Интервью с директором частного конструкторского бюро СТЭК Юрием Денисовым
Пока весь мир опасается нашествия роботов и массовой безработицы, эксперты хладнокровно просчитывают, как еще они могут спасти человечество. Автоматизированные пожарные машины, техника, следящая в глухой тайге и тундре за состоянием нефтепроводов, своеобразные медицинские экзоскелеты, помогающие решить проблемы лежачих больных в центре Илизарова, – все это дело рук частного конструкторского бюро СТЭК и его директора Юрия Денисова.
- Юрий геннадьевич, ваше КБ работает в Кургане уже 15 лет. Вы занимаетесь фактически всеми этапами разработки и производства, от создания технического задания до опытного образца. Что сейчас наиболее востребовано? Какие проекты показались вам наиболее интересными и полезными?
- За эти годы у нас было очень много проектов. Мы проектировали спецмашины и для МЧС, и для МВД («Шторм», «Лавина-Ураган», «Гроза»). Мы придумали на базе «Тигра» машину, способную помочь бойцам спецназа преодолевать заборы из колючей проволоки и проникать в здание на уровне второго-третьего этажа. Также мы занимаемся разработкой пожарных машин для Варгашинского завода. Некоторые мы делали полностью сами, в других брали на себя часть проекта, занимались монтажом. Разработали линейку дорожной техники для Курганского завода спецтехники. Один из самых интересных проектов – полностью спроектированный нами робот для тушения пожаров в опасных для жизни и здоровья людей местах. Наши опытные образцы сейчас работают где-то в «горячих точках».
- У вас робототехника выделена в отдельное направление. Чем занимаются ваши роботы? Вы не опасаетесь, что они полностью заменят людей и оставят их без работы?
- Мы к этому стремимся. Первый тип роботов, который мы сделали, – машины весом 2-3 тонны, тушащие пожары. Они дистанционно управляются пультом с джойстиками и кнопками, как обычная детская игрушка. Так можно контролировать движения робота, подачу воды, изменяя геометрию струи и включая мелкодисперсное распыление. У такого робота есть видеокамеры и тепловизор, который даже в самом густом дыму «видит», где есть возгорание. Он легко преодолевает небольшие препятствия и ямки, самостоятельно заезжает в тоннели и тушит пожар в смертельно опасных для людей местах. У нас есть опытный образец пожарной машины нового типа. Ее особенность – в силовой установке, вращающей компрессор, который создает давление в бочках и, таким образом, вытесняет воду воздухом. Машина подъезжает, и она сразу готова к тушению через пожарный лафетный ствол. Есть модель машины для массовой эвакуации. Ее лестница достает до шестого этажа. Это очень актуально, особенно с участившимися в последнее время пожарами в крупных торговых центрах. Мы сделали маленьких гусеничного и колесного роботов для тушения пожаров. Они могут уезжать до 300 метров и по видеоканалу передавать все, что там происходит, и подавать воду в очаги возгораний от пожарной машины.
- Насколько я знаю, вы еще сотрудничаете с Илизаровским центром. Что вы делаете для них? Тоже роботов?
- Для Илизаровского центра мы сделали так называемый вертикализатор. Это самоходная тележка с креслом для спинальных больных, которые не могут ходить. Причем мы сделали ее вездеходной, полноприводной, с четырьмя ведущими колесами, чтобы можно было ездить не только по асфальту или дому, но и выехать в парк или лес. И если дорога неровная, то кресло все равно останется в горизонтальном положении. Кроме этого с его помощью можно «подняться» и достать что-то, допустим, с верхней полки. Также мы сделали для них опытную модель дистрактора для управления аппаратом Илизарова в автономном режиме. Это компактный электронный блок управления, который в соответствии с лечебной программой, через определенные промежутки времени включается и воздействует непосредственно на сам аппарат, чтобы тот растягивал кость пациента на заданную длину. Есть еще ряд небольших разработок тренажеров, которые из-за отсутствия финансирования не могут войти в серию и используются только как опытные образцы.
- Получается, что у вас есть масса интересных разработок, но они все находятся на стадии экспериментальных моделей. Почему так? Что мешает запустить их в серию?
- Все упирается в деньги и время. Все хотят получить быстро. А в науке так не бывает. Почему покупают немецкую технику? Потому что ее разрабатывали и испытывали годами, довели до совершенства. А нам никто не дает по 5-10 лет на модель. Максимум 6 месяцев на полном самофинансировании. Если бы у нас в стране не стоял так остро вопрос с финансированием подобных прикладных разработок, то можно было бы решить массу глобальных проблем.
- Может быть, это тоже вопрос времени? По крайней мере, у вас есть и патенты на ваши устройства, и машины.
- Да, патентов у нас много. Есть на пожарный монитор, на силовой прецессирующий редуктор с плоскоконическим зацеплением, подходящий в числе прочего для редукторных вставок в погружные насосы для добычи «тяжелой» нефти в низкодебетных скважинах. На спиральный двухконтурный компрессор, у которого почти нет вибрации. На устройство оперативного контроля прочности шпилек и болтов в соединениях магистральных нефте- и газопроводов. На датчики
деформации интегрального типа, позволяющие узнавать, на какой стадии усталости находятся металлоконструкции с многоцикловой нагрузкой. Но это далеко не все. А на все, особенно на то, чтобы получить патент за границей, у нас опять же не хватает финансирования. И я опасаюсь, что нашими разработками, находящимися в открытом доступе, рано или поздно кто-то воспользуется в Европе или Америке. И потом мы будем вынуждены покупать у них права на свои же работы. Я же хочу, чтобы наши разработки внедрялись здесь и шли на пользу нашей стране. ///
ООО Фирма «СТЭК»,г. Курган, пр. Машиностроителей, 1, оф. 412. Тел. 8-912 832-62-18