Елена Тельпиз: Что это были за «киты»? От чего-нибудь пришлось отступиться?
Павел Крутолапов: Ни от чего не пришлось. Я болезненно переношу свой проигрыш. Не умею проигрывать. А киты – это озеленение, городская связанность (я имею в виду в том числе безбарьерную среду и сам каркас связанности, здесь идут большие наработки). Потом – дифференциация застройки в городе и повышение плотности центра.
Елена Тельпиз: Есть два мнения: в Челябинске нужно застраивать центр, и в Челябинске нужны несколько центров…
Павел Крутолапов: Это не два разных мнения, это одно и то же. Смотрите, есть центр города, и он всегда будет один. В нашем случае он сформирован, понятен, но это не значит, что город не должен быть полицентричным. Если на северо-западе проживают полмиллиона человек, то, извините, у него должен быть свой локальный центр? Что вообще такое – центр города? Это не географическая точка, а набор сервисов, который позволяет в конкретном месте получить то, что ты хочешь сейчас получить. Тут и кафе, и инфраструктура для спорта, и культура, и много всего. Мы сегодня формируем полицентр на северо-западе, в районе Академика Королева. Уже и губернатор высказался по суперобъектам, которые там появятся в ближайшие годы. Полицентричность – это важно. Она влияет и на маятниковую миграцию, и на комфорт района, и на ценник квадратного метра – абсолютно на все. Теперь про центр города – тут не может быть никаких мнений. Есть простая аналитика. Берем любой миллионник (я даже не про Мадрид или Прагу – про Екатеринбург, Пермь, Москву) и смотрим показатели коэффициента плотности центра. В Челябинске он самый низкий. Это означает, что центр города рыхлый. Что, несмотря на сформированные, словами Дениса Ни (спасибо за классный тезис), ценности, потенциал не выработан. Ценности не используются на полную катушку, как если бы под капотом было двести лошадиных сил, а вы ездили бы 20 километров в час. И тут не может быть никаких мнений. Какие? Сохранять культурное наследие, безусловно, нужно. Без истории нет будущего. Но это не означает, что не надо строить большие объекты, суперобъекты с другим коэффициентом плотности. Еще одна большая проблема: если сравнивать центр города с тем же северо-западом, виден безумный дисбаланс. В центре – все сервисы, и нет жилых квадратных метров от слова совсем, а там одни жилые квадратные метры, и нет сервисов. Это нужно уравновешивать, и это в том числе и наша задача.
Дмитрий Воронков: Показательный пример – город Гамбург, где в свое время весь центр был застроен промышленными зданиями, офисами. Так вот, после 19:00 он просто вымирает, нет ни одного человека на десятки гектаров.
Елена Тельпиз: А что мешает строить в центре Челябинска?
Дмитрий Воронков: Наверное, наличие чужой собственности.
Павел Крутолапов: Я думаю, бизнесмены долго были в парадигме – в центре города надо строить офисы. Сейчас начинают понимать, что пора создавать какие-то mix-use'ды, где будут и коммерческая недвижимость, и другая. Mix-use'ды, смешанное использование – вообще тема будущего. Долго жило это тупое советское понятие зонирования – здесь жилье, а там предприятия торговли. И это наследие советское, которое некоторые боготворят, – проклятие наше. Нет зонированию! Надо все перемешать. Люди не ходят прямо-налево-прямо-налево и не живут так.
Елена Тельпиз: Я недавно в одной беседе сказала: «Моя жизненная философия – сносить старое и строить новое».
Петр Стебельский: Это не делалось, потому что за пределами центра города очень много пустой земли. Зачем возиться с занятой? Это не входит в интересы предпринимателя, потому что долго и дорого. А если помнить, что время – деньги, то получается дорого в квадрате.
Дмитрий Воронков: Да, цена на землю в центре города неадекватная.
