Курган. бизнес
ШААЗ. От радиаторов до тепловозов
Уверенно стоять на рельсах – такой курс взял сегодня
Шадринский автоагрегатный завод

Уверенно стоять на рельсах – такой курс взял сегодня Шадринский автоагрегатный завод. За прошедший год предприятие выпустило ряд новых изделий, освоило модернизацию двух серий локомотивов и представило свою продукцию на международных выставках. На вопрос, сложно ли промышленности подстраиваться под требования современного рынка, директор завода Андрей Попов отвечает однозначно: нужно не думать о трудностях, а просто делать свое дело. Больше подробностей о работе ШААЗ – в нашем интервью.
- Андрей Николаевич, может быть, странно начинать разговор с подведения итогов, но все же – каким стал для завода 2017 год?

- Очень важной ступенью – по его итогам мы выросли на 10%: общая сумма реализации товаров и услуг составила 5 млрд 800 млн рублей. В этом году объем реализации впервые должен превысить планку в 6 млрд рублей. Инвестиции в производство планируются на уровне 120 млн рублей. Заложен и 10%-ный рост фонда оплаты труда.

- Какие события прошлого года оказали большое влияние на ваш бизнес?

- Вы уже знаете, что мы занимаемся модернизацией и реализацией тепловозов. Это занимает порядка 20% от общего объема товаров и услуг. В прошлом году мы побывали на VI Международном железнодорожном салоне техники и технологии «Экспо 1520» в Щербинке. Представили там модернизированный тепловоз ТГМ4Б-УГМК с гидравлической передачей мощности, предназначенный для маневровой работы на горнодобывающих, металлургических и других промышленных предприятиях. В прошлом году мы освоили еще одну модификацию ТЭМ2Н-УГМК. Новые рамы, которые теперь приобретаются у наших партнеров, позволяют получить не просто модернизированный, а абсолютно новый тепловоз.

- Вы начали этот проект в 2014 году. Сколько машин реализовано за это время?

- Сорок семь штук, пятнадцать из них – в 2017-м. В этом году мы расширяем линейку – наши мощности позволяют выпускать порядка 30 тепловозов в год. Конечно, это возможно только при наличии стабильных заказов. Радует, что рынок тепловозов в России большой, это позволяет прирастать в объеме и нам. К тому же железнодорожное машиностроение – лишь 20% нашей работы, основную долю по-прежнему занимают автоагрегаты.

- Контракты на 2018 год уже заключены? Как вы находите своего покупателя?

- Мы постепенно наращиваем долю алюминиевых теплообменников взамен медно-латунных, но в целом ситуация с загрузкой выпускающих цехов стабильная. Ни на одном конвейере ШААЗ не потерял своих объемов, а на некоторых даже и увеличил, в основном за счет новых изделий. Постоянно ведется работа по освоению новых теплообменников и блоков для Камского и Ульяновского автомобильных заводов. На Ликинском автобусном заводе сейчас проходят испытания ряд блоков, а также новые отопители ОЖД30.
Радует, что рынок тепловозов в России большой, это позволяет прирастать в объеме и нам
В конце прошлого года запустили новую линию по производству алюминиевых пластинчатых радиаторов, а с января начали серийный выпуск данных изделий. Сегодня мы продвигаем продукт через собственную сеть. В планах – освоить линейку радиаторов для легковых автомобилей и автобусов «ПАЗ», «ЛиАЗ». По мере освоения новых изделий будем заключать контракты с производителями. В перспективах – изготовление радиаторов для кондиционеров автомобилей. Сейчас система «климат-контроль» используется практически везде, эта тема актуальна и для коммерческого транспорта, в частности для грузовых автомобилей.

- Разве мир не движется в сторону электромобилей? Правительство Москвы, например, объявило о намерении купить 300 электробусов и потратить на это 30 млрд рублей.

- Мир меняется стремительно, но все же я уверен, что у нас есть пара-тройка десятков лет, чтобы производить ту продукцию, которую мы выпускаем сегодня. Что касается электромобилей, будет спрос – будем и мы перестраиваться, чтобы работать для потребителя.

- Это так просто – перестроиться?

- Мы не думаем о том, просто это или сложно. Таков закон: как только появляется что-то новое, мы с удовольствием беремся за разработки. Сейчас стали актуальны газовые двигатели, поэтому мы начинаем работать в этом направлении, осваиваем новые агрегаты охлаждения, где есть свои особые требования. Мы всегда находимся в тесном взаимодействии с разработчиками и производителями техники.
Таков закон: как только появляется что-то новое, мы с удовольствием беремся за разработки
- Как происходит сотрудничество с автомобильными предприятиями? Это тендерная система?

- Как правило, техническое задание на изготовление нового продукта направляется нескольким заводам-производителям. По результатам потребитель выбирает, с кем продолжать работу в данном направлении. В первую очередь упор делается на качество, цену, сроки изготовления новых образцов и подготовки производства.

- Как часто выигрываете?

- Статистику таких побед я не веду. Но точно могу сказать, что Шадринский автоагрегатный завод участвует во всех без исключения новых разработках, которые существуют на российских предприятиях автомобильной промышленности.

- Когда мы виделись с вами в прошлый раз, вы сказали, что планируете направить на развитие производства в 2017 году более 110 млн рублей. Эти планы осуществились?

- Все, что планировали, мы освоили. Деньги были направлены в основном на приобретение и ремонт оборудования и создание новых площадей. Кстати, два новых токарных станка, которые начнут работу в ближайшее время, мы купили на «Курганприборе». Средства на модернизацию закладываются в соответствии с целями и задачами, которые перед собой ставим. Если нужно новое оборудование, мы его приобретаем. Нужен ремонт – делаем.
Шадринский автоагрегатный
завод – это:
2 360 сотрудников

500 млн рублей
налогов, ежегодно
перечисляемых в
бюджеты всех уровней


Шадринский автоагрегатный
завод – это:

50 млн рублей
ежегодно на социальные программы

10 млн рублей
ежегодно на благотворительность
- Каких знаковых проектов можно ожидать в 2018-м?

- Из тех, что озвучу, расширение линейки изделий пластинчатых радиаторов, завершение подготовки производства по тепловозным секциям. Продолжим развивать производство электродвигателей постоянного тока и радиаторов брускового типа.

- В 2017 году ваша продукция поставлялась в 12 стран мира, в числе которых не только страны СНГ, но и Америка, и Германия. Какова доля экспорта в настоящий момент?

- Около пяти процентов. Расширение рынка поставок тоже входит в наши ближайшие планы.

- Правда ли, что экологизация производства – одна из основных ваших стратегий?

- Да, мы ежегодно закладываем деньги на модернизацию очистных сооружений. За последние два года на эти цели направили порядка 30 млн рублей, столько же запланировали выделить на аналогичный период 2018 – 2019. Сейчас жесткие требования со стороны надзорных органов, и работа в этом направлении ведется постоянно.

- Вы согласны с мнением, что одна из главных проблем автомобильной отрасли – небольшие инвестиции со стороны государства?

- Абсолютно. Нам вообще никаких инвестиций не предлагают. Но, честно говоря, если бы я и хотел чего-то от государства, то, скорее, обеспечения стабильной работы наших потребителей – автосборочных заводов. Будут заказы у них – будут и у нас. Хотя жизнь показывает, что автомобильный бизнес может развиваться и без заинтересованности государства.

- Какая идея мотивирует вас на работу?

- Видеть, как завод движется вперед, видеть наш прорыв. Для меня успех ШААЗа сам по себе и есть главная мотивация. ///
Текст: Ольга Левинская
Фото: Евгений Кузьмин
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda