предприятием, знают о наших ценностях.
– Вы чувствуете нехватку специалистов?
Сергей: Да, она ощутимая, но не из-за текучки кад­ров. Мы постоянно расширяем производство и сейчас ведем переговоры о покупке земли по соседству. Тех площадей, что есть, впритык. Хороших технических специалистов мы, кажется, готовы взять сколько угодно. Даже в пандемийный год, когда в стране был кризис и многие предприятия приостанавливали деятельность, мы приняли на работу сорок человек. Что касается конструкторов, инженеров, с радостью увеличили бы их штат и в два, и в три раза. К сожалению, брать некого. Мы ведем огромную работу с Курганским государственным университетом, чтобы эти специалисты у нас появились. Я давно в составе попечительского совета, и в этом году, начиная с первых курсов, наше сотрудничество вошло в новую фазу.
– Что это значит?
Сергей: Мало кто знает, что на базе КГУ реализуется уникальный проект – студенты создают электромобиль. Мы договорились тоже участвовать в этой разработке, а именно – привлечем финансирование и наших специалистов. Электромобили – перспективная тема. На нее делают ставку крупнейшие производители, и перед «Регион45» стоит аналогичная задача. Для начала хотим внедрить электросистемы в управление оборудованием. Сейчас наши машины работают на гидравлике. Это дорогое удовольствие, и электричество здесь будет более экологичным, экономичным и эффективным решением. Я надеюсь, к моменту выхода журнала в сотрудничестве с КГУ мы сделаем первые реальные шаги.
– Вы участвуете в разработке учебных планов?
Сергей: Такая возможность у нас есть, но пока мы ею не пользовались, так как соглашение о сотрудничестве подписали недавно. Сейчас определяем точки взаимодействия. КГУ оказался настолько масштабным организмом с кучей всего – мы даже предположить не могли. Для меня было в новинку, что наши преподаватели и профессоры разрабатывали части автомобиля президента Aurus, некоторые испытания тоже проходили здесь. В КГУ есть много того, что может быть востребовано курганскими предприятиями. Думаю, благодаря новому ректору такая возможность появится. Это будет полезно и бизнесу, и университету.
– Берете студентов на практику?
Сергей: Более того, мы берем студентов на подработку. Один выпускник профильного факультета сейчас работает конструктором, но трудоустроился он раньше, еще когда учился. У него было свободное посещение, и при этом достойная заработная плата. Таких студентов нам хочется побольше. Мы подписали с КГУ соответствующее соглашение. Думаю, благодаря ему входящий человеческий поток увеличится.
– А почему студенты сами к вам не идут?
Сергей: Потому что они не знают о нас, потому что их мало. Профессия, можно сказать, вымирающая. Все, что касается технических служб (конструкторы, технологи), – это кадры, которые необходимы всем производственным предприятиям, не только нашему. Выпускников недостаточно, их быстро разбирают.
– Чем вы стремитесь привлечь таких кандидатов?
Сергей: В первую очередь у нас интересно. Постоянно идут разработки нового оборудования, доработка действующего. И в планах тоже очень много всего. Здесь студенты и даже профессионалы могут реализовать себя творчески. И вторая составляющая – достойная заработная плата. По сравнению с другими предприятиями она выше. Все, кто когда-то пришли к нам, захотели развиваться вместе с заводом, остались в команде. Таких большинство. Сейчас у нас порядка 150 сотрудников, средний возраст – тридцать-сорок лет.
– Прошлый пандемийный год каким стал для вас?
Сергей: 2020-й по сравнению с 2019-м дал прирост. Мы выпустили 320 машин. Экономически наша сфера не сильно пострадала – дороги продолжали строить и обслуживать. Возникла другая проблема. Надо было обеспечить дезинфекцию производства: обрабатывать полы, перила, дверные ручки, рециркуляторы воздуха. Оснастить сотрудников средствами индивидуальной защиты и масками, которые следовало менять каждые два часа. Все это несло дополнительные расходы. Но ситуация показала, насколько люди важны, насколько важна безопасность на производстве. Мы знали это и раньше, а коронавирус заставил осознать еще раз. Нас не так сильно задела пандемия, как могла бы, хотя некоторые участки временно выпадали из работы. И, к сожалению, мы потеряли навсегда одного хорошего специалиста – заместителя директора по качеству.
– Вызвала ли пандемия какие-то глобальные внутренние изменения?
Сергей: Не могу навскидку сказать, что в чем-то пришлось меняться значительно, но мы научились работать дистанционно. У нас были службы, которые в период острой ситуации перешли на удаленку, и этот новый формат мы неплохо освоили. Плюс в 2020 году за срок чуть больше месяца мы создали оборудование для Дагестана. Был нужен один автомобиль для обеззараживания поверхностей. Мы такой сделали, а сегодня видим, что его можно использовать и для других целей, например для пыле­подавления на предприятиях, добывающих уголь. Сейчас адаптируем разработку к новой области применения и ищем дополнительные рынки сбыта.
– Вам выгодно брать такие заказы – разовые, на одну машину?
Сергей: В тот момент мы понимали, что это нам по силам. Конечно, ничего придумывать с нуля не пришлось. Мы взяли имеющиеся наработки и добавили оборудование, которое соответствовало задаче. Но было интересно создать что-то новое, и в результате получился автомобиль, который может стать началом еще одной линейки.
– А почему эти заказчики обратились именно к вам?
Сергей: Они вышли на нас случайно. Мы стали обсуждать техническое задание, и их полностью удовлетворили возможности завода. Наше преимущество еще и в том, что мы быстро принимаем решения, быстро можем согласовать какие-то вещи. Одним словом, гибкие. Возможно, крупным промышленным предприятиям иногда этого не хватает, а мы пока небольшие и реагируем сразу. Мне кажется, это одна из причин, почему наш план производства всегда расписан на два месяца вперед.
– Какие задачи вы ставили на этот год?
Сергей: Увеличить оборот на 15 %, и по срезам периодов, думаю, мы это обеспечим. В планах также было запустить один пилотный проект – оборудование для производства битумных эмульсий. В настоящее время оно еще в разработке, надеюсь, в этом году успеем. Такое оборудование используется теми же людьми, что покупают другие наши машины, на рынке оно достаточно востребовано, и производителей не так много. В России всего один серьезный конкурент в этой нише, и есть ряд импортных аналогов из Италии. Мы планируем превзойти их все – по техническим характеристикам, сервису и цене, которая будет на 25 % ниже. При этом собрана машина будет из отечественных комплектующих.
– А какими еще инструментами вы боретесь с конкуренцией?
Сергей: Например, много сил тратим на модернизацию наших автомобилей. У нас есть собственные разработки и патенты, в том числе в программном обеспечении, чтобы людям было легче управлять машинами с помощью новых технологий. В кабинах стоят сенсорные пульты: одно нажатие кнопки – и система сама регулирует подачу битума или пескосмеси. Вместо рычагов – джойстики. Они уже стали трендом в бульдозерах, но в нашем сегменте это новинка. В один из регионов мы поставляем автомобили с пультом дистанционного управления: водителю необязательно сидеть в кабине, он может управлять оборудованием на расстоянии.
– У ваших конкурентов все это тоже имеется?
Сергей: Мы стараемся опережать время и надеемся, что остальные производители не скоро придут ко многим вещам, которые есть у нас. Они – наше конкурентное преимущество. Приходится прикладывать усилия, чтобы разрыв сохранялся и увеличивался, чтобы мы оставались впереди.
– А какие тенденции становятся актуальными в машиностроении?
Сергей: Мы в команде фантазируем на этот счет. Все движется к беспилотникам, к экологичной технике, которая не загрязняет среду, к электромобилям. Возможно, наши размышления выльются в проект, куда мы привлечем студентов, школьников, всех желающих, и они помогут понять, какой должна стать наша техника лет через сорок-пятьдесят. Мы хотим уже сегодня создать ее образ в наших умах, в чертежах, в идеях – увидеть эту далекую цель. И тогда станет ясно, какие шаги нужно предпринять уже сегодня, чтобы начать приближаться к этой цели. Например, ввести тот же электропривод.
– А что из вашей техники самое технологичное?
Сергей: Вообще – все)) Но в настоящий момент мы работаем над «пескачом», пескоразбрасывателем. Прототип уже есть, предстоят испытания. Машина получается работоспособная, функциональная. И в ней мы постарались исключить все минусы другого оборудования, о которых знали. В чем особенность этого «пескача»: мы размышляли, какой бы конструктив внести в эту новую машину, чтобы сделать ее более привлекательной. Дали задание дизайнерам: «Нарисуйте, каким вы видите пескоразбрасыватель». И они предложили различные вариации, включая ту, где кабина (бункер) выглядит, как голова слона с бивнями. У нас на логотипе тоже слон. Получилось в тему и так, как мы хотели, – новая машина плюс новый интересный дизайн. Благодаря ему люди будут обращать внимание на нашу технику, запомнят нас.
– Получается, вы придаете большое значение облику. Обычно так бывает у компаний в нише B2C, ориентированных на частного потребителя.
Сергей: Да, мы почти не участвуем в тендерах и делаем ставку на покупателя из малого и среднего бизнеса. Эффективный способ выйти на него – продвижение в интернете: сайт, SEO, контекстная реклама, торговые площадки, такие как Avito. Интернет дает 50 % продаж, и в перспективе доля будет только расти. Если говорить о дизайне: недавно к нам приезжал заказчик из Подмосковья. Он посмотрел предложения наших коллег по России, но остановился на «Регион45» и сказал: «Второй раз тоже буду работать с вами. Я не так давно в дорожной отрасли, и меня никто не знал, пока я не купил ваши машины. Они обращают на себя внимание, и в регионе меня сразу запомнили». Для очень многих дизайн оказывается важен, поэтому мы стараемся делать внешний вид привлекательным, чтобы людям нравилось смотреть на наши машины, работать на них. И, кажется, долгое время больше никто не разукрашивал автомобили так, как мы. Сейчас стали повторять.
– Как работает ваша дилерская сеть? Нередко это слабое звено у заводов, которые строят бизнес по модели B2C.
Сергей: Дилерская сеть достаточно разветвленная и справляется хорошо. Нюанс в том, что наши дилеры в то же время являются партнерами КамАЗа, МАЗа и «Урала», на чьи шасси мы устанавливаем оборудование, и обслуживают, ремонтируют то и другое. Но зачастую мы сами выезжаем к клиенту, когда случилась поломка и оперативно устранить проблему не удалось. Или направляем ему комплектующие, если он готов заменить их сам и работать. Конечно, мы и дальше будем прикладывать усилия, чтобы наши сервисные центры появились хотя бы в каждом крупном регионе России. За время своего существования предприятие выпустило около двух тысяч машин, и ими пользуются сейчас по всей стране.
– Если основные продажи происходят через интернет, что вам дают тематические форумы и выставки? «Регион45» постоянно в них участвует.
Сергей: Мы действительно посещаем все выставки, которые проходят на территории России, и не только. На них тоже приезжают потенциальные клиенты. Они могут увидеть нашу продукцию вживую, потрогать ее, прикоснуться к ней, а завод – продемонстрировать, что она не хуже аналогов и доступна дорожникам. Еще мы узнаем, какие изменения происходят на рынке, какая продукция появилась, потому что подобные события собирают на одной площадке ведущие заводы и России, и мира. Конечно, внесла коррективы пандемия, долго мероприятий не было, но на первую крупную выставку этого года – bauma CTT в Москве – мы приехали. Даже представили Курганскую область в интересном свете: благодаря работе с тремя титанами дорожной отрасли – заводами ­КамАЗ, МАЗ и «Урал» – наше оборудование экспонировалось на их трех стендах. Маз и «Урал» охотно идут на сотрудничество с нами. С последним мы создали уникальную машину – комбинированный автогудронатор с межбазовой средней щеткой, подобных которому не выпускали в России на этом шасси. Сейчас она работает на Ямале.
– А форумы дают тот же результат?
Сергей: Что касается форумов. я являюсь председателем правления общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и одновременно – председателем комиссии по производству дорожно-строительной техники. Что это значит? На площадке «Опоры России» я хочу объединить дорожно-строительные организации и производителей, чтобы мы могли идти в одном направлении, сов­местно понимать тенденции рынка, существующую проблематику, участвовать в проектах и обсуждениях. Например, если дорожно-строительные организации разрабатывают новые технологии по укладке дорожного полотна, я считаю, производители должны быть в курсе. Мы будем подстраиваться, чтобы наша отечественная техника соответствовала их запросу. В комиссию «Опоры России» сегодня входят порядка десяти регионов, то есть немало уже. Когда нас будет еще больше, появится возможность обращаться к региональному и федеральному правительству с какими-то предложениями.
Так что на форумах и выставках мы ищем партнеров не только для «Регион45», но и для «Опоры России».
– На каком этапе находится проект этого сообщества?
Сергей: Комиссия создана, сейчас объединяются люди. Пока прошли два мероприятия: организационное, на котором ставились цели и задачи на год, и совместно со Сберлизингом. На 2022 год запланировали хороший форум, может быть, в феврале он уже состоится.
– Какие из курганских заводов еще в этой комиссии?
Сергей: Только мы. Наверное, когда остальные увидят ценность в таком сотрудничестве, придут сами.
– Вдруг ваши курганские коллеги не стремятся к нему, потому что вы возглавляете конкурентное предприятие?
Сергей: Могу сказать, что даже с теми, кто выпускает аналогичную продукцию, мы умеем договариваться, даже в чем-то поддерживаем друг друга. Приведу пример: «Регион45» участвовал в национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости». К нам приезжали сотрудники Федерального центра компетенций и помогали внедрять бережливое производство. Кроме нас, в тот момент в проект вошли еще несколько предприятий, включая коллег из дорожно-строительной сферы. Благодаря участию правительства Курганской области на площадке «Опоры России» был создан центр взаимо­действия. Все стали собираться там, обмениваться опытом: «Темпер», «Курганприбор», «Кургандормаш», «Велфарм», КМЗКО… До этого мы практически не были знакомы, хотя находимся, можно сказать, в соседних цехах, а тут наконец у топ-менеджмента появился контакт.
– А какие-то осязаемые последствия имеют такие встречи? Чтобы результат можно было «потрогать»?
Сергей: Например, мы съездили на КМЗКО и обратили внимание, как у них работает один из сборочных узлов, как они хранят материалы. Сейчас взяли их опыт и под свое производство подстраиваем подобный стенд. Другой пример – мы хотим купить плазменный станок. А какой брать? На рынке их много, есть импортные, есть отечественные. А многие наши предприятия эти станки уже используют и готовы показать их, дать какую-то оценку. В будущем, если со станком возникнут технические сложности, я уверен, партнеры помогут справиться. Наши сегодняшние отношения позволяют на это рассчитывать. Что касается «Темпера», есть у них один кран, который, возможно, мы применим у себя на производстве, пока идет стадия конструкторских разработок.
– Вы упомянули бережливое производство. Видите эффект?
Павел: Да, мы иначе посмотрели на многие процессы. Раньше думали, что нужно набрать на склад побольше комп­лектующих, вложить деньги в эти запасы или наделать заготовок впрок и использовать их потом в течение года. Но поработав по-другому, поняли, что просто замораживаем средства, а могли бы пустить их в оборот, и от этой системы ушли. Потом изменения коснулись, казалось бы, совсем элементарной вещи – организации рабочих мест. Нам казалось, что мы следим за порядком, а на деле был бардак. Нужен ключ на 20 – сотрудник шел искать его в коробке, в одной, второй, потом в соседний цех… Сегодня установили стенды, самое необходимое у людей под рукой. И сотрудники увидели эффект, им легче работать, теперь сами приходят с какими-то предложениями. По истечении полугода, как начали внедрять бережливое производство, мы сделали срез – на некоторых участках производительность увеличилась до 35 %.
– В других государственных программах вы участвуете? Как вообще взаимодействуете с властями?
Павел: О том же бережливом производстве мы узнали от руководства области. На предприятие приезжал директор департамента экономического развития Курганской области и все объяснял на пальцах. Только благодаря этому мы влились в проект. Потом, когда задумали расширить территорию, нас приглашали на площади бывшего КЗКТ, где сейчас находится индустриальный парк, мы ездили в варгашинский ТОСЭР и прорабатывали вариант размещения там части промышленных мощностей. То есть так мы работаем с властью: озвучиваем проблему, и нам пытаются помочь. Естественно, сами тоже реагируем на предложения, которые поступают.
Сергей: Наша позиция – между руководством области и бизнесом надо налаживать сотрудничество. Это условие развития и предприятий, и региона. С командой губернатора Вадима Михайловича Шумкова мы понимаем друг друга и со своей стороны вкладываемся в социальные проекты. В 2020-м отремонтировали музыкальную школу № 3, в этом ремонтируем детский сад. Работы будут идти до конца года, и еще часть выполним в следующем, потому что проект большой. Мы видим, как сегодня меняется город, как строятся дороги, появляются объекты благо­устройства, ремонтируется набережная, и тоже хотим внести свой вклад в его процветание.
Каким образом взаимодействуем еще? Тесно работаем с департаментом промышленности, с департаментом экономики. Сегодня заявляемся на очень выгодную меру поддержки – 50 %-ную компенсацию по договору лизинга. Нам будет возвращаться половина затрат на станки, которые станем покупать. Это уникальная возможность, и ею грех не воспользоваться.
Павел: Не так давно в Курган приезжал министр промышленности и торговли. На встречу пригласили около десяти ведущих предприятий. Мы оказались в их числе. Тех, кто собрался, попросили озвучить вопросы, которые беспокоят, и у нас такой был – это внесение завода в реестр Министерства промышленности как российского производителя техники.
Сергей: Присутствие в этом реестре дает ряд преференций. В том числе, если предприятие в списке, то конечному покупателю его продукции Министерство промышленности компенсирует до пятисот тысяч рублей от стоимости каждой машины. Например, наша техника сразу становится дешевле на полмиллиона!
Павел: Также можно участвовать в федеральных закупках по 44 ФЗ. Но попасть в реестр – проблема всех промышленных предприятий России. Сама процедура не совсем отработана. Непонятно, как подавать документы – в бумажном или электронном виде, кто их заверяет, проверяет. Заявки со всей страны обрабатывали три человека, а желающих – большая очередь. Благодаря приезду министра вопрос взял на контроль губернатор, и дело пошло.
Сергей: Мы пользуемся еще одной мерой поддержки: как предприятие, аккредитованное в Министерстве промышленности, мы имеем возможность сделать до 15 % скидки на нашу продукцию, а Министерство эту сумму нам возмещает. Но на самом деле у региональных властей много ресурсов, не таких очевидных. Они помогают размещать наши объявления на казахстанских сайтах и торговых площадках, переводят тексты, продвигают нашу продукцию, и все это бесплатно.
– Со сколькими странами вы работаете на экспорт?
Сергей: Плотно – с Казахстаном, немного с Арменией. Поглядываем на Монголию, но рассматриваем ее в далекой перспективе, а основные силы хотим бросить на Узбекистан. В этом нам помогают и «Опора России», и правительство Курганской области, потому что сюда часто приезжают с бизнес-миссиями. Недавно был посол Республики Узбекистан, нас тоже пригласили на встречу, мы пришли и смогли обменяться с послом контактами, передать информацию о нас. Мы уже ездили в республику, провели там достаточно длительное время и убедились, что рынок перспективный, страна развивается, строятся дома, формируется инфраструктура, и техника как раз достаточно старая. А Китай нам небольшой конкурент, потому что не производит продукцию, которую производим мы.
– Европа интересна вам, или разница дорожно-строительных технологий слишком существенна?
Сергей: Надеюсь, что в ноябре мы поедем в Швейцарию, так же с «Опорой России», и станет понятно, есть там где разгуляться или нет. Задачи мы ставим такие: посмотреть машиностроительные производства, как они налажены, плюс выяснить, какую дорожно-строительную технику используют европейцы, велико ли различие в цене. Ну и подумать о локализации – чьи интересы из швейцарских машиностроительных заводов сможем представлять сегодня. Сейчас с принимающей стороной прорабатываем возможность осуществить этот визит. ///
Made on
Tilda