курган. бизнес
Время - деньги
Знаменитая Time is money Бенджамина Франклина сейчас даже актуальнее, чем в 1748 году, когда она прозвучала впервые. Этого
принципа придерживается управляющий Курганским отделением Сбербанка Евгений Светлов.
Зауралье – довольно специфический регион. С одной стороны – явная финансовая нестабильность и вынужденная любовь к кредитам, а с другой – интересные экспортные перспективы в силу географического расположения области. Как отметил новый глава Зауралья Вадим
Шумков, «деньги не здесь, они – там».

Насколько этот тренд популярен у местного бизнеса и как быстро предприниматели готовы реагировать на перемены, использовать
новые возможности и налаживать экспортные каналы?

Знаменитая Time is money Бенджамина Франклина сейчас даже актуальнее, чем в 1748 году, когда она прозвучала впервые. Этого
принципа придерживается управляющий Курганским отделением Сбербанка Евгений Светлов.
- Евгений Николаевич, сколько курганских экспортеров совершают сделки с помощью Сбербанка? какие у них перспективы?

– У нас как у приграничного региона очень большой потенциал. За последнее время прошло несколько мероприятий, связанных с темой внешнеэкономической торговли. И два из них мы поддерживали. Это конкурс на лучшего экспортера и «круглый стол» с бизнес-сообществом, где обсуждались возможности местных предприятий на зарубежных рынках. При достаточно хороших перспективах уровень развития экспорта в нашем регионе сейчас явно недостаточен. У Курганского отделения Сбербанка 568 клиентов, которым мы помогаем во внешнеэкономической деятельности. Общий объем проведенных валютных операций в 2018 году порядка 6,3 млрд рублей. В объеме производства Зауралья это немного. Причем наша доля – 40% от объема всех операций по внешнеэкономической деятельности в регионе. Проблема, с моей точки зрения, в том, что не все знают и понимают, как решать вопросы с документами, как и куда обращаться, как проверить благонадежность контрагента. Это как первое путешествие за границу. Новички предпочитают покупать готовые пакетные туры и работать с профессионалами, чтобы отдых был гарантированно хорошим.

- И вы в этом можете помочь?

– У Сбербанка в прошлом году появилась интересная платформа – Bankofpartners. Она создана для тех, кто планирует или уже ведет бизнес с иностранными партнерами.

И представляет, по сути, бесплатную онлайн-площадку для поиска участников ВЭД по всему миру. Здесь можно стать продавцом или найти новых бизнес-партнеров. Уже сейчас на этой платформе зарегистрированы тысячи предприятий со всего мира, и их количество постоянно растет. Программа, используя возможности искусственного интеллекта, подбирает партнеров по заданным параметрам. Кроме того, можно воспользоваться сервисом проверки контрагента. Помимо этого в Сбербанке можно получить экспертную консультацию по любому вопросу валютного контроля, таможенного оформления и т.д. Причем можно заключить договор на сервис «под ключ», и банк возьмет на себя ответственность за грамотное решение всех вопросов: от составления контрактов до проверки контрагентов и т.д. Ведь в случае даже крохотной ошибки
предпринимателя ждет немалый штраф. И это принципиально важный момент, особенно в сфере налоговой и таможенных служб. Производителей у нас достаточно, и мы готовы им помочь. Региону есть куда развиваться.

- В каких сферах вы ждете развития? В каких отраслях экономики заметили оживление за последний год.

– Объективно хорошо развиваются розничная торговля и фармацевтическое производство. У нас открылся очередной завод в медицинском кластере – «Велфарм», рядом с «Синтезом». Также наблюдаю хорошие тенденции, связанные с производством арматуры. У нас на рынке есть несколько серьезных игроков. Однако в некоторых отраслях, к сожалению, есть сложные тенденции. В первую очередь, это строительная сфера. В
этом году ипотеки было выдано в 2 раза больше, чем в прошлом. Но мало новых домов. Приобретается в основном вторичное жилье. Сейчас застройщики в связи с новым законом о долевом строительстве полностью перестраивают работу. Если раньше они могли использовать средства дольщиков, то теперь им
нужно либо иметь достаточное количество собственных средств, либо брать в банках кредиты.

- Как наши застройщики решают эти проблемы?

– Мы уже сейчас имеем реально работающие эскроу-счета, которые защищают интересы всех сторон. Средства дольщиков резервируются на специальных счетах и перечисляются застройщику только после своевременного ввода дома в эксплуатацию. Тем самым дольщикам гарантируется, что их деньги не будут использованы застройщиком на цели, не связанные со строительством дома, и покупатели получат либо свою квартиру, либо вложенные средства обратно, если дом не будет достроен.

- Будет ли расти стоимость кредита? В 2018-м ключевая ставка выросла на 0,5 процентных пункта. Что нам ждать в этом году?

– Определять ключевую ставку и тренды – прерогатива Центрального банка. Мы все, наверное, помним, когда
она последовательно снижалась, и это приводило к тому, что падали кредитные ставки и ипотека под 8% годовых была реальностью. В этом году все ожидали повышения ставки 8 февраля, но она осталась без изменений. Поэтому сейчас сложно даже предполагать, куда пойдет этот тренд. Но пока в текущем горизонте
резких изменений не просматривается.

- Изменилось ли поведение вкладчиков в связи с принятием пенсионной реформы?

– Это скорее вопрос философский, потому что мы не знаем, с чем связаны те или иные изменения. У нас привлеченные средства физических лиц стабильно растут. Сейчас зауральцы хранят в Сбербанке примерно 34,5 млрд рублей. Это сравнимо с бюджетом всей Курганской области. Мы не увидели каких-то перемен после пенсионной реформы, поведение клиентов банка не изменилось.

- В первом полугодии 2018 года сборы «Сбербанк – страхование жизни» выросли на 83%. С чем вы это связываете?

– У нас стала появляться страховая грамотность, меняться менталитет. До недавнего времени в России культура страхования была слабо развита. Это видно по тому, как распределялся пакет накоплений и бизнеса по сравнению, допустим, с Европой. У них до 80% вкладываются именно в страховые продукты, накопительные. Веками они привыкли платить за свое спокойствие. Кроме того, активно заработала СК «Сбербанк-страхование». Наши клиенты стали переосмыслять ситуацию, увидели выгоду наших предложений, поэтому и появился рост страховых инвестиций. Это реально работающий инструмент, и им нужно пользоваться.
Платформа Bankofpartners создана для
тех, кто планирует или уже ведет бизнес с
иностранными партнерами. По сути, это бесплатная онлайн-площадка для поиска
участников ВЭД по всему миру. Уже сейчас на этой платформе зарегистрированы тысячи предприятий из разных стран, и их количество постоянно растет.

- А кто сейчас наиболее активен в заимствовании средств и вкладах? Бизнес или физические лица?

– В Курганской области частные клиенты в Сбербанке пока активнее бизнеса. Это касается и кредитов, и вкладов. Они берут общим объемом. Хотя у бизнеса больше разовые суммы по сделкам. Вообще интересная картина складывается, если рассматривать все отделения Сбербанка. В европейской части России клиенты банка больше склонны к сбережению и накоплениям. И это связано, в первую очередь, с уровнем зарплат. Там
они в разы выше, чем в Курганской области. Поэтому людям есть что откладывать. У нас растет кредитование. За 2018 год выросло количество и потребительских кредитов, и ипотечных.

- Недавно Герман Греф заявил, что в Сбербанке внедряется концепция «радикальной правды». Как вы встретили эту новость?

– Сбербанк быстро движется по пути развития. Мы должны создать такую обстановку в компании, когда есть доверие и люди не боятся говорить об ошибках, приносить какие-то плохие вести. Это касается как разработки новых программ, так и работы с клиентами. Восторги от полусырой программы никому не нужны. Нужно конструктивная взаимодействие. Поэтому сотрудники банка должны сообщать о проблемах сразу, не уподобляясь персонажам сказки «Голый король», которые делали вид, что ничего существенного не происходит, и сильно подвели своего «руководителя». Если ошибка несистемная, если роль сыграл человеческий фактор, она исправляется сразу. Мы работаем для клиента, и наша задача – удовлетворить его потребности быстро и эффективно. «Радикальная правда» – один из инструментов для этого.

- В Сбербанке есть оценка эффективности текущей деятельности и соответствия принципам корпоративной культуры. В рамках этой системы есть пять уровней: А,B,C,D и E. Если человек
получил С, значит, его работа соответствует требованиям, он успешно выполнил бизнес-план. Тот, кто заработал В, превосходит ожидания, а чтобы заработать А, нужно, по сути, совершить подвиг. А теперь внимание, вопрос: какой из уровней занимает Евгений Светлов?

- Система правильная, она несколько отличается от оценок KPI, которая содержит в себе конкретные приземленные бизнес-задачи. Для нас же мало просто выполнить показатель, важно понять, как ты к своей цели пришел. Если выполнять задачу ценой отношений с клиентом, это не может быть оценено на «хорошо». Это сигнал, что нужно немедленное улучшение работы. Если задача выполнена ценой отношений команды, это тоже минус. Да, на самом деле, получить В или А – это сродни подвигу. Оценка С и В – это то, что нужно для того, чтобы работа была признана отличной. У меня пока получается их придерживаться, примерно 50 на 50. Если все время превышать ожидания, то это тоже не очень хорошо. Возникает вопрос: может быть, ожидания не очень высокие? А повышаются они моментально. И все привыкли к этому.

- Какие зоны развития вы означили себе на этот год?

- В моих планах – развитие командной работы. Одному вообще ничего не сделать. В Кургане сейчас отличная команда, но работать всегда есть над чем. Второе направление – самосовершенствование себя как личности, владение собой. Третье направление работы – цифровое. Сейчас в Сбербанке активно внедряются новые технологии, становится все больше позиций с искусственным интеллектом. Поэтому их освоение входит и в мой план первоочередных задач на этот год.
Follow on Facebook
Made on
Tilda