- Действительно, споры налогоплательщиков с налоговыми органами, в которых основанием для доначислений являются сделки с номинальными контрагентами, до сих пор остаются самыми распространенными. И представлять интересы налогоплательщика по данной категории дел с каждым годом становится все труднее.
На мой взгляд, сложность доказывания состоит в том, что сейчас федеральная налоговая служба, а вслед за ней и вышестоящие суды (суды округов, Верховный суд, то есть те суды, которые формируют судебную практику) заставляют «играть» налогоплательщика вслепую, не давая ему четких критериев того, какой набор действий совершить, чтобы доказать налоговому органу, что он проявил необходимую степень должной осмотрительности и не мог знать о том, что контрагент относится к категории «номинальных».
В свое время Высший арбитражный суд попытался уйти от оценочных категорий в налоговых спорах и дал четкие критерии, которые свидетельствуют о непроявлении налогоплательщиком осмотрительности при выборе контрагента. Постановление ВАС РФ от 2006 года о необоснованной налоговой выгоде стало определяющим при рассмотрении налоговых споров, многие из которых стали разрешаться в пользу налогоплательщика.
Два кризиса и, как следствие, необходимость пополнения бюджета любыми силами скорректировали и судебную практику: вновь появились оценочные категории, более того – их различные степени (должная осмотрительность, необходимая степень должной осмотрительности).
На практике это приводит к широким возможностям для судейского усмотрения, а это значит, какие бы доказательства ни представил налогоплательщик, суд все равно может посчитать их недостаточными.
Опять же говорить о том, что суды (применительно к данным спорам) априори настроены в пользу государственного органа, не всегда справедливо. Многие налогоплательщики ошибочно занимают позицию, которая сводится только к критике доказательств, которые собрал налоговый орган. Это в корне неправильно. Налоговый орган собирает доказательства по отработанной методике, с которой, безусловно, знакомы судьи, рассматривающие такие дела. К тому же судебные акты находятся в свободном доступе, и любой интересующийся может составить представление о том, какие доводы обычно приводит налоговый орган и какие стандартные возражения приводят налогоплательщики. Так вот: чем больше доказательства, собранные налогоплательщиком, будут отличаться от «стандартного набора», тем выше шансы на победу.
Встречаются дела, в которых налогоплательщику удается убедить суд в проявлении должной степени осмотрительности, но в этих делах налогоплательщик в ответ на стандартный набор доказательств налогового органа давал критерии в судебном акте, которые стали определяющими при рассмотрении налоговых споров.