- И «Остров» им не был?))
- В моем тогдашнем понимании – нет. Потом был второй звонок от Павла Семеновича: «Давай встретимся, иначе дело закончится личной обидой». Мы встретились, я сказал: «Слушай, я тебя сильно люблю как человека, как друга, как режиссера, но я не хочу играть священника – это раз, и я в него не верю – это два». Дальше я пришел на премьеру и вот так сидел рядом с Михалковым. Мы сидели весь фильм, не проронив ни слова: ни он, ни я.
- Пожалели?
- Нет. Я подошел к нему и сказал: «Видишь, бог управил». Знаете, что я понял? Я сыграл бы эту роль, если бы согласился. Возможно, это было бы неплохой работой, но так, как это сделал Мамонов, – нет. Мамонов был предназначен для этой роли, понимаете? Поэтому я не расстроился.
- Вы разборчивы?
- Да, но это слово мне не нравится. Я спокойно соглашусь на роль одного дня, очень даже эпизодическую, пусть там только будет Роль, понимаете?
- Что значит роль одного дня? Которая не войдет в историю, вы имеете в виду?
- Нет, маленький эпизод, роль одной смены. За то время, что я закончил сниматься у Месхиева, с июня и до сегодняшнего момента, я снялся у Лены Хазановой в небольшом эпизоде за два дня, а до этого прочитал очень много. Читаешь, смотришь: большая роль, главная, целых 40 съемочных дней, но роли нет. Нету ее! Потому что так написана. С другой стороны, я отдаю себе отчет, что вот так навсегда взять и сказать: «Я не буду!»… да буду конечно. Понимаете, я все равно заложник своей внешности, своего типажа, и, конечно, мне не предлагают то, чего я хочу. А мне безумно хочется сыграть слабого растерянного человека.
- А мне кажется, вы могли бы такого сыграть.
- Я мог бы это сыграть. И у меня были такие роли, но их было крайне мало. Вот, например, Иконников, лаборант серпентария, несостоявшийся скрипач в новой экранизации произведения Вайнеров, которое раньше выходило под названием «Визит к минотавру». Я приехал к десяти утра и уже в пять был свободен. Но это дорогого стоит, потому что это Роль!
Да, я разборчив, хоть мне и не нравится это слово. Я тщательно и серьезно отношусь к качеству материала, и, слава богу, у меня есть выбор. И уж конечно я ни за что не брошу камень в того, кто неразборчив. Когда-то я к этому относился менее серьезно и много всего наиграл. Слушайте, у меня фильмография такая, что стыдно произносить, какой она величины. Это заработанные деньги, я много соглашался и играл то, на что сейчас бы уже не согласился. Но это естественный процесс. Опыт тоже приходит не сразу...
- А что самое дорогое в картине? Объясню, почему спрашиваю. Я немного смотрела «Троцкого», где играет замечательный Хабенский, и не видела ничего, кроме дешевого парика на нем.
- Слушайте, он на самом деле не дешевый! И Марина Красновидова далеко не последняя в нашем кино. Вы «Дуэлянта» видели? Это делала она. Она хороший гример, хороший художник, дело в том, что (вы, может быть, не в курсе) это стоит больших денег. Очень больших. Начиная от клея, кончая материей, на которую делается парик. Не хватает денег, не хватает, скажем так, чуть-чуть квалификации. Мы в этом смысле отстаем. Вот если в операторском искусстве мы первые, то здесь нам еще есть чему учиться. И еще вот что скажу: в результате того, что кино из советского, государственного шагнуло в продюсерский кинематограф, и этот переход был достаточно длинный, какие-то цеха потеряли, скажем так, школу. Если вы возьмете и откроете картины 50-х или даже 30-40-х годов и посмотрите, как там на крупных планах у артиста Крючкова или у Андреева, или у кого-нибудь приклеена борода, вы поймете, что мы утратили. Вы там не найдете такого момента, который цеплял бы глаз. Это касается и реквизита, и, наверное, отчасти художника. В «Матильде» работа художника-постановщика и художника по костюму – идеальная. Вы знаете, что Успенский собор для этого фильма был построен на базе питерского завода? Надежда Васильева, которая сделала костюмы, - еще одно доказательство, что мастерство художника у нас не утеряно. Просто у канала есть определенный план, остановить кинопроизводство нельзя, за всем этим стоит огромный штат, который этот план должен делать, а денег не всегда хватает.
- Сменим тему. Вам приходилось просить прощения?
- И не раз. Вы хотите спросить, было ли мне в жизни за что-то стыдно? Послушайте, я никогда не был идеальным и столько нервов истрепал своей семье, столько раз расстраивал маму с папой… Естественно, я способен просить прощения.
- Когда вы делали это в последний раз?
- Мне очень нравятся книга и фильм Лилианы Лунгиной «Подстрочник». Она там говорит о моментах, когда мы рвем на себе рубаху, защищаем свои идеалы, стоим на трибуне, а потом через какое-то время понимаем, что все было неправильно. Мы ошибались, и признание этой ошибки, причем широкое признание, а не просто внутри себя, это и есть момент интеллектуального мужества.
А попросить прощения у кого-то конкретного – это вопрос совести. Ну, скажем, я незаслуженно вас обидел во время первой встречи, нахамил, подумав, что вы, как многие из вашей профессии, охочи за жареным, и был не прав. Мне неприятно жить с этим, и я должен перед вами извиниться. Можно было, развернувшись, уехать и жить, успокаивая себя тем, что «это какой-то Екб или Челябинск, и увижу ли я ее еще раз в жизни?»... Но нет, с этим я жить не хочу, поэтому с меня не облезет извиниться.
-))) Вы по натуре воин?
- Где у меня может быть война? Да на работе! И здесь – да, я воин, если чувствую, что история ползет не туда. С другой стороны существует субординация, которой я стараюсь придерживаться, даже если режиссер младше меня в два раза. Хотя возраст здесь не имеет никакого значения: он запросто может меня убедить, что прав, на том простом основании, что он режиссер.
- Очень часто актеры, пройдя серьезный путь в профессии, приходят к режиссуре. Вы думали об этом?
- У меня есть это в голове, и в сущности, если бы вдруг случилась такая ситуация, что завтра мне нужно было снять кино, я бы его снял. У меня бы это получилось. Вопрос в другом – как получилось? Понимаете, снять кино для того, чтобы в титрах было написано не артист Гармаш, а режиссер-постановщик Гармаш, вот ради этого не хочу. Такого, чтобы у меня внутри все прям зудело, нет. Мысли, идеи есть. Если наступит момент, когда я почувствую, что мне не хватает дыхания… Ну, тогда, наверное, я попробую. Вот видите, я же никогда не мечтал быть сценаристом, а сегодня попробовал, и мне понравилось. Я написал один акт пьесы. Второй почему-то ленюсь, не хочу дописать, но, может быть, допишу. Мне это интересно, я отношусь к этому просто как к развлечению. И потом я очень люблю свою профессию, и очень строго стою на принципе «человек на своем месте», потому что у нас полстраны не на своем месте, достаточно посмотреть на Государственную Думу. Хотя мы и договаривались не говорить о политике.