Челябинск. бизнес
По лезвию истории
Златоустовская оружейная фабрика Валерия Томея
Оружие вызывает желание в глазах мужчин и является маленькой женской слабостью. Изящество линий, острота лезвия и ювелирная работа рукояти… Златоустовская оружейная фабрика сохраняет традиции и делает то, от чего невозможно оторвать взгляд.
Валерий Томея, генеральный директор фабрики, стремится не только к развитию бизнеса, но и к привлечению туристов на свое предприятие. С 1815 года Златоуст является одним из главных центров по производству холодного оружия.

- Наша фабрика была открыта по велению императора Александра I. Именно он первым из русских царей стал обладателем украшенного златоустовского оружия. Дорогие подарки от мастеров получали все царедворцы. Последний российский император, Николай II, побывал в Златоусте в 1904 году, оружейники Урала преподнесли подарок Государю лично, – рассказывает Валерий Александрович.

Более двух столетий оружейная фабрика сохраняет свой профиль, а вместе с ним и подход к изготовлению продукции, традиции мастеров прошлого, историческое здание и знаменитый ассортиментный кабинет, сегодня превратившийся в музей холодного оружия и гравюры на стали. Коридоры и залы здесь оформлены в стилистиках исторических эпох развития предприятия. Есть зал, посвященный советскому периоду, холл с грамотами и благодарственными письмами, стеклянные стены, за которыми видно, как кропотливо работают мастера.

- Через нашу фабрику мы брендируем территорию, – отмечает Валерий Томея. – Туристический поток может дать толчок для развития нашему городу и самому предприятию. Раньше в ассортиментном кабинете начинающие художники наблюдали за работой опытных мастеров, изучали оружейное искусство. Сегодня мы хотим, чтобы наш музей – ассортиментный кабинет – стал жемчужиной туристического маршрута Южного Урала.
Музей холодного оружия фабрики – самый крупный в Златоусте: он насчитывает около пяти тысяч экспонатов. Коллекция изделий охватывает весь период существования предприятия. Причем в витринах выставлены не только уникальные клинки, но и бытовые предметы и сувенирная продукция: коллекция столовых приборов, по которым можно изучать правила этикета, разнообразные награды для спортивных соревнований и многое другое. Здесь и коллекция гравюр, в советские годы ставшая визитной карточкой и фабрики, и города.

С классическими панно соседствуют современные образцы, выполненные в совершенно новых техниках. Уникальность музея оружейной фабрики и в том, что экспонаты можно потрогать. Где ещё позволят почувствовать в руке тяжесть кавалерийской сабли, изготовленной в 1839 году, или подержать пистолет «ТТ» 1941 года, когда-то побывавший в боях, а позже украшенный мастерами фабрики? Новые техники не противоречат традициям производства. Практически каждый нож изготавливается вручную. На создание одной единицы оружия мастера тратят от месяца до года, и в результате получаются произведения искусства. Большая их часть немедленно раскупается ценителями, а некоторые остаются как выставочные экспонаты. Кстати, в кабинете Валерия Александровича хранится гравюра, подписанная лично Иоанном Кронштадтским, а в витринах лежит нож с изображением дороги к двенадцати апостолам – этот символ еще предстоит разгадать.
Валерий Томея рассказывает:

- Златоустовская оружейная фабрика – старинное предприятие, чью историю мы не знаем целиком. Павел Обухов произвел первую стальную пушку именно на нашем заводе в 1860 году. Сюда приезжали российские императоры Александр I, Александр II, Николай II. В революционное время здесь прятался Иосиф Сталин: ему помог укрыться на нашей фабрике от преследования дьяк златоустовской церкви. Говорят, именно поэтому Иосиф Виссарионович сохранил историческое название города и не распорядился разрушить храм.

По коридорам фабрики гуляли Федор Шаляпин, фотограф Сергей Прокудин-Горский, весь первый состав советских космонавтов, кроме, пожалуй, Юрия Гагарина. Здесь работал и проводил свои эксперименты прославленный металлург Павел Петрович Аносов. В советское время украшенное холодное оружие Златоуста получали в дар партийные и государственные деятели нашей страны, а также политики дружеских Советскому Союзу государств – Мао Цзэдун, Чжой Энь-лай и другие. Заказы шли из Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и союзных министерств иностранных дел. Сегодня это производство и музей – два в одном.
Один из особо важных правительственных заказов Златоустовская фабрика получила к 70-летию Генерального секретаря Леонида Брежнева. Учитывая уровень ответственности, главный художник фабрики Геннадий Берсенев согласовывал эскизы в Москве. Брежневу решили подарить генеральскую шашку в лучших традициях украшенного холодного оружия: сталь, клинок, орнамент с батальными сценами Великой Отечественной войны, изображениями малой земли и золотой медали мира Фредерика Жолио-Кюри, которой был награжден Генсекретарь. И, конечно, на клинке был собственный портрет Леонида Ильича.

- Эксклюзив в оформлении шашки на этом не закончился, – добавляет Валерий Александрович. – Так повелось, что для особо важных персон оружие всегда украшали с изюминкой. Подарок Генеральному секретарю «обидным» исключением не стал: на нем появились три десятка бриллиантов. Вопрос о выделении драгоценных камней решался через Министерство финансов, а работал с ними слесарь-оружейник Аким Бочкарев. Еще одна особенная деталь шашки Брежнева – Герб СССР, он был выполнен из сорока трех граммов чистого золота и расположился на эфесе клинка.

К установленному сроку шашку доставили в Москву. Этот заказ курировал управделами ЦК КПСС Михаил Могилевец. Госприемка именного оружия для Генсека проходила в одном из кабинетов на Старой площади. Изделие златоустовских мастеров оценивали эксперты самого высокого уровня: один – из Государственного Эрмитажа, другой – из Оружейной палаты Кремля. Златоустовскую гравюру определили сразу, и после экспертизы наградную шашку передали для торжественного вручения юбиляру.

- В Госфильмофонде сохранились уникальные кадры кинохроники, нашу шашку вручал Брежневу Председатель Президиума Верховного Совета Николай Подгорный. Кстати, для Леонида Ильича наши мастера выполнили еще несколько изделий – шкатулку, вазу для фруктов и винный прибор, состоящий из подноса, шести стопок и крюшонницы.
Оружие не терпит суеты, ему нужны
любовь и внимание

Сегодня оружие эпохи строительства социализма стало предметом коллекционирования. А истории о том времени превращаются в легенды. О шашке Брежнева ходили разные слухи. Но Валерий Александрович говорит, что златоустовские подарки были «национализированы». Пару лет назад оружейная фабрика стала выпускать ограниченную серию клинков «шашки Брежнева». Признанные мастера прорабатывали копии подарка Генсеку в мельчайших деталях. Право на лицензионное копирование клинка есть только у Златоустовской фабрики. Каждая единица имеет свой номер и сертификат – всего изготовлено только сто образцов. Любители советской истории и ценители искусства украшенного холодного оружия Златоуста уже охотятся за этими клинками.

Старинные работы златоустовских мастеров для музейной коллекции Валерий Томея ищет по всему миру. Эти предметы ювелирного искусства он охотно демонстрирует гостям фабрики, в числе которых военные из Индии, бизнесмены из Италии, представители стран СНГ и туристы из самых разных стран.

- Ежемесячно мы принимаем около тысячи посетителей, – говорит он. – И ни один человек не остался равнодушным. Кому-то интересны предметы быта, кому-то – гравюра, кому-то – холодное оружие. А некоторых гостей завораживают наши автоматы Калашникова, пистолеты Дегтярева и пулеметы. Сейчас мы ведем переговоры с олимпийской чемпионкой Альбиной Ахатовой, возможно, будем украшать ружья для биатлонистов.
Практически каждый нож изготавливается вручную. На создание одной единицы оружия мастера тратят от месяца до года, и в результате получаются произведения искусства. Большая их часть немедленно раскупается ценителями, а некоторые остаются как выставочные экспонаты
На оружейной фабрике новые технологии переплетаются с традициями, опытные мастера делятся секретами с начинающими ювелирами. Историческая ценность предприятия становится прочным фундаментом для современных бизнес-процессов. Например, в этом году Златоустовская оружейная фабрика отметит двадцатилетие с момента возвращения в производство казачьей шашки, которое было упразднено в советское время.
- С приходом Валерия Александровича мы снова стали их изготавливать, – рассказывает руководитель отдела рекламы Елена Григоренко. – Теперь на этот вид холодного оружия большой спрос. Казачьи сообщества с нами дружат, часто заказывают себе, родным. Шашка – это же симбиоз традиционного дизайна и современных технологий!
Валерий Александрович вернул к жизни еще одно направление «из прошлого» - изготовление «черных ножей» – знаменитых шварцмессеров. Рукоять и ножны изделия покрыты черным лаком, из-за чего оружие не бликует. А прочность и острота его лезвия теперь работают на благо Уральского танкового корпуса.

- Мы стараемся создать туристическую жемчужину, которая будет интересна всем, – подытоживает Томея. – Это бизнес с душой, с любовью к искусству и истории, а еще – с большим уважением к традициям. Оружие не терпит суеты, ему нужны любовь и внимание. И чем больше, тем только лучше. ///
Текст: Наталья Хомякова
Фото: Наталья Резепина
Follow UNO on Facebook
Made on
Tilda