Первостепенная задача – поддержать и успокоить
– В каком состоянии вы приняли отделение?
– В августе 2020 года Евгений Николаевич Светлов, предыдущий руководитель, получил аналогичное назначение в Тюмени. Курганская команда осталась на несколько месяцев без руководителя, и все это в сложный период пандемии. Первой задачей, которая встала передо мной сразу после приезда, была поддержка команды, нужно было восстановить ресурсы, определиться с приоритетами.
Несмотря на трудности, я увидел, что все заняты делом. Нет ни одного человека, который бы приходил в офис с мыслью: «Сейчас я попью кофе, час пройдет, останется еще семь потерпеть и пойти домой». Люди действительно хотят работать и делать что-то значительное.
– Вы авторитарный руководитель?
– Мне не близка авторитарность. Мне импонируют ситуации, когда мы вместе с сотрудниками обсуждаем вопросы и ищем решение, если они не могут найти его самостоятельно. Я не верю в то, что, сидя в кабинете управляющего, опираясь на страх, рожденный давлением и приказами, можно добиться результатов.
Я работаю исходя из принципа, что для решения проблемы мы должны найти точку, где она возникла, и исправить ситуацию. Вместе с руководителями и рядовыми сотрудниками мы на месте пытаемся понять, что не получается, почему не выходит быть эффективными, почему не получается увеличить продажи?
Мы разбираемся в каждом конкретном случае: это мы не доучили или у человека просто нет желания продавать? И второе – самое печальное, тогда приходится расставаться с человеком. И он должен понять, что причина увольнения – не в личной неприязни, а в том, что люди иногда ошибаются в выборе специальности. Профессия продавца не всем подходит, а сотрудник банка – это продавец.
Но если человек просто в себе не уверен, мы готовы работать со стереотипами о том, что каких-то целей достигнуть невозможно. Например, будем снимать страхи и убеждения, что нельзя, например, добиться решений по крупным компаниям.
– А кто это «отъедает» у вас крупные компании? Мне кажется, им пойти больше некуда, кроме как обратиться к вам.
– Если посмотреть объективные показатели, это открытая информация, доля Сбербанка в Кургане по кредитованию юридических лиц – это 30 %. А доля по размещению – 60 %. Это значит, компании держат у нас две трети денег, но берут, когда им нужно, только каждый третий рубль у нас, а два рубля – у других банков. Уровень приоритета и баланса – наша основная задача.
– Баланс, наверное, сложно выровнять, в том случае, если ваши деньги стоят дороже, чем в других банках?
– Не всегда ведь важен вопрос цены. Важны контакты, взаимодействия, решения для всего перечня задач, стоящих перед предприятием. Это возможность изменить условия, это гибкость процессов, сопровождающих кредитование.
– Гибкость и Сбербанк?..
– Скажу вам из собственного опыта. В Сбербанке я работаю с 2005 года. Начинал с позиции кредитного инспектора в Смоленске. Сам искал клиентов, договаривался о сотрудничестве с нами. Сам собирал пакеты документов, запрашивал заключения служб, приходил на кредитный комитет отстаивать заявку, после чего возвращался на место и оформлял все бумаги, подписывал их с клиентом, выдавал деньги, сопровождал на протяжении всего договора… и все это делал один человек.
Сейчас, в 2021 году, если все расчеты компании происходят через Сбербанк, мы видим, куда она движется: увеличился или уменьшился ее оборот, какое количество операций по счетам, сколько контрагентов – за счет этого мы можем смоделировать ее дальнейшее поведение без дополнительных документов. Такие компании могут получить у нас кредит всего за семь минут. И это только один пример того, как поменялся Сбербанк за пятнадцать лет.
– Такие быстрые решения возможны только для идеальных клиентов…
– В отношении клиентов, прозрачных для банка.
– А каков процент таких прозрачных клиентов? Возможно, их как раз столько, сколько уже находится у вас.
– Да, но ведь для того, чтобы клиенты становились более «идеальными», работаем не только мы. Например Федеральная налоговая служба. Невозможно оставаться в тени сейчас, как это можно было делать лет десять назад. Чем компания становится прозрачнее для партнеров, для налоговой, для государства, тем она становится понятнее для нас, тем проще нам принимать решения.
Здесь стоит отметить, что качество сформированного кредитного портфеля у Сбера в Кургане – исключительное. Проблемных историй у нас нет. Наверное, именно поэтому клиенты, с которыми мы работали, в момент кризиса пострадали не столь критично.
– А каковы результаты программы господдержки, в рамках которой вы выдавали условно безвозвратные кредиты предпринимателям?
– Эта программа субсидировалась государством при условии, что компании сохранят численность сотрудников. Всего было два типа поддержки: кредит под
0 % и кредит под 2 %. И нужно разграничить эти истории. В первом случае ты получил беспроцентный кредит, требующий возврата. Во втором – при условии сохранения 80–90 % коллектива – ты получил субсидию от государства на оплату кредита, тебе останется оплатить только 2 %. Результаты у этой программы хорошие. Общая величина кредитов, выданных компаниям малого бизнеса, – около миллиарда рублей.
Среди тех, кто брал кредит под 2 %, были те, кому пришлось выплатить кредит целиком. На сегодняшний день по Зауралью компаний, которые не выполнили вовремя условия господдержки, четыре. Всего четыре из общей массы, исчисляемой сотнями клиентов.
Несмотря на все трудности 2020 года, Сбер остался серьезным проводником всех государственных мер поддержки. Не знаю, какая картина была в Кургане, но в Твери наши сотрудники уходили далеко за полночь, чтобы успеть обработать все обращения.
– Сбербанк на этом заработал?
– Если взять краткосрочный период – нет. Иногда нужно сделать шаг навстречу партнеру, не рассчитывая на выгоду в моменте. И тогда взамен ты получишь лояльность, возможность строить отношения дальше, говорить о других продуктах и сервисах банка.
Без барьеров и стекла
– Сбербанк в прошлом году провел ребрендинг. Что изменилось и что изменится в банке?
– Во-первых, в каждом регионе, включая Курган, появятся офисы нового типа. Первый такой уже работает в Москве. В чем отличие? Помимо банковских операций, которые будут проходить за столиками без стекла и перегородок (никаких барьеров), вы можете назначить здесь встречу, выпить кофе с пирожным, отправить или получить посылку из постамата СберЛогистики. Это новый сервис доставки писем и посылок из города в город. В скором времени я и сам хочу им воспользоваться и отправить весточку домой. Изменятся и наши банкоматы: внешне они будут напоминать огромные смартфоны, для того, чтобы ими воспользоваться, не нужен ни паспорт, ни банковская карта, только биометрия.
- Какие еще компании присоединились к экосистеме Сбера?
– У нас есть подписка СберПрайм+ – это наш топовый продукт, подписка, по которой вы можете пользоваться наиболее популярными сервисами с большим дисконтом. Один из них – СберЗвук. В сервисе около сорока миллионов музыкальных композиций, и, судя по опросам студентов КГУ, продукт им нравится, особенно – за наличие текстов к каждой песне.
Еще один проект – сервис по доставке еды Delivery Club. Прошлый год как раз показал, что наиболее успешны те, кто сумел качественно организовать процесс доставки. В силу того, что у меня мало свободного времени для приготовления пищи, я часто тестирую доставку еды. Есть и много других сервисов: онлайн-кинотеатр Okko, мобильная связь СберМобайл, облачное хранилище Sber Cloud для хранения электронных файлов, СберМаркет по доставке продуктов из магазинов. К слову, во время пандемии спрос на доставку товаров из магазинов увеличился в восемь раз!
Это только часть того, что есть в нашей экосистеме. С каждым месяцем мы продолжаем меняться. Сейчас мы готовы достигать новых высот и доказывать себе и другим, что возможно все. ///