Екатерина Цветкова: У нас каждое рабочее совещание на Лесопарковой так проходит: «Вот здесь крупномеры хочется посадить». – «Нельзя, коридор сетей». 30 % земли свободно, остальное занято сетями. Там под землей целый город!
Павел Крутолапов: Это проблема большая, я согласен.
Анна Шипина: Чтобы запустить сети к современному жилому комплексу, нужно сначала убрать все старое, а потом положить новое.
Анна Шипинна: Те же двухэтажки старые на ЧТЗ – «красные линии» не позволяют там действовать. Нужно объединить много-много участков, чтобы построить что-то более-менее современное. Не одну точечную застройку, а комплексную, как мы все любим. Это кажется простым.
Денис Ни: Если застройщик видит рыночную нишу, в том числе географическую, он преодолеет все: выкупит предприятие, которое раньше производило посадочные модули, сделает редевелопмент территории, откроет «Белый рынок», если есть…
Екатерина Цветкова: Десять лет.
Денис Ни: …возможность заработать. В начале нулевых, я хорошо помню, Северо-Запад был великолепен. Прекрасные дороги, умеренная плотность жилья, современная инфраструктура – школы, детские сады. Плюс экологически он всегда был более чистым. На старом Северке оставалось чувство места. Совершенно другая атмосфера, классная, пока туда не понавтыкали огромное количество микрорайонов. Теперь лютая автомобилизация из-за маятниковой трудовой миграции вкупе с деградацией общественного транспорта. Но сформировалась мода на жизнь на Северо-Западе. До сих пор «Легион» продает там квадратный метр дороже порой, чем в центре города.
Анна Шипина: Не потому, что на Северо-Западе, а потому, что «Легион». Он продает среду.
Павел Крутолапов: «Легион», «Голос Девелопмент» предлагает продукт, создает ценности на этой территории.
Денис Ни: Наличие такого продукта на Северо-Западе продвигало район само по себе. Но, мне кажется, все, наступает предел. Пора возвращаться в центр города.
Павел Крутолапов: В 1970-х годах господина Глазырина, он был главным архитектором (великий человек на самом деле!), вызвали на ковер в партию и говорят: «У нас заводы развиваются. Где людей будем селить?» И он сказал: «На северо-западе». Застройку, о чем Денис говорит, заложили еще тогда. Если посмотреть проект метро, который был, оно как раз-таки связывало проходные наших заводов и северо-запад.
Павел Крутолапов: Другое дело, что все это планировалось до такого коэффициента автомобилизации. Понятным способом переноса масс населения считалось метро. Потом с метро не срослось, заводы закрылись, а генплан начали реализовывать прежний, хотя структура общества поменялась. И конечно – зачем застройщику идти в проблемный продукт? Я с коллегами полностью согласен – расселять, ковыряться? Вот тебе поле. Строишь квадратные метры, оборачиваешь капитал в год и уходишь. И никто не просит дороги, садики, благоустройство. Несколько торговых центров на развязках, и ok. Сейчас только-только стритретейл начинает возвращаться, а он и есть богатство города. Торговые комплексы – нет, не город. Это не местные предприниматели, не местные налогоплательщики. Наша задача – вернуть стритретейл, создать полицентр, чтобы люди не ехали куда-то, а ходили пешком и могли взаимодействовать с городом. Автомобилист не является пользователем города, потому что все, что он потребляет, – это дорога и торговые центры.
Дмитрий Воронков: Когда приходишь на пустое поле и видишь, что вокруг до хрена государственного, то есть ничьего, взять это достаточно легко. Но как только все попадает в частные руки, обратно вернуть практически нереально, даже государственным способом.
Елена Тельпиз: Да ладно, есть куча примеров. Другой вопрос: сейчас у многих появляется интерес к правильной организации городского пространства, своеобразный тренд на урбанистику…
Екатерина Цветкова: Что же вы не позвали «главного эксперта»?))
Елена Тельпиз: Может ли частный бизнес использовать такой тренд себе во благо?