- И до какого года увеличивался рынок?
- Все это время – на него не влияли кризисы. Более того, в 2008 году у нас был пик. Сейчас объем рынка растет нормальными темпами. Поймите, у нас особое производство, от него нельзя отказаться – только если наступит полный коллапс, и денег не останется вообще ни на что. Стихийные бедствия и техногенные катаклизмы всегда были, есть и будут, и чтобы справиться с их последствиями, нужно иметь под рукой парк надежной, современной техники. Пожарная цистерна – не роскошь, а средство спасения. Кроме того, во многих отраслях – нефтегазовом комплексе, энергетике, лесном хозяйстве – есть законодательная нормативная база, где прописана необходимость нашей продукции в том или ином виде. Сейчас, например, выиграли конкурс на поставку машины газодымной защиты в Шереметьево. Задача непростая: между первым и вторым аэропортом два тоннеля, где будет ходить метро, при этом по одной ветке перемещаются пассажиры, а по второй – багаж. Наша машина должна предотвращать или ликвидировать последствия возможных внутренних аварий.
- А ваш автомобиль «тяни-толкай» сейчас востребован?
- В России больше нет Олимпиад, а значит, нет и ажиотажа, благодаря которому появляются на свет такие беспрецедентные вещи, как наша машина. Стоит сейчас в сочинском отряде на службе – дай Бог, чтобы ее и дальше не пришлось применять. Для нас «тяни-толкай» стал шагом вперед, на его базе мы создали еще одну модель с полноповоротным шасси, способную поворачиваться вокруг своей оси. В условиях городской застройки – просто сказка. Мой сын служит в Москве начальником караула пожарной части, поэтому я знаю, что зачастую там невозможно подъехать к месту возгорания – все заставлено автомобилями. Законодательство не позволяет ездить «по головам», приходится ждать, пока проезд расчистят. И все это время в здании горят люди. Это был госзаказ: мы его выполнили, машину одобрили – и затем дело встало. Та же история с северным автомобилем – деньги вложили, мы разработали, создали и провели испытания – на этом все закончилось. Хотя функционал был идеален для холодных районов – при отключении отопления эта машина способна как котельная отапливать целый микрорайон. Сейчас пытаемся реанимировать это направление, посмотрим, насколько это удастся. Но это вопрос к государству, для частника слишком дорогое оборудование.
- А нефтяникам на севере эта машина не нужна?
- Существует специфика формирования потребностей, и они разнятся у государственной пожарной охраны и у частных подразделений. В пожарном машиностроении нет единой технической политики.
- Но ведь задача у всех одна – потушить пожар.
- Если запросить у всех производителей по машине с определенными характеристиками и поставить их в ряд – одинаковых не найдется. В СССР был четкий видовой ряд, прописанный и зарегистрированный в государственном реестре. Сейчас каждый производитель прописывает техническое задание на сорока листах, чтобы его изделие было эксклюзивом. И государство, как заказчик, не задумывается, что для успешной эксплуатации машины должны быть однотипными. Представьте, в пожарной части стоят пять машин от разных производителей, и для управления каждой нужно отдельно обучать личный состав. Это нормально? Надеюсь, что такой подход – вопрос времени.
- Вы застали тот период, когда завод делал 3000 единиц техники в год?
- Нет, я пришел во время стагнации, когда все уже поросло бурьяном.