- На других исполнителей часто смотрите? Ходите на их концерты, ездите в города, страны ради выступлений?
- Специально в другую страну, конечно, не поеду, да и в Москве нечасто хожу. А так, побывал уже на концертах тех, кого надо было, вроде Мэнсона, Duran Duran, Limp Bizkit. У меня свои сложности. Некоторые коллеги стараются проходить бесплатно, а я не умею выпрашивать, мне лучше с билетами запариться. Как продюсеру-постановщику и музыканту мне не обязательно вживую присутствовать, могу посмотреть концерты в записи или Интернете. У меня нет фанатских чувств, концерты рассматриваю чисто технически: полюбопытствовать, поинтересоваться, как сделано. За последние несколько десятилетий ничего принципиального в технологиях не изменилось.
Скажем так, в какой-то момент жизни тебе интересно, как люди делают нечто фирменное в своих шоу. Потом ты узнаешь это, и все, любопытство исчерпано. Мне достаточно. Я больше изобразитель, чем потребитель музыки.
- «Агату Кристи» всегда можно узнать по саунду: электронные звуки, легкий «попсовый» оттенок девяностых в рок-готике. Что придает группе такое звучание?
- В основном это «рабочие станции», мы так называли громоздкие синтезаторы с кучей наворотов, готовых тембров и спецэффектов. Но моя большая любовь – электронные барабаны. Многие альбомы группы записаны с ними. Изначально мы так не планировали. Но не было бы счастья, да несчастье помогло, что называется. В самом начале 1980-х, когда мы играли в Екатеринбурге, у нас еще не было возможности качественно записать барабаны. Поэтому решили попробовать синтетику. И мне очень нравилась эта история с инди-роком, когда музыканты на сцене выступают с драм-машинками. Это и звук, и картинка очень крутые.
- Сейчас как создаете звук?
- Я использую натуральные синтезаторы, не софтовые. Программа недотягивает по живости и звучанию до инструмента, а синтезатор с этой задачей вполне справляется. К тому же на студии у нас есть все настоящие инструменты, так что теперь нет необходимости имитировать. Конечно, иногда мы используем софт, но аналоговый звук четко слышно. Ты нажимаешь кнопки, звук рождается выхолощенным в программе. Когда нажимаешь на клавиши инструмента, появляется физика, звук рождается прямо под твоими пальцами. Не знаю, может, это только у меня такой загон?
- Что насчет гитар? Используете с ними примочки?
- А как же, конечно, использую аналоговые. Большинство из них - старинные, покупал когда-то с рук или просто с девяностых остались, до сих пор отлично звучат. Пользуюсь «Box of rock» – это такой дисторшн драйв транзисторный (прим.: специальный эффект плотного, рубленого звука), в Лондоне покупал его как компрессор, также блок индикаторов. Но это все технарские штучки.
А гитары по классике – Gibson и Stratocaster. Они разные, дополняют друг друга. Что касается предпочтений – мне нравится и то, и другое. Особенность Stratocaster в том, что когда гитаристы играют в один комбик, у него более полный звук идет с низов, поэтому поставил на него два датчика. У Gibson от этого получаются низкие тона, как у Fender, – словом, для музыкантов разница есть.
- На своих концертах вы больше отдаете энергию или заряжаетесь?
- Здесь всегда важен обмен, когда артист отдает энергию залу, возникает круговорот. Хиты очень много требуют, я не умею петь их не отдаваясь, мне этого недостаточно. Наша задача на концерте – создать театральное представление, мы не просто поем, это не набор шлягеров, понимаешь? Есть содержание, подтекстуальный характер, настроение, эмоции контрастные получаются. И концерт также контрастно выстраиваю в этом диапазоне эмоций: от ужаса, гнева до расхлябанных слюней. Хочется и себя, и людей погонять по этим чувствам и в конце выйти с пониманием, что именно это мы из себя и представляем: нет ни плохого, ни хорошего. Так я чувствую и транслирую. В этом и скрыта энергия, здесь она тратится.
- Что может помешать?
- В основном мешают технические условия: пятка чешется, зал громкий. Первую половину концерта на саундчеке примеряешься, адаптируешься, условия под себя создаешь, привыкаешь к ним, чтобы реализовать свою задачу, – вот на это уходит много сил. Но главное, чтобы люди прослезились вместе с тобой.
- В 80-90-е годы существовали рок-клубы. Сейчас, мне кажется, поднять людей намного тяжелее, особенно молодежь.
- Это обратная сторона того, что мы прожили за 25 лет эпохи коллективизма, своеобразный протест. При этом рок-клубы есть смысл возродить. Обратная сторона либерализма и капиталистического уклада - разобщенность между людьми, каждый сам за себя. Это программирует на то, что ты можешь рассчитывать только на себя, рядом конкурент. Такой тренд есть в обществе и в творчестве. Московская рок-лаборатория, Свердловский рок-клуб, Новосибирский - все это были творческие сообщества музыкантов, актеров, режиссеров, фотографов, художников, дизайнеров. Получался котел, в котором люди обмениваются, работают и что-то генерируют